Высший пилотаж дипломатии

 

Президент Азербайджана в полной мере использует инструментарий переговоров

 

Мировая дипломатия еще долго будет обсуждать высший пилотаж переговорного процесса на фоне того, о чем реально договорился Президент Ильхам Алиев с гендиректором компании Total Energies Патриком Пуянне сразу после ничего не значащего телефонного звонка назойливого президента Франции Эмманюэля Макрона.

Диссонанс был явно налицо - дежурная беседа с Макроном стала лекцией и даже отповедью, если хотите, уроком ликбеза по международному праву для не вполне адекватного «центрального защитника» интересов антитурецкого мира, где армяне являются лишь вспомогательным инструментом сопротивления. На официальной же встрече с руководством глобальной энергетической структуры не столько времени было уделено достижениям, в том числе началу добычи на месторождении «Абшерон», сколько перспективам, включая исходящий из интересов группы компаний Total Energies огромный потенциал реализации, в том числе в Нахчыване, проектов в области возобновляемой энергии. А это означает уже в обозримом будущем прямую транспортную связь официального Баку с эксклавом, более 30 лет находящимся в блокаде.

Глава французского энергетического гиганта абсолютно уверен в том, что независимо от открытия Зангезурского коридора Азербайджан прорубит окно в Нахчыван, если не через упрямую Армению (что не суть важно и в случае ее отказа сделает еще хуже ее и без того аховую ситуацию), то через Иран и Турцию.

Стержневую мысль об этом четко и весьма дипломатично озвучил Президент Ильхам Алиев 28 мая на встрече с вернувшимися к родным очагам жителями города Лачин, выразив уверенность в понятливости оппонента: «Мирный договор может быть подписан в ближайшем будущем, если Армения вновь не обманет и вновь не изменит свою позицию. Если документ будет подписан - очень хорошо, если не будет подписан - в любом случае Азербайджанское государство не столкнется из-за этого с какой-либо проблемой.

И будет методично продвигать собственную повестку, потому что именно мы обладаем сильной позицией и за столом переговоров, и на земле, в том числе, на границе. А это значит, что даже без подписания мирного договора мы будем жить спокойно и в условиях безопасности».

Эту простую истину должен понять и Эмманюэль Макрон, и он ее, похоже понимает, хотя и несколько своеобразно, заранее выбив из предстоящей президентской гонки амбициозного, но недалекого в борьбе за умы людей мэра Парижа Анн Идальго, которую поддержал в заведомо провальной попытке протащить «гуманитарную» помощь «многострадальным карабахским армянам» (ей бы учесть печальный опыт бывшего кандидата в президенты Валери Пекресс, проехавшей в Ханкенди и обратно под портянками российских миротворцев).

Тем не менее, глава государства в тезисной форме и по пунктам

разъяснил французскому коллеге суть постулата «Карабах - это Азербайджан!», дав понять, что официальный Баку ценит посреднические усилия Франции, но только не в исполнении лживых «брокеров», принимающих ту или иную сторону конфликта. Предпочтения не только обитателей Елисейского дворца, но и почти всего политического истеблишмента страны Лазурного берега ни для кого не секрет, особенно после недавних высосанных из пальца обсуждений в Совбезе ООН, когда постоянный представитель Франции пыталась протащить резолюцию по поводу «гуманитарного кризиса, могущего обернуться очередным геноцидом армян». При этом дипломаты из ряда второстепенных столиц, никогда не слышавшие о реке Хаккари, всерьез осуждали «блокаду арцаха» и «необходимость полного разблокирования Лачинского гуманитарного коридора».

Пусть обсуждают, пусть отказываются приветствовать азербайджанскую делегацию в Нью-Йорке, но им не удастся изменить течение реки времени, так как Президент Ильхам Алиев дал исчерпывающую оценку устойчивости ситуации: «Реальность, в которой мы живем сегодня, сформировалась по итогам Отечественной войны, когда отпала необходимость в медвежьей услуге изжившей себя Минской группы ОБСЕ. Сегодня между Азербайджаном и Арменией должен быть подписан мирный договор на основе принципа территориальной целостности, и мы добились желаемого - установив 23 апреля погранично-пропускной пункт на государственной границе, мы окончательно решили вопрос территориальной целостности, положив конец бесконтрольному передвижению людей и грузов. Каких-то 4 года назад они говорили «Карабах - это Армения» и считали, что могут вечно удерживать наши земли под оккупацией, а мы смиримся с такой ситуацией. Я же говорил и им, и их покровителям, что мы никогда не смиримся. Жизнь еще раз показала: наши обещания сбываются из-за справедливости и четкости нашей позиции».

