Война без правил

Никто пока не созывает заседаний Совбеза ООН по ситуации в секторе Газа

 

Президент Палестины Махмуд Аббас отменил важные встречи в Аммане с президентом США Джо Байденом, королем Иордании Абдаллой II и президентом Египта Абдель-Фаттахом ас-Сиси после ракетного удара по больнице Аль-Ахли в секторе Газа, где погибли более 800 человек.

 

Может быть, после этого проявления откровенного беспредела в нарушение всех писаных и неписаных норм и правил ведения войны будет созвано, наконец, заседание Совбеза ООН по дичайшей ситуации, независимо от того, кто ее создал. Кстати, где там сестричка Армении Франция, которая в декабре прошлого и в августе этого года хорохорилась по поводу «блокады» и «гуманитарной катастрофы» на суверенной территории Азербайджана, демонстрируя павлиний хвост в Нью-Йорке, и где крокодиловы слезы главы МИД этой страны Катрин Колонна по поводу «неотвратимо надвигающегося геноцида»? А нигде, потому как в вопросе Палестины все заступники армян вдруг в воздухе переобулись, цинично продемонстрировав всему человечеству голову страуса по самую шею в песке.

И это при том, что с начала полномасштабной версии нескончаемого конфликта прошло почти две недели, когда боевики фактически террористического движения ХАМАС сначала выпустили по территории еврейского государства несколько тысяч ракет, после чего вторглись в южные приграничные районы страны, убив тысячу с лишним мирных людей. В ответ Израиль начал активные бомбардировки сектора Газа, которые не прекращаются по сей день. Вот и решили всякого рода любители приготовления «изысканных блюд войны» на этом фоне «подставить» правительство Биньямина Нетаньяху - типа бесчеловечный удар по объекту здравоохранения его рук дело. Но надо отличать ответственную структуру, успешно работающую на всех глобальных уровнях, от шайки диверсантов из военного крыла ХАМАС, зарабатывающей деньги на крови. Кроме того, это очередная попытка отомстить Тель-Авиву за итоги и Шестидневной войны, и войны Судного дня, к 50-летию с начала которой и была предпринята атака боевиков. В первом случае, помнится, Египет, Сирия и Иордания решили «стереть с лица земли» еврейское государство, но потерпели тотальное поражение в воздухе, после чего «технически» передали врагу часть своих территорий, включая Синайский полуостров, сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты. Во-втором случае, в апреле 1973 года, военный командир Эхуд Барак, который позже стал премьер-министром, совершил дерзкую высадку в Бейруте, где уничтожил руководство террористов, убивших во время Мюнхенской летней Олимпиады 11 членов сборной Израиля плюс одного немецкого полицейского, что через полгода позволило Сирии и Египту при поддержке Ирака вернуться к войне за возвращение земель, которая также обернулась неудачей.

И вот спустя полвека (палестинские протесты с забрасыванием израильских солдат камнями не в счет) сотни боевиков ХАМАС действительно ускорили наступление Судного дня, выпустив без малого пять тысяч ракет по беззащитным населенным пунктам, что окончательно разрушило хрупкий мир, который худо-бедно удавалось поддерживать в регионе в последние годы. Вместе с ним, скорее всего, перестала существовать и экономическая модель, с помощью которой международное сообщество хотело погасить один из самых долгих конфликтов в современной истории.

Нынешняя Палестинская национальная администрация, которую в качестве полноценного государства признают 140 стран, состоит из двух эксклавов - это Западный берег реки Иордан, где находится фактическая столица объединения Рамалла, и значительно меньший по размеру сектор Газа. Между ними и находится Израиль, причем он полностью или частично держит под контролем большую часть территории западного берега, создав там многочисленные кибуцы (прототип колхозов, но при муниципалитетах).

До 2005 года израильская армия контролировала и сектор Газа, но затем в рамках плана одностороннего размежевания Тель-Авив вывел войска и ликвидировал там свои поселения. А уже спустя два года местная власть в регионе перешла к политическому крылу той самой группировки ХАМАС, которая в странах Запада, в Японии и Саудовской Аравии официально признана террористической. И хотя ее аббревиатура заявляет, что это «движение исламского сопротивления», речь идет об инструменте воздействия, на который вплоть до последней эскалации работали все государственные учреждения сектора Газа, а правительство Махмуда Аббаса вообще имеет, мягко говоря, не слишком много возможностей по-настоящему влиять на ситуацию.

С точки зрения возможностей для развития экономики ситуация даже в Палестинской автономии, не говоря о мятежном секторе, выглядит крайне безрадостно, что с годами копило массу негативной взрывной энергии, вынуждая вполне мирную молодежь вступать в отряды боевиков, тем более что вот он, враг арабского мира. Но главное отличие в том, что и ХАМАС, и их политические предшественники - ФАТХ, несмотря на все внутренние противоречия (одни жестче, другие мягче), во главу угла ставят создание собственного национального государства, а Израиль, окруженный частоколом недоброжелателей, вынужден естественно заботиться о собственной безопасности. Решения этого вопроса в политической плоскости найти так и не удалось и не удастся в среднесрочной перспективе. Это во-первых. Во-вторых, постоянные попытки сломить сопротивление противника силой ни с той, ни с другой стороны доверия не прибавляют, и это при том, что и сами участники конфликта, и международные наблюдатели хорошо понимают - без полноценного сотрудничества с богатым и технологически развитым Израилем Палестина не имеет шансов на развитие. Не воскрешать же сэра Бальфура, заставив его отмотать назад ноябрьскую декларацию 1917 года (письмо одному из лидеров сионистского движения тех лет барону Лайонелу Уолтеру Ротшильду) о переселении на Ближний Восток евреев из Европы.

Так что для многих поколений арабов и израильтян Палестина - священная земля, которую ни те, ни другие отдавать не готовы. Иерусалим, кроме того, священный для евреев город, «вечная и неделимая столица еврейского государства», как прописано в их конституции, но это также священный город для мусульман - третий по важности город в исламе после Мекки и Медины, под арабским названием Аль-Гудс. Да и саму Палестину во время крестовых походов арабы защищали с особой неистовостью, а потому предположим, что перманентные конфликты на земле с главным «призом» в виде столицы трех религий просто неизбежны и будут продолжены.

Сейчас война (!), которую официально объявил Израиль после дерзкого нападения ХАМАС, вспыхнула с новой силой. На этом фоне (во всяком случае пока) сплотились противоборствующие политические силы в самом Тель-Авиве, и если итог нынешних боевых действий предсказать можно в том плане, что террористы обязательно отступят, заручившись очередным «пакетом помощи» от своих спонсоров из Ирана и ряда арабских стран, то глобальное решение конфликта даже по самым оптимистическим раскладам по-прежнему остается с трудом представимым.

 

Фидан САЛМАНЛЫ

 

Бакинский рабочий - 2023.-№191.- 19 октября.- С.1, 5.