Политика - игра в долгую

Азербайджан-выигрывает, несмотря на неготовность европейцев к диалогу

 

 

Независимо от любого решения заседания Совета Евросоюза, включая аморфное осуждение «агрессии», обеспокоенность «этнической чисткой», официальный Баку знает, что справедливость и международное право на его стороне.

 

Президент Ильхам Алиев неоднократно давал объективные оценки всему переговорному процессу, однако наиболее полно и емко глава государства отразил собственную точку зрения во время дебатов в рамках Мюнхенской конференции по безопасности 18 февраля на пленарном заседании на тему «Преодолевая горы? Построение безопасности на Южном Кавказе».

«Мы вплоть до 27 сентября 2020 года всегда просили ввести санкции против Армении, чтобы избежать войны, ожидая конкретного результата и от Минской группы ОБСЕ, и от Совбеза ООН, думая, что он проявит уважение к собственным резолюциям.

 

Однако никаких санкций к агрессору не применялось, несмотря на 27-летнюю оккупацию пятой части территории суверенного Азербайджана, тотальное нарушение им и игнорирование международного права. То есть там было общее понимание того, что конфликт заморожен, а потому мы были вынуждены сражаться, пожертвовав 3 тыс. жизней солдат и офицеров, чтобы восстановить наше достоинство, территориальную целостность, справедливость, а заодно самим выполнить резолюции Совбеза ООН. Потому мы не можем вырвать из общего контекста нынешнюю ситуацию в Карабахе или наше общение с живущей там армянской общиной и забыть о том, что за время оккупации миллион граждан нашей страны подверглись этнической чистке, а 10 тыс. кв. км, что равно территории Ливана, оказались полностью в руинах. И это не дело рук инопланетян, а умышленно сделано нашими соседями, которые из ненависти к исламу к тому же разрушили 65 из 67 мечетей, оставив две для осквернения и содержания там свиней. А теперь, когда мы восстановили принципы международного права, они взывают к справедливости и обвиняют нас в оккупации, - абсолютный нонсенс от тех, кто оккупировал наши территории на протяжении 30 лет», - глава государства четко и логично довел объективное видение до мировой общественности.

Общенациональный лидер

Гейдар Алиев всегда был сторонником стратегической ориентации Азербайджана на европейские ценности, тем не менее, отлично зная человеческие слабости, доводил до внимания Брюсселя и Страсбурга нежелание официального Баку идти на поводу у кого бы то ни было. Выступая 25 января 2001 года на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, в день официального вступления нашей страны в эту структуру, патриарх глобальной геополитики предупреждал о недопустимости двойных стандартов: «Включение стран Южного Кавказа в Совет Европы является важным фактором, который должен послужить делу урегулирования конфликтов и нормализации отношений в целях укрепления мер безопасности на всем континенте. Нам всем следует опираться на поиск единства в различии, а не превращать различия в противоречия. Мы - разные народы, но говорим на языке единой Европы, языке свободы, демократии и закона. В этом наша сила».

И он был прав - посмотрите, какая разница в институциональном развитии Страны огней на заре независимости и в нынешнем ее состоянии. Так, национальное законодательство, по единодушному признанию экспертов Венецианской комиссии, отвечает международным стандартам. Да, при имплементации случаются недостатки и нарушения, но в результате просветительских мер их становится все меньше и меньше, даже со стороны младшего командного состава правоохранительных органов, не говоря о чиновниках высокого ранга, причем государственный аппарат заинтересован в самых решительных действиях по устранению недочетов.

Так, Конституция Азербайджана, принятая при непосредственном руководстве Гейдара Алиева на Всенародном референдуме 1995 года, гарантирует примат международного права при рассмотрении споров во всех инстанциях. Мы присоединились практически ко всем международным конвенциям, включая, в первую очередь, Европейскую конвенцию о правах человека вместе с ее протоколами. В результате правовых реформ каждый гражданин имеет гарантированные свободы и неприкосновенность личности, право на справедливое и публичное разбирательство в независимом и беспристрастном суде при состязательности сторон защиты и обвинения, а в случае сомнения любая из сторон может обратиться хоть в Конституционный суд, хоть в Европейский суд по правам человека - для граждан нашей страны это общепринятая высшая инстанция справедливости. Здесь еще со времен общенационального лидера и при политической воле его достойнейшего наследника Президента Ильхама Алиева действует многопартийная система, обеспечены политический плюрализм, свобода слова и вероисповедания, права меньшинств, равенство перед законом и презумпция невиновности. У нас раньше, чем во многих странах, была отменена смертная казнь, упразднена цензура, обеспечена независимость трехступенчатой судебной системы - над Верховным судом нет надзорных органов, как при советской власти.