Жизнь раскрыла еще одну истину: заступники мирового армянства, напирая на необходимость экстерриториального статуса Лачинского коридора и «для немедленной доставки гуманитарных грузов, коммерческих и пассажирских перевозок жизненно важных грузов мужчинам, женщинам и детям Нагорного Карабаха», пытаются заболтать вполне оптимальный внутренний маршрут из Агдама в Аскеран и далее в Ханкенди, весьма популярный в советское время. Причем это была не только автомобильная, но и железнодорожная ветка, по которой шел основной поток грузов. И если кому-то на Западе и вообще на треке традиционного христианского заступничества очень хочется преподнести «лачинский кризис» в качестве гуманитарной катастрофы, мы быстренько, но основательно докажем бесперспективность пагубной затеи. Итак, расстояние от государственной границы до Ханкенди составляет 206 км, плюс регистрация на границе, прохождение таможенных процедур, санитарный контроль и пост продовольственной безопасности на случай провоза продуктов - вот минимум потери времени при данном варианте. А вот расклад при выборе внутреннего маршрута, не обремененного досмотрами и таможенными декларациями.

Общенациональный лидер Гейдар Алиев, всегда уделявший большое внимание комплексному развитию Карабахского региона, придавал особое значение строительству там железнодорожных линий, а потому кратчайшая железная дорога из Агдама в Ханкенди длиной 27 км была построена по его инициативе и под личным руководством в 1979 году. Именно благодаря этому событию значительно ускорилось социально-экономическое и культурное развитие расположенных там населенных пунктов, независимо от этнической составляющей, после чего укрепились их вертикальные и горизонтальные связи с Баку. Помимо улучшения материально-технического снабжения населения, это позволило также значительно повысить экономические показатели региона. Так, из-за снижения затрат на поставку сырья и перевозку продукции существенно снизилась себестоимость продукции, производимой в Карабахе.

За десятилетие более тесной интеграции в 80-х годах прошлого века годовой оборот грузоперевозок на участке железнодорожной линии Барда-Агдам-Ханкенди составлял 1,5 млн тонн, при средней скорости поездов на двухколейной полосе в 60 км/ч, что существенно повышало грузоперевозки. Частично этим объясняется бредовая армянская идея «миацума» - диаспоре крайне невыгодна была (вглядимся, как перекликаются события 35-летней давности с сегодняшними реалиями) полная интеграция бывшей НКАО с экономической и культурной жизнью Азербайджана. Вот они и затеяли чехарду с окончательным разрушением связей - в результате оккупации пятой части нашей страны вожди хайских родоплеменных отношений не просто вдолбили в головы своей паствы невозможность совместного с азербайджанцами проживания «в силу генетической несовместимости», но и намеренно нанесли значительный ущерб всем отраслям экономики. Если взять отдельно железнодорожное хозяйство, то вместе с подвижным составом и техникой была оккупирована, а затем уничтожена армянами вся инфраструктура, включая электролинии и даже шпалы, не говоря о рельсах, проданных в Иран в качестве металлолома.

Однако недолгую жизнь уготовил официальный Баку затее сепаратистов и стоящего за ними «сердобольного интернационала» - спустя три десятка лет под руководством победоносного Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева на наших освобожденных землях вновь возрождается не просто жизнь, а идея общенационального лидера превратить Карабах и Восточный Зангезур в единый регион, чья экономика и общественно-политическая жизнь будет навсегда связана с развитием Азербайджана в целом. 

В эту матрицу вполне вписывается Распоряжение главы государства от 24 ноября 2020 года о строительстве железнодорожной линии Барда-Агдам (в настоящее время физический прогресс строительно-монтажных работ равен 70%, а это значит, что до конца текущего года работы по восстановлению линии будут завершены, после чего прокладка рельсов до Ханкенди станет делом техники). 

