Не совершить роковой ошибки

В борьбе с ХАМАС Израиль не должен поддаваться эмоциям

 

После нескольких лет затишья на Земле обетованной вновь стреляют, раздается вой сирен израильских систем предупреждения об атаке с воздуха, взрываются снаряды, бомбы и ракеты, льется кровь с обеих сторон, как арабская, так и еврейская, но в любом случае одинаково красного цвета.

 

Таковы последствия того, что утром 7 октября на Израиль была совершена комбинированная атака. Сначала с территории сектора Газа начался массированный обстрел реактивными снарядами, затем последовало проникновение боевиков по земле, воде и воздуху. В результате хорошо подготовленной операции им удалось застать врасплох израильскую армию, прорваться в глубь страны и занять ряд приграничных районов, в том числе несколько городов.

Ответ израильской стороны был, как всегда в таких случаях, жестким - последовали мощные бомбоштурмовые удары с земли и воздуха по позициям и убежищам ХАМАС в секторе Газа, после чего осуществлена блокада местности.

По поводу жестких действий Израиля выступил Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который в своем обращении к народу заявил, что прекращение доступа Палестины к воде, электричеству и продовольствию является преступлением против человечности и требует международного вмешательства для предотвращения гуманитарной катастрофы. Эрдоган выразил опасения относительно непропорциональных и необоснованных атак на сектор Газа и предупредил, что такие действия могут повредить репутации Израиля в мировом сообществе. Он подчеркнул, что Израиль должен действовать как государство, а не как организация и воздерживаться от атак на гражданских лиц и гуманитарные поставки.

Кроме того, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил готовность предпринять все возможные усилия, включая проведение посреднической миссии, для урегулирования конфликта между Израи­лем и Палестиной. Он подчеркнул, что в данной ситуации все страны мирового сообщества должны придерживаться принципа справедливого и гуманного баланса между сторонами конфликта.

Свою точку зрения на причины нападения ХАМАС и его последствия для Палестинской автономии в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» изложил немецкий политолог, доктор Грегор Шпицен.

 

- В чем причины неожиданной активизации ХАМАС, то есть, почему именно сейчас они решились атаковать Израиль?

- Очевидно, боевики ХАМАС падки на символизм. Впрочем, они и сами это признают, рассказывая, что готовили операцию в режиме строгой секретности специально к 50-летнему «юбилею» войны Судного дня, которая, как известно, имела место в октябре 1973 года. Странно, что израильская разведка не просчитала этот вариант. ХАМАС никогда не прекращал своей активности по подготовке к войне. Если боевики не запускали по территории Израиля самодельные ракеты «Кассам», то изготавливали их на своих подземных фабриках или занимались рытьем туннелей для диверсионных рейдов.

Вообще остается много вопросов, как ХАМАС удалось сохранить в тайне подготовку к операции такого масштаба? Тренировки дельтапланеристов и морских коммандос либо проводились за территорией Палестины, либо руководители израильской разведки сделали неправильные выводы из наблюдений за активностью боевиков, решив, что те тренируются исключительно в спортивно-оздоровительных целях. В любом случае руководство израильских спецслужб заслуживают резкой критики в связи с проф­непригодностью.

- С чем связаны первоначальные успехи ХАМАС?

- Следует принять во внимание несколько факторов. Во-первых, элемент внезапности дает неплохие шансы захватить инициативу. Во-вторых, высокая мотивация людей, искренне ненавидящих Израиль. В-третьих, хорошая тактическая и боевая подготовка, видно, что боевиков «натаскивали» на операцию не один месяц. В-четвертых, новые технологии современной войны. Лично меня впечатлило, как ХАМАС гранатами, брошенными с беспилотников, вывел из строя аппаратуру в башнях слежения по периметру стены. Ну и провал израильских спецслужб тоже сыграл свою роль. Кадры убитых израильских солдат в казармах, даже не успевших надеть форму, говорят о том, что террористы достигли 100% внезапности.

- Следует ли ожидать полномасштабного вступления в войну с Израилем Ливана и Сирии?