Многочисленные указы и распоряжения главы государства способствуют реальным реформам во всех отраслях жизнедеятельности - от защиты прав человека, неуклонной борьбы с коррупцией, вплоть до совершенствования пенитенциарной системы и объяв­ления широкой амнистии, исходящей из приверженности как народа, так и государства к идеалам и принципам гуманизма и человеколюбия, ценностям, основанным на демократии, верховенстве закона, уважении прав человека и основных свобод.

Официальный Баку, начав путь широкомасштабных экономических реформ, не просто стал лидером Южного Кавказа, но, следуя принципу либерализации и демонополизации, укрепил фундаментальные основы частного бизнеса - его удельный вес в отечественной экономике уже превысил 80%. Более того, в стране успешно продолжается процесс приватизации, проведена земельная реформа, налицо стабильный рост макроэкономических показателей, созданы благоприятные условия для активизации инвестиционного процесса. Самое главное - процесс поэтапных демократических изменений в местных условиях однозначно имеет эволюционный поступательный характер, и не для того, чтобы понравиться кому-то в Париже или Брюсселе, а для устойчивого развития и усиления национальной государственности, которая крепнет как раз благодаря, в том числе, разнонаправленной внешней политике.

Что касается европейской «любви к многострадальному» армянскому народу, сердцу, как говорится, не прикажешь, особенно с учетом того, что в самых первых христианских университетах континента (Болонья, Оксфорд, Сорбонна и т.д.) начиная с 1088 года тюркские племена преподносились, да и сейчас, спустя 935 лет, - а это примерно 40 поколений - в качестве кочевников, а противостоящие им армяне, греки, курды и ассирийцы в качестве форпоста сопротивления, так что ничего не изменилось в методе обработки мозгов коллективной элиты Запада. А потому Европейский парламент, французский Сенат, депутаты из ФРГ, Австрии, Нидерландов, США, Испании и ряда стран Латинской Америки, Африки, как говорится, слышат звон, да не знают, где он.

Реальная политика времен государственной независимости стран Южного Кавказа вносит коррективы. Так, в целях выхода из самоизоляции официальный Иреван все больше склоняется в сторону Брюсселя, предпринимая шаги в направлении повышения уровня военно-политического сотрудничества с европейскими странами, прежде всего с Францией, стремясь через военные контракты к более тесной институциональной совместимости с Евросоюзом. Но достигаются ли таким колониальным способом стабильное региональное развитие и утверждение на всем Южном Кавказе атмосферы взаимного доверия? Конечно же, нет.

Вряд ли при подобной «методике» социальная, политическая и тем более экономическая системы государства, грезящего реваншем, приблизятся к европейским стандартам. Не секрет, что правительству Никола Пашиняна хоть и удалось «подсидеть» ненавистный в соседней стране карабахский клан, но не удалось преодолеть инерцию правления времен Кочаряна и Саргсяна, потому что львиная доля всех промышленных активов и финансовых средств либо аккумулирована у олигархов с привязкой к российским монополиям, либо сосредоточена у разрозненной, но умеющей сплотиться старой команды. Тем не менее сама Армения, страдающая от коррупции и «афтершоков» последствий Отечественной войны 2020 года, в том числе разброда и шатаний в обществе, далека от того, чтобы соответствовать критериям Евросоюза.

Понятно, что тамошнее правительство делает все с целью хотя бы формального соответствия политическим стандартам Запада путем привлечения европейских инструкторов. В качестве бонуса Брюссель готов поддержать сценарий по размещению в Карабахском регионе Азербайджана миротворческого контингента, согласованного с Парижем, наивно полагая, что официальный Баку ждет не дождется незваных гостей. Все ответственные политики (не говоруны, а исполнительная власть, в том числе Еврокомиссия) знают, что наша страна уважает совместный план действий с ЕС, построенный на общих ценностях и принципах: демократия, права человека, обеспечение законности, эффективного управления и устойчивого развития, рыночная экономика, своевременное решение проблем, связанных с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения, плюс вклад в разрешение конфликтов и следование международному праву.

