Упорство, достойное лучшего применения

ЕС надо бы инвестировать в прокладку транскаспийских подводных энергетических кабелей 

 

На минувшей неделе Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в открытии Гарадагской солнечной электростанции, построенной компанией Masdar из ОАЭ.

 

В тот же день были подписаны инвестиционные договоры между азербайджанским правительством и компанией Abu Dhabi Future Energy Company - Masdar по проекту строительства СЭС в поселке Банка Нефтчалинского района мощностью 315 МВт и в Билясуварском районе мощностью 445 МВт, а также наземной ВЭС мощностью 240 МВт в Абшерон-Гарадагском районе.

Эти соглашения представляют собой начальный этап Исполнительных соглашений, заключенных с Masdar в июне 2022 года, в которых основное внимание уделяется оценке, разработке и реализации мегапроектов мощностью 4 ГВт в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

В то же время Азербайджан и ряд центральноазиатских стран изучают возможность экспорта электроэнергии из региона Центральной Азии в Европу. В частности, в настоящее время между Азербайджаном, Узбекистаном, Туркменистаном и Казахстаном оценивается инициатива по организации экспорта «зеленой» электроэнергии из Центральной Азии в Европу.

 

Свою позицию по обоим вопросам в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил отечественный эксперт в сфере энергетики, руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.

- Открытие Гарадагской солнечной электростанции мощностью 230 МВт можно только приветствовать, - подчеркивает эксперт. - Наконец-то после пяти лет утомительных переговоров вокруг строительства в Азербайджане крупных электростанций, специализирующихся на выработке электроэнергии из ВИЭ, наша страна смогла реализовать первый из запланированных проектов.

Еще в 2009 году в Азербайджане было создано Госагентство по развитию альтернативной энергетики. В 2012-м был реализован первый проект по строительству гибридной электростанции в Гобустанском районе, и начиная с 2013 года отечественный Госкомстат стал фиксировать в своих отчетах производство электроэнергии из альтернативных источников. В последующие годы появилось еще несколько гибридных, а также ветряных и солнечных электростанций, но небольшой мощности.

В целом в Азербайджане за последние 10 лет были введены в строй 5 ветряных, 8 солнечных, 3 гибридных и 1 биоэнергетическая электростанции. Только за счет энергии ветра и солнца в прошлом году было произведено около 145 млн кВт/ч электроэнергии. Для сравнения, в прошлом году в нашей стране было произведено в целом 29 млрд кВт/ч электроэнергии. Выходит, доля солнечной и ветряной энергетики в общем балансе произведенной в Азербайджане электроэнергии не превышает 0,5%, то есть находится на уровне статистической погрешности.

Поэтому в 2018 году после уверенной победы на очередных выборах Президент Ильхам Алиев сформировал новое правительство и поручил Министерству энергетики начать в срочном порядке переговоры о привлечении иностранных компаний с передовыми технологиями для строительства крупных электростанций, производящих электроэнергию из ВИЭ. В итоге в 2020 году были подписаны первые меморандумы о строительстве солнечной электростанции (СЭС) мощностью 230 МВт с компанией Masdar из ОАЭ и ветряной электростанции (ВЭС) мощностью 240 МВт с компанией ACWA Power из Саудовской Аравии. СЭС была уже на днях введена в строй, а ВЭС начнет работу в первом квартале будущего года. При этом обе электростанции расположены вблизи Баку.

СЭС в Гарадагском районе будет вырабатывать примерно 500 млн кВт/ч электроэнергии в год. Для сравнения, все имеющиеся СЭС в Азербайджане в прошлом году выработали менее 61 млн кВт/ч электро­энергии. Таким образом, только одна Гарадагская СЭС увеличит производство электроэнергии от энергии Солнца в 8 раз.

Что касается новой ВЭС от ACWA Power, то она будет ежегодно вырабатывать около 600 млн кВт/ч электроэнергии. Для сравнения, в прошлом году вся ветроэнергетика Азербайджана дала 83,3 млн кВт/ч. Таким образом, только одна эта ВЭС способна увеличить выработку электроэнергии от силы ветра в 7 раз. Следовательно, можно предположить, что по итогам 2024 года только за счет СЭС и ВЭС Азербайджан получит свыше 1,2 млрд кВт/ч электроэнергии, что превысит показатели 2022 года более чем в 8 раз. Кроме того, работа обеих электростанций позволит за год сэкономить около 400 млн кубометров природного газа. А это соответствует тому объему газа, который потребляет Нахчыванская Автономная Республика в течение года.  

- По словам министра энергетики Казахстана Алмасадама Саткалиева, рассматривается возможность осуществления поставок чистой электроэнергии в Азербайджан путем строительства высоковольтного кабеля по дну Каспийского моря. Уже начаты предварительные обсуждения с нашей стороной, что также предоставит возможность соединения с энергосистемой кавказских государств. Насколько реален этот проект?