- Башар Асад еще не оправился от последствий гражданской войны и не может позволить себе влезть в авантюру с непрогнозируе­мым исходом. Так что Сирия вряд ли это сделает. У Ливана несколько иная ситуация: в Бейруте сидит во многом номинальное правительство, а «Хезболла» фактически является государством в государстве и принимает самостоятельные решения. Она уже солидаризировалась с ХАМАС и заявила о готовности принять участие в джихаде, так что открытие северного фронта вполне вероятно. Тем более что «Хезболла», в свою очередь, сильно зависит от Ирана и его решений. С одной стороны, Тегеран - вполне цивилизованное государство, придерживающееся норм международного права. С другой - к Израилю там действительно мало кто питает дружеские чувства. Вполне может статься, что искушение воспользоваться появившимся шансом и таки уничтожить Израиль сможет возобладать над здравым смыслом в некоторых горячих головах религиозных лидеров и высшего генералитета Исламской Республики.

- В рамках контрнаступления израильская армия блокирует Газу, отрезает палестинцев от воды, электричества и продовольствия…

- Израиль старается свести к минимуму жертвы среди мирного населения, дабы не выглядеть извергом в глазах мирового сообщества. Однако фактическая блокада Газы - это скорее требование общественного мнения внутри Израиля, шокированного последними события­ми. «Израиль должен ответить», а «люди, которые празднуют жестокое убийство наших соотечественников, должны страдать» - так можно охарактеризовать лейт­мотив гласа народа в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе. Террористы безусловно предвидели такой ход и запаслись всем необходимым для осады и городской герильи. Страдать от блокады будут лишь мирные палестинцы, что лишь умножит страдания мирного населения, численность экстремистов и симпатии к Палестине мирового сообщества. Израиль допускает большую, поистине роковую ошибку, действуя на эмоциях.

- На чьей сейчас стороне в основном находится международное сообщество?

- Евроатлантическое сообщество, за исключением отдельных левацких течений, экспертов и медиа, однозначно на стороне Израиля. Но с каждой новой ковровой бомбардировкой Газы и фото с видео голодных детей Палестины картина будет меняться. Время работает на ХАМАС. Даже в случае формальной победы наземной операции Израиль навсегда утратит в глазах мирового сообщества репутацию народа-страдальца, приобретенную после ужасов Холокоста, пережитых еврейским народом. Учитывая, что министр обороны Израиля почти слово в слово цитирует речь Адольфа Гитлера об освобождении солдат, принимающих участие в кампании на Востоке, от уголовной ответственности за совершение возможных преступлений, произнесенную в 1940 году, поневоле начинаешь задумываться, что в конфликте Израиля и Палестины, пожалуй, уже нет абсолютного доб­ра и абсолютного зла.

- Чем закончится этот конфликт, учитывая, что Турция уже предложила свои услуги в качестве посредника?

- Скорее всего Израиль не остановится до окончательного решения палестинского вопроса, то есть выдавливания нелояльного палестинского населения за пределы сектора Газа. Даже если формальная победа над ХАМАС будет достигнута, но постоянный контроль над Газой не будет установлен, проб­лему придется вновь решать через несколько лет, когда подрастет новое поколение молодежи, выросшей под бомбежками и потерявшей родственников в битвах с израильской армией. Новое поколение скорее всего будет еще более радикальным, чем старое. Поэтому военного решения здесь нет за исключением, быть может, тотального геноцида палестинцев, на что Израиль не может пойти по моральным соображениям. К тому же обе стороны уже слишком далеко зашли.

Что касается инициативы Эрдогана, то Турция по многим причинам неприемлема для Израиля в качестве посредника, учитывая непростой «бэкграунд» в отношениях двух государств, а также то, что личность Президента Эрдогана воспринимается в Израиле очень неоднозначно, как и личность эмира Катара. Скорее всего как посредник будет выбран король Иордании. Посредником также могла бы выступить Россия, но на ее кандидатуру скорее всего наложат санкции США, чтобы не повышать статус Москвы на международной арене и продолжать рассказывать о том, что РФ находится в изоляции. А вот у Азербайджана, напротив, шансы стать посредником очень велики и лишь ненамного уступают иорданским.

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий - 2023.-№189.- 17 октября.- С.12.