То же касается и автомобильной дороги из Баку в Агдам и далее в Ханкенди, Шушу, Лачин, которая требует гораздо меньшего капитального ремонта. Кстати, ее строительству тоже непосредственное внимание уделял общенациональный лидер Гейдар Алиев, который словно предвидел нынешнюю ситуацию, когда международные заступники армянских интересов будут кричать о «гуманитарной катастрофе» - вот она, та самая дорога, которая способна обеспечить более быструю и эффективную поставку гуманитарных грузов «голодающему» населению «огрызка» бывшей НКАО. В памятные 1980-е годы для проезда из столицы в Карабахский регион использовалась автомобильная дорога республиканского значения R-28 из Евлаха в Агдам, а оттуда в Ходжалы и Лачин, тем более, что до Аскерана оттуда всего 6 км по прямой, а до города Ханкенди - 23 километра.

А потому отговорки армян неуместны на всех направлениях, тем более что нынешний экономический потенциал Азербайджана, несопоставимый с возможностями любых соседей по региону, позволяет решать, кроме прочих, в том числе социальные вопросы всего населения, включая наших потенциальных граждан армянского происхождения. А поскольку по итогам Отечественной войны этот регион не только де-­юре, но и де-факто является территорией Азербайджана, все коммуникации теперь должны пролегать через наше государство. Если кому-то привлекательно движение через пограничный пункт на реке Хаккари, то надо всего лишь пройти через упомянутые выше процедуры, с заполнением официальных бумаг, если же спешите, особенно с гуманитарной помощью, вот она, железнодорожная станция Барда, оттуда перегрузка товаров в фуры и дальше несколько десятков километров до Ханкенди. Более того, в настоящее время в Карабахском и Восточно-Зангезурском экономических регионах и рядом с ними функционируют четыре аэропорта - в Гяндже, Евлахе, Физули и Зангилане, что создает основу для превращения региона в хаб транспортно-логистических проектов.

Азербайджанская сторона разрешила использовать дорогу Агдам-Ханкенди для удовлетворения потребностей армянских жителей. Наше государство решительно настроено на реинтеграцию проживающих в Карабахе этнических армян как равноправных граждан в политические, правовые, экономические и социальные рамки Азербайджана. Поэтому Армения должна неукоснительно соблюдать свои обязательства и не вмешиваться во внутренние дела государств, не наносить урон интеграции лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и не разжигать сепаратизм на территории соседних государств.

Все это на заметку президенту Франции Эмманюэлю Макрону, чтобы он помнил о наличии альтернативы - весь мир привык к тому, что если Президент Ильхам Алиев разрабатывает, а затем инициирует и озвучивает какие бы то ни было маршруты (энергетические, транспортные, гуманитарные), он обязательно имеет в виду несколько ответвлений. Более того, глава государства намеренно предлагает Армении разветвленные варианты присоединения к региональным проектам и даже поясняет свои и без того прозрачные цели.

Так, в своей яркой июльской речи на открытии Шушинского Глобального медиафорума на тему «Новые медиа в эпоху 4-й Промышленной революции» Президент Ильхам Алиев заявил: «Мы в мае-июне традиционно увеличиваем расходные статьи госбюджета, исходя из того, что налоговые и таможенные органы собрали намного больше доходов только лишь благодаря прозрачности и новому подходу к управлению. В случае выхода на подписание мирного договора с Арменией это оздоровит ситуацию в регионе, исключив Южный Кавказ из зоны повышенного риска, что позволит всем странам нарастить рейтинги, возможность иностранного кредитования и инвестиций. Урегулирование двусторонних отношений снимет и этот вопрос, что будет хорошо для экономик обеих стран и в целом, создаст возможности для нормализации отношений и более полной реализации наших планов, позволив сторонам в меньшей степени наращивать оборонный потенциал, высвободив достаточно большие финансовые ресурсы».

Вот оно, стратегическое видение региональных перспектив, рассчитанное на общее развитие всех без исключения соседних государств и народов, в отличие от узких эгоистических интересов мелкотравчатых политиканов вроде Эмманюэля Макрона, с одной стороны, вроде признающих незыблемость постулата «Карабах - это Азербайджан!», а с другой - пытающихся «протащить через задний двор» в регион вначале свою «мониторинговую миссию», а затем разбавить ею российский миротворческий контингент. Возможно, маниловские сны Макрона помогают ему отмежеваться от суровых реалий краха международных амбиций, но только не в случае с официальным Баку в лице Президента Ильхама Алиева, который, будучи успешным продолжателем заветов, в том числе, геополитических традиций общенационального лидера Гейдара Алиева, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не поступается национальными интересами.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 5 сентября.- С.1,3.