Патовая ситуация

Израиль знает, что делать с ХАМАС, но понятия не имеет, как поступить с сектором Газа

 

С тех пор, как 7 октября на Израиль была совершена комбинированная атака, там продолжаются боевые действия. Израиль объявил о состоянии войны после массированного ракетного обстрела со стороны сектора Газа. Кроме того, министр обороны Израиля Йоав Галант объявил массовый сбор резервистов.

 

Конфликт привел к тому, что Израиль потерял около 1,5 тыс. человек убитыми, в то время как число погибших в секторе Газа превысило 5 тыс. человек, раненых - около 15 тыс. Ожидается, что конфликт продлится еще от трех до шести месяцев.

Свою точку зрения о причинах и последствиях очередного палестино-израильского конфликта в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил руководитель Аналитического центра 3view, востоковед Рауф Раджабов.

-  События 7 октября произошли не на пустом месте и не вдруг. Их появлению способствовало несколько факторов.

Во-первых, отсутствие переговоров в рамках ближневосточной четверки: США, Россия, ЕС и ООН. Понятно, что на фоне долгосрочного противостояния Запада и России ни о каких переговорах по урегулированию палестино-израильской проблематики, а конкретно говоря, по созданию Палестинского государства речи не может быть. Как известно, независимое палестинское государство так и не было создано с 1947 года до сих пор.

Во-вторых, отсутствуют какие­либо подвижки и в рамках переговорного трека между Израилем и Палестинской автономией, возглавляемой Махмудом Аббасом.

В-третьих, речь идет не только о стагнации в переговорном процессе, но и о маргинализации цивилизованной части руководства Палестинской автономии во главе с Махмудом Аббасом, потерявшим во многом свою легитимность, так как уже многие годы не проводятся выборы на Западном берегу реки Иордан. Уровень его поддержки среди палестинцев очень низок. В частности, после гибели нескольких сотен человек в больнице в Газе на Западном берегу реки Иордан прошли массовые митинги с требованием отставки Махмуда Аббаса.

С другой стороны, мы наблюдаем процесс радикализации части палестинцев (ХАМАС, Исламский джихад, «Бригады аль-Кассама» и т.д.). Все это имело место в Палестине с тех пор, как ХАМАС пришел к власти в секторе Газа в 2007 году, победив на выборах. Надо понимать, что до тех пор, пока не появится независимая Палестина, палестино-израильский конфликт не будет урегулирован.        

- Как, по-вашему, причастны ли внешние силы к возникновению конфликта?

- Безусловно. К примеру, Иран все эти годы финансировал радикальные группировки, и в первую очередь ХАМАС. Этим же занимался Катар.

Кстати, Йоав Галант еще в начале года предупреждал о возможности выступлений радикалов в секторе Газа. Так что случившееся 7 октября было вполне предсказуемым, но проблема Израиля заключалась в том, что премьер Нетаньяху занимался совершенно иными вопросами: судебной реформой, усилением собственной власти и т.д. Более того, накануне событий 7 октября израильское общество было фактически расколото между властью и оппозицией. Согласно последним опросам общественного мнения в Израиле, порядка 80% опрошенных считают, что после окончания нынешнего палестино-израильского конфликта действующий премьер должен оставить свой пост.

- Какие цели преследуют основные стороны конфликта: Израиль и ХАМАС?

- Цели Израиля очевидны, ясны и оправданы. Оставлять террористическую организацию ХАМАС в секторе Газа нельзя, она должна быть уничтожена и   лишена всех властных полномочий. Ясно, что если ХАМАС удастся сохранить свой военно-политический потенциал, то через какое-то время она снова придет к власти в секторе Газа.

Вторая задача куда более сложная, - это будущее сектора Газа. По сути, это небольшая территория, площадью всего лишь 360 кв. км с населением около 2,5 млн человек (до начала боевых действий). По поводу будущего сектора Газа есть разные версии. В частности, в прессе проходили сообщения, что Израиль готов передать управление этой территорией Египту или же арабским странам под общим руководством ООН. Однако тут надо вспомнить, что Египет уже имел печальный опыт управления сектором Газа с 1948 по 1967 год, так и не создав за эти годы независимое палестинское государство.

Некоторые предлагают передать управление над сектором Газа Палестинской автономии под руководством Махмуда Аббаса. Но он отказывается, увязывая этот вопрос с договором с Израилем о признании палестинского государства. Также следует вспомнить, что Израиль управлял сектором Газа до 2005 года, и все эти годы там шел процесс радикализации местного арабского населения, что в итоге ознаменовалось победой на выборах ХАМАС в 2007 году. Так что если Израиль снова возьмет в свои руки бразды правления сектором Газа, то радикализация там лишь усилится.

