Бремя колонизатора

Франции еще долго жить с несмываемым позором неоколониализма

 

В рамках миссии по поддержанию всеобщей справедливости для всех стран и народов без исключения Азербайджан выступил с беспрецедентной инициативой обсуждения и разрешения целого ряда гуманитарных вопросов мировой повестки.

 

С этой целью накануне в Баку стартовала Международная конференция на тему «Неоколониализм: нарушение прав человека и несправедливость», организованная Бакинской инициативной группой.

Помимо участников из 14 стран в конференции принимают участие представители колонизированных и все еще страдающих от колонизации в XXI веке французских морских территорий, в том числе Новой Каледонии, Французской Полинезии, Французской Гвианы, Мартиники и Гваделупы, а также Корсики.

В своем Обращении к участникам международной конференции Президент Ильхам Алиев заявил: «Оккупировавшая десятки стран в Африке, Юго-Восточной Азии, Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, расхищавшая их богатства, на протяжении долгих лет державшая их народы в рабстве Франция совершила на этих территориях многочисленные военные преступления и преступления против человечества, французские вооруженные силы подвергли геноциду сотни тысяч мирных жителей за их этническую и религиозную принадлежность».

Эту позицию поддержали представители стран - участниц конференции, которые в своих выступлениях рассказали о последствиях бесчеловечной французской колониальной, более того, неоколониальной политики, полностью раскрыв суть и цели французского политического истеблишмента на протяжении десятилетий.

 

Из сказанного следует, что, несмотря на разные периоды истории и разные персоны во французском государстве, сменяющие друг друга на посту президента, лейтмотив колониальной политики все же остается неизменным и еще больше ожесточается. И этому есть объяс­нение.

В конце XIX века ряд стран, и прежде всего Франция, навязали колонизацию общественному мнению, определив ее как дело цивилизации и почти гуманитарную необходимость. Возможно, это выглядело бы даже политкорректно, если бы это выражение в то время существовало. Парадоксально, но деколонизация, стоящая на повестке дня нашего времени, опирается в своей легитимации на аналогичные основы. В свою очередь деколонизация - это работа на благо человечества, на уважение свобод и прав коренных народов на самоопределение на своих собственных землях. Благодаря политике деколонизации сегодня мы легко признаем жестокие потрясения, связанные с колонизацией, которые глубоко и необратимо изменили траекторию движения колонизированных народов.

Но возникает вопрос: приведет ли эта политика к необходимым результатам, благодаря которым последующие поколения сочтут колонизацию постыдной? В случае с Францией вряд ли.

Последняя во время колонизации делила мир в политическом пространстве, где явно стоял вопрос о завоевании территории. В контексте деколонизации форма арены изменилась: это экономическое пространство, где накопление и потоки капитала пересекают границы и формируют новый мировой порядок. Именно в таком контексте африканские государства обрели свою независимость в ХХ веке, хотя по большей части это был всего лишь вопрос политической независимости. Их экономическая автономия не имела никакой надежды быть достигнутой, кроме как встав на «путь развития», со всеми рисками, связанными с опорой на путь, выбранный другими.

Однако сегодня помимо деколонизации на повестку дня выходит и вопрос реституции. Несколько африканских стран уже обратились с просьбой о реституции своих культурных ценностей, разграбленных в колониальную эпоху. Бельгия и Франция, два основных игрока в колонизации, особенно обеспокоены, в частности, повторным открытием музея Тервюрен и недавним «отчетом Савойи-Сарра».

Все эти процессы обусловлены тем, что сегодня акт колонизации в умах обретает истинные очертания.

По мнению некоторых современных аналитиков, колонизация - это процесс тотального раскулачивания, затрагивающий все сферы жизни отдельно взятого народа. Если лишение земли и, в более широком смысле, контроль над экономической сферой являются основной целью, то этого можно достичь только путем отчуждения колонизированных территорий, одним из измерений которого является лишение их истории, их наследия и, в конечном счете, их идентичности. Поэтому некоторые эксперты справедливо подчеркивают, что колонизация - это прерывание истории колонизированных народов, а национально-освободительное движение - ее возобновление.

