Позитивный символизм

США полностью поддержали суверенитет Азербайджана

 

В эпоху «новой нормальности» системы международных отношений по итогам крушения «ялтинского» миропорядка дипломатический символизм играет более существенную роль, чем кажется, и встреча главы государства с американскими высокопоставленными чиновниками наглядно это показала.

 

Дата 27 сентября, когда Президент Ильхам Алиев принял спецпредставителя президента США, главу Агентства по международному развитию (USAID) Саманту Пауэр, помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Юри Ким и старшего советника Госдепа США по переговорам на Кавказе Луи Боно, сама по себе говорит и о фигурах умолчания, и о сферах полного взаимопонимания по многим вопросам межправительственного взаимодействия.

 

Если честно, американская политическая элита вместе с этнически родственными ей нациями, введшими в цивилизационный оборот безальтернативное и по сути важнейшее на сегодня понятие «общечеловеческие ценности», порядком подустала от подчистки геополитических ошибок начала прошлого века.

 

Утверждение державами, выдохшимися от череды войн, Устава Лиги Наций (предтечи ООН) во имя «развития сотрудничества между народами и достижения международного мира и безопасности» - замечательная инициатива тогдашнего президента США Вудро Вильсона. Но ведь главным итогом Парижской мирной конференции (январь 1919 - январь 1920 гг.) стало почему-то не глобальное миролюбие, а перекройка политических мозгов исключительно на «христианский» лад. Так, если даже официальная делегация Армении не была приглашена на обсуждения, то жившие в столице Франции активисты во главе с Погосом Нубаром и Аветисом Агароняном настойчиво и по протекции встречались с Вильсоном тоже, представив их национальные требования, которые заключались в признании независимости этой страны «от Средиземноморья до юга Каспия» (вот и получается, что от моря до моря).

 

Кстати, западные бенефициары готовы были поддержать этот бред, но на земле марку держала советская Россия, а Владимиру Ильичу Ленину жизненно важно было заключить мир с Мустафой Кемалем Ататюрком, для совместного выхода из международной изоляции, с вытекающими последствиями, что и было