В итоге Израиль сам находится в патовой ситуации, когда не знает, что делать в будущем с сектором Газа, и это большая проблема.  

Что касается ХАМАС, то руководство этой террористической организации прекрасно осознавало, что воевать, а тем более победить Израиль в открытом противостоянии им не под силу. Это две совершенно разные весовые категории. Главное, чего в этих условиях смог добиться ХАМАС, - это перенос боевых действий на территорию Израиля. И действительно, такого еще не было в истории Израиля, чтобы террористические атаки приняли такой массовый и масштабный характер, охватив всю южную часть страны. Так что частично свою задачу ХАМАС выполнил, показав всему миру, что и в обороне Израиля имеются бреши, и тем самым перенос войны на израильскую территорию вполне осуществим.

Еще одна задача ХАМАС, уже геополитического характера, заключалась как минимум в приостановке, замораживании на неопределенное время процесса налаживания отношений Израиля с арабскими странами, урегулирования многовековых цивилизационных противоречий. Как известно, несколько лет назад были подписаны так называемые «Авраамовы соглашения» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном. Позже к ним присоединились Марокко и Судан. На кону стояло подписание аналогичного соглашения с Саудовской Аравией, но с началом конфликта об этом никто и не вспоминает. И даже те страны, которые уже подписали «Авраамовы соглашения», сейчас находятся в жесткой оппозиции к Израилю. Таким образом, эту задачу ХАМАС тоже выполнил.

Надо понимать, что основной вопрос, который сейчас находится на ближневосточной повестке дня, - это не будущее ХАМАС, а будущее Палестины. И террористические атаки ХАМАС 7 октября актуализировали  этот вопрос. На фоне полной маргинализации переговорного процесса по будущему Палестины ХАМАС кровью, как арабов, так и евреев, выделил этот вопрос, вновь вытащил его из забвения и заставил весь мир вспомнить и заговорить о нем.  

- Зная решимость Израиля покончить с ХАМАС, означает ли это, что ЦАХАЛ проведет наземную операцию в секторе Газа?

- Думаю, что наземная операция должна быть проведена. Одними лишь ракетно-бомбовыми ударами и точечными рейдами эту проблему не решить. Тем более что боевики ХАМАС и все их военное снаряжение скрываются под землей в тоннелях, протяженность которых насчитывает десятки и сотни километров.

В то же время я не сторонник тех взглядов, что ЦАХАЛ в случае проведения наземной операции понесет большие потери в живой силе. Это в целом ошибочное восприятие израильского подхода к ведению боевых действий. В отличие от некоторых армий других стран, ЦАХАЛ не ведет боевых действий с помощью так называемых «мясных штурмов», когда противника заваливают телами собственных солдат. Напротив, Израиль заботится о каждом своем отдельном солдате и офицере.

С другой стороны, дабы избежать жертв среди мирного палестинского населения, Израиль дает возможность мирному населению покинуть город Газу и перейти в южную часть сектора Газа, которая является более безопасной. И многие уже покинули город. Скорее всего, именно поэтому до сих пор откладывается начало наземной операции, так как руководство ЦАХАЛ ждет, чтобы город Газу покинуло как можно больше мирных жителей. 

Полагаю, что операция закончится в сжатые сроки и речи не может идти о трех, а тем более шести месяцах боев. Логика здесь проста: чем дольше будет идти наземная операция, тем больше будет потерь среди мирного палестинского населения, а соответственно, тем сильнее будут имиджевые потери Израиля. Дело в том, что уже сейчас большинство стран мира высказывается против проведения Израилем наземной операции в секторе Газа. А в случае ее затягивания международное давление на Израиль резко возрастет. Поэтому ЦАХАЛ постарается провести молниеносную, выверенную, технически совершенную операцию против ХАМАС, чтобы как минимум локализовать боевиков под землей, не дать им выйти наружу.

Скорее всего, когда израильские военные говорят об окончании операции через 3-6 месяцев, они имеют в виду то, что будут блокировать боевиков под землей до 6 месяцев, пока они не вымрут или не сдадутся.

Единственной проблемой в рамках проведения наземной операции являются несколько сотен израильских заложников боевиков ХАМАС. Тут надо понимать, что руководство Израиля беспокоится о сохранении жизни буквально каждого еврея. Достаточно вспомнить историю капрала ЦАХАЛ Гилада Шалида, взятого в заложники боевиками ХАМАС в 2006 году. За его освобождение израильские власти выпустили на свободу 1027 палестинских заключенных, в том числе обвиненных в терроризме и убийствах израильских граждан. Это показательный пример.

Бакинский рабочий - 2023.- №197.- 27 октября.- С.5.