Малый Кавказ: устойчивый и предсказуемый

После прекращения боевых действий стал возрождаться ландшафт деоккупированной зоны

 

Повестка дня завершившейся накануне в Институте географии имени академика Гасана Алиева (ИГ) Министерства науки и образования Международной научно-практической конференции «Современные проблемы географии: интеграция науки и образования», посвященной 100-летию общенационального лидера Гейдара Алиева, включала в себя множество интересных выступлений ученых по самым различным направлениям географической науки.

 

Среди обсужденных на форуме тем - использование водных ресурсов, территориальная организация сельского хозяйства, гидрометеорология, уровень Каспийского моря, социально-экономические проблемы на освобожденных от оккупации территориях, климат, топонимика, демография, рациональное использование земель и т.д.

Один из докладов конференции был посвящен  актуальным  проблемам современного ландшафтоведения. Об этом и многом другом мы беседуем с ведущим научным сотрудником отдела ландшафтоведения и ландшафтного планирования ИГ доктором географических наук, доцентом Севиль Гулиевой, которая рассказывает также и о результатах недавних исследований, посвященных современным ландшафтно-экологическим особенностям геокомплексов юго-восточного склона Малого Кавказа.

 

- Какова в настоящее время ситуация с горными экосистемами Азербайджана?

- В последнее время наблюдаются усиление деградации природных горных экосистем и замена их природно-антропогенными или же полностью преобразованными ландшафтами. Развитие этого процесса происходит повсеместно и обуславливается геоэкологическим потенциалом ландшафтов.

- Какую задачу вы ставили перед собой, начиная исследование обозначенной территории?

- Известно, что интенсивное освоение относительно неустойчивых горных территорий в различных целях, особенно в регионах поствоенных конфликтов, приводит к их резкой и разнонаправленной деградации и смене горных геокомплексов. Возникшие проблемы требуют всестороннего исследования и выявления тенденций развития геосистем (расположенных в основном на освобожденных от оккупации территориях) с целью их экспертной оценки и мониторинга динамики преобразования ландшафтов. В этом плане горные ландшафты Малого Кавказа в пределах нашей страны в связи с военно-политическими событиями последних лет испытывали наибольшую антропогенную нагрузку. Поэтому для оценки современного экологического состояния горных ландшафтов мы ставили задачу выявления тенденции их развития и влияния на эти процессы самых активных ландшафтообразующих факторов, к которым относятся антропогенные, а также природно-эндогенные и экзогенные факторы.

- Какими методами проводились исследования?

- Мы использовали фондовые и полевые материалы (в том числе дистанционные космические съемки (КС). Исследование, проведенное в пределах азербайджанской части Малого Кавказа с применением материалов дешифрирования КС и анализа морфометрических данных, позволило определить, что в современном морфотектоническом характере данного региона наряду с продольной (общекавказской) немалую роль играет и поперечная морфологическая зональность рельефа.

- Что это значит?

- То, что сформировались крупные поперечные зоны нарушения, наиболее значительными среди которых являются Агстафинская, Товузская, Шамкирская, Гянджачайская и другие. В результате наших исследований удалось установить главные особенности воздействия морфоструктурного строения юго-восточного склона Малого Кавказа на формирование и дифференциацию современных ландшафтов данного региона.

Кроме того, мы выявили особенности их влияния на формирование и раздробленность ареалов современных ландшафтов. Кстати отмечу, что усиление антропогенного влияния на геокомплексы юго-восточного склона Малого Кавказа привело к аномальной активизации экзодинамических процессов разного направления, что оказывает сильное воздействие на неустойчивые и нестабильные горные ландшафты. Таким образом, в результате исследования мы оценили на этой территории напряженность (морфодинамическую, морфотектоническую и экзодинамическую) в пределах отдельных ландшафтных комплексов, в том числе и в постприфронтовой зоне.

- С какого времени в нашей стране проводятся ландшафтные исследования горных геосистем?

- Они начались в 60-е годы ХХ века после создания отдела ландшафтоведения в Институте географии АН Азербайджанской ССР. К настоящему времени, благодаря усилиям многих поколений исследователей-ландшафтоведов страны накоплен конкретный научно-теоретический и методический материал, позволяющий судить об основных чертах ландшафтной структуры и о возможных методиках изучения естественных и антропогенных ландшафтов горных территорий.

- Что принципиально нового произошло за эти годы?

- В последние десятилетия, на рубеже веков, среди различных направлений ландшафтных исследований наиболее широкое развитие получили эколого-ландшафтный анализ, картографирование современного состояния геосистем, а также оценка их изменений под все более усиливающимся антропогенным воздействием. В ходе проведенных за последние годы научно-исследовательских работ на основе дешифрирования КС была составлена принципиально новая цифровая ландшафтная карта Азербайджана масштаба 1:250000 с использованием ГИС-технологий. К слову, возраст последней ландшафтной карты страны (М 1:600000) датируется 1975 годом: детальный сравнительный анализ обеих карт позволил выявить некоторые тенденции развития современных геокомплексов Азербайджана.

- Что вы можете сказать о ландшафте деоккупированной зоны?

- Естественно, что в ландшафтной структуре этих территорий произошли значительные изменения, что связано с многолетней оккупацией. Наиболее сильному и разрушительному воздействию подверглись горно-лесные геокомплексы, отличающиеся богатым видовым составом.

Анализ новой космоландшафтной карты позволил выявить, что после прекращения крупномасштабных боевых действий происходит активное восстановление ландшафтов на оккупированных территориях, особенно в Зангиланском, Губадлинском и Кяльбаджарском районах, где в настоящее время почти полностью отсутствуют поселения, т.е. антропогенная нагрузка близка к нулю. Кроме того, в этих районах (по сравнению с 1990 годом) произошло ощутимое, до 25-30%, увеличение площади вторичных лесокустарниковых низко- и среднегорных ландшафтов.

- А что в других районах Карабаха?

- Почти полностью исчезли ареалы антропогенного происхождения ландшафтных комплексов в Агдамском, Физулинском, Джебраильском, Лачинском и Шушинском административных районах. В целом сопоставительный анализ обеих карт позволил объективно оценить сложившуюся ландшафтно-экологическую обстановку в регионе с целью дальнейшего эффективного хозяйственного использования, сохранения и восстановления коренных ландшафтов, составления оценочных прогнозов.

Бакинский рабочий - 2023.- 25 ноября, №217.- С.10.