- С технической точки зрения прокладка такого кабеля не должна составить большого труда. Для сравнения, расстояние от Актау до Баку примерно 400 км, глубина моря на всем пути вряд ли превысит 200 метров, в то время как протяженность запланированного кабеля по дну Черного моря для доставки «зеленой» энергии из Каспийского региона в Европу определена в 1195 км, а глубины моря там достигают 2 тыс. метров.

Если честно, то я вообще удивляюсь упорству Евросоюза, настаивающего на реализации проекта по транспортировке туркменского газа в Европу. Такая настойчивость, похоже, имеет чисто политическую подоплеку. В последние годы особенно стало заметно давление европейцев в связи с этим проектом на Азербайджан. Дошло до того, что Президент Ильхам Алиев вынужден был отреагировать на этот вопрос, прямо заявив в интервью местным журналистам, что, если европейцам так нужен туркменский газ, то пусть сами строят газопровод, а Азербайджан готов предоставить под это дело коридор и будет лишь собирать причитающуюся ему долю за транзит прокачанного газа, как это принято в международной практике.

- Не кажется ли вам, что вместо всех этих бесплодных многолетних переговоров и споров было бы намного выгоднее как самим европейцам, так и их партнерам в Каспийском регионе инвестировать ЕС в строительство подводного высоковольтного кабеля из Казахстана и того же Туркменистана в Азербайджан...

- Безусловно, тем более что прецедент прокладки таких кабелей уже имеется. Еще в 1902 году из тогдашнего Красноводска в Баку был проложен телеграфный кабель по дну Каспия. В настоящее время готовится реализация другого проекта - прокладка из Актау в Баку по дну Каспия оптиковолоконного кабеля для интернет-связи между Китаем и Европой. Ну а если его уже решили прокладывать, то коммерчески выгодным будет параллельно с ним проложить и второй кабель - высоковольтный, для передачи «зеленой» энергии. Ведь очень выгодно развивать солнечную энергетику именно в таких странах Центральной Азии, как Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Это связано с главным недостатком всех СЭС в мире - они занимают своими солнечными панелями огромные территории. Ведь чем больше территории занимает СЭС, тем выше ее установочная мощность и тем больше электроэнергии она будет производить. Но то, что создает проблемы в Европе, где свободного пространства остается очень мало, совершенно не является проблемой в странах Центральной Азии. Как известно, большую часть территории Туркменистана и Узбекистана составляют пустыни, а в Казахстане - степи, где почти никто не живет. Там на сотни километров тянутся бесхозные земли, где можно построить десятки больших СЭС и производить гигаватты электроэнергии, направляя значительную их часть на экспорт в Европу через Азербайджан.

Недаром в прошлом году наша страна присоединилась к проекту строительства подводного кабеля по дну Черного моря от Грузии до Румынии. И хотя его проектная мощность составляет всего 1 ГВт, Президент Ильхам Алиев уже сказал, что азербайджанская сторона профинансирует увеличение пропускной способности кабеля до 4 ГВт. Глава государства, как мудрый правитель, уверенно смотрит в будущее. Он прекрасно понимает, что вовсе не из-за российского нападения на Украину европейцы решили отказаться от газа. Такова в целом тенденция, наблюдаемая в последние годы в развитых странах Запада, - постепенный отказ от ископаемого топлива в пользу возобновляемых источников энергии. Тем более, когда это выгодно и с экономической точки зрения. К примеру, хорошо известно, что транспортировка нефти обходится компаниям примерно в 10% от продажной стоимости самой нефти. Транспортировка газа в зависимости от времени года обходится в 20-30% от его стоимости. В то время как транспортировка электроэнергии - всего лишь в 2-3%.

Поэтому совершенно ясно, что отказ от традиционных источников энергии постепенно будет нарастать, после 2040 года Европа уже вряд ли будет импортировать газ. Но зато европейцам понадобится много «зеленой» электроэнергии, которую Азербайджан будет к тому времени готов поставлять в большом количестве.  

Да и сама наша страна могла бы по примеру европейских государств перейти к использованию «зеленой» энергии, а те объемы природного газа, которые ежегодно тратятся на производство электроэнергии - порядка 5 млрд кубометров в год, пустить на переработку, построив новые заводы, и производить, к примеру, азотные удобрения, а также развивать газохимию.

Кроме того, Азербайджан может стать еще и транзитером «зеленой» энергии из Казахстана, Турк­менистана и Узбекистана по двум маршрутам - через Грузию и далее по дну Черного моря в Румынию, а также по Зангезурскому коридору в Турцию и оттуда в Европу. То есть производство и экспорт «зеленой» энергии выгодны как странам Каспийского региона, так и потребителям в Европе.

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий - 2023.- №199.- 31 октября.- С.1, 6.