Особое внимание Евросоюз уделяет взаимным связям в сфере транспортировки энергоресурсов из региона Каспийского моря в Европу. Ведь тот, кто контролирует энергоресурсы и маршруты их доставки, формирует геополитику. Прошлогоднее заключение целого ряда совместных с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен меморандумов, кроме прочего, означает успешность регулярного двустороннего и многостороннего диалога, в том числе в сфере социально-экономического развития и торговли, с постепенным открытием европейского рынка, а это в свою очередь указывает на значительное приближение нашей страны к требованиям и стандартам ЕС. При этом официальный Баку в полном объеме сохраняет свою самодостаточность, причем не столько благодаря обладанию энергоресурсами и развитым внешнеэкономическим связям, как в западном, так и в восточном направлениях, сколько надежному единению народа и власти при решении стратегических задач.

Президент Ильхам Алиев на упомянутой Мюнхенской конференции дал своеобразный совет всем, кто хочет правдами и неправдами пролезть в регион, а затем укрепиться в нем под видом звездочетов, водителей, поваров, а тем более миротворцев: «У нас есть несколько платформ для обсуждения вопросов нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, в том числе так называемый «трехсторонний» Брюссельский формат, включающий Евросоюз, Азербайджан и Армению. То есть создана платформа с участием США, России и ЕС, но Франции там уже нет из-за односторонней проармянской позиции ее правительства, далекой от посредничества. И если смотреть в будущее, с учетом присутствия здесь лидеров всех трех стран Южного Кавказа, мы пришли к выводу, что это исторический день, и не стоит упускать такую возможность для взаимопонимания».

Не будем заглядывать глубоко в процесс мирных переговоров, особенно после Отечественной войны, когда за неполные три года дипломатия, да и все внешнеполитическое направление официального Баку испытали на себе колоссальное давление и в Совбезе ООН, и в ОБСЕ, и в стенах Европарламента, не говоря о площадках помельче. С учетом статуса недовольных можно считать, что коллективный Запад, выдающий себя за мировое сообщество, крайне недоволен самостоятельностью Баку, думая, что это Антананариву, чья «политика» стабильно дышит на ладан и открыта всем ветрам. Что удивительно, это самое мировое сообщество почти 30 лет молчало в тряпочку, когда речь шла о необходимости безусловного освобождения оккупированных территорий Азербайджана, закрепленного резолюциями самого же Совбеза ООН. Кстати, мировые СМИ демонстративно не замечали армянские ракетно-артиллерийские обстрелы по спящим мирным городам и селам нашей страны, в результате которых погибли около ста человек, зато во время интервью с Президентом Ильхамом Алиевым, забыв о собственном статусе, рьяно требовали остановить боевые действия. Кроме того, мы ни разу не видели инициативы коллективного Запада по осуждению армянской армии и бывшего «президента «НКР» Араика Арутюняна за приказы о ракетных обстрелах гражданского населения.

Да, «наиболее цивилизованная часть» международного сообщества, считая конъюнктурно выгодной позицию «христианской сопричастности», в большинстве своем так и не приняла справедливую позицию Азербайджана, но нам за счет крайне активной роли главы государства, например, в Движении неприсоединения удалось предотвратить принятие решений, которые ущемляли нашу позицию. А после точечной операции по разоружению незаконных сепаратистских формирований больше нет никакой «НКР», никакого статуса у армян Карабахского региона Азербайджана, который вскоре станет одним из полноценных мест проживания интернационального общества нашей страны.

Самое главное - спустя 35 лет после партизанщины и засилья организованной преступности буквально на всех (!) суверенных территориях молодого государства в Стране огней начали действовать азербайджанские законы, доминирующим стал азербайджанский манат, коммунальные услуги будут осуществлять полномочные структуры национального правительства, Сарсангское водохранилище перестало быть зоной риска, а в Ханкенди глава государства назначил коменданта с полным набором прав и обязательств, в том числе перед мирным населением.

Если к данным факторам прибавить пять принципов предложенного Армении мира, основанных на примате международного права, все эти моменты можно считать не только бесспорным успехом национальной дипломатии, но и фундаментом для стабильного будущего. А если уж быть совсем искренними, народам Южного Кавказа с тысячелетней историей сосуществования не нужны никакие «примирители» со стороны, и чем раньше армянское население поймет, что его предназначение - не палки вставлять в колеса региональному развитию, а детей рожать и воспитывать в духе кавказского гостеприимства, тем лучше будет для всех на многие десятилетия вперед.

Хюгуг САЛМАНОВ

Бакинский рабочий - 2023.- №196.- 26 октября.- С.1, 3.