В данном случае на карту поставлено не дело прошлого, а скорее требование настоящего и будущего. Речь идет не только о ностальгическом восстановлении следов ушедшего прошлого. Африканские страны переживают момент борьбы за живую культуру, без которой национальная независимость станет иллюзией или имитацией модели, когда-то навязанной колониальной военной силой. В то же время эта культура не только не сводится к возвращению к истокам, но, прежде всего, знаменует возможность нового начала или возобновления собственной истории. Таким образом, реституция разграбленных произведений культуры представляется одной из фаз национально-освободительной борьбы, которую следует понимать, как длительный процесс, в котором политическая независимость является лишь одним из первых этапов, требующих других: борьбы за экономическую независимость, борьбы за культурную независимость и идентичность.

Французская колониальная политика, разрушая способы существования в мире целых народов, ввергает их в разложение, бессвязность и бессмыслицу. Навязывая частную собственность на землю и капиталистические общественные отношения, она подрывает все моральные и социальные ориентиры. Обесценивая как «дикое» все наследие многовековой истории, она конфискует прошлое и делает недоступными связи между прошлым и настоящим.

В связи с этим представитель Новой Каледонии Кайзи Пиер, принимавший участие в работе Бакинской конференции, заявил: «Франция старается не исключать наше имя из списка колонизированных стран. По инициативе Азербайджана мы получили выход на страны Движения неприсоединения и просим их поддержки. По причине того, что мы не участвовали в предыдущем референдуме, мы требуем проведения повторного. Новая Каледония хочет заручиться поддержкой международного сообщества. Мы благодарим Азербайджан за его усилия и просим помощи в доведении этого вопроса до международного сообщества».

Возникает вопрос: возможно ли преодоление такого преступления против человечества без его признания? Поэтому избавление от этих последствий предполагает признание потерпевших, что само по себе требует, по крайней мере, прекращения отрицания преступления, к чему Азербайджан призывает Францию, которая не любит концепцию «реституции» и предпочитает концепцию «возвращения». В частности, Франция активизировала свою деятельность во время Венецианской конференции 1976 года по этому вопросу. Вопрос заключался в определении названия комитета, занимающегося вопросом реституции. Под давлением нынешних неоколониальных властей комитет теперь называется «межправительственный комитет по содействию возвращению культурных ценностей в страны их происхождения или их реституции в случае незаконного присвоения». Что отвергается в термине «реституция», так это его неявная незаконность, то есть характеристика кражи, обозначающая наличие этих произведений в крупных западных музеях. Использование понятия «реституция» допускается только в сочетании с редуктивным выражением «в случае незаконного присвоения».

Не случайно, то, что отвергается в термине «реституция», является характеристикой колониального периода. А то, что ценится в термине «возвращение», так это его нейтральность, то есть молчание о характеристиках.

Неспроста принимавший участие в Бакинской конференции секретарь по коммуникациям Народного союза «За свободу Гваделупы» Гастон Самут заявил: «Мы очень довольны приглашением Азербайджана на эту конференцию, которая является для нас шансом высказаться против колониализма. Мы лишены этого у себя на родине из-за политики, навязываемой французским государством. Для нас эта конференция предоставляет шанс получить доступ к международной прессе и рассказать о нашей борьбе. Кроме того, мы здесь, чтобы подтвердить нашу солидарность со всеми формами борьбы, которая ведется в Тихом океане, Гайане, Вест-Индии или на острове Мартиника в стремлении к суверенитету колониальных народов».

Сегодня многие специалисты и активисты в деле борьбы с неоколониализмом склонны думать, что позорную страницу истории можно преодолеть, только лишь прочитав ее вслух до конца.

 

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Бакинский рабочий - 2023.- №193.- 21 октября.- С.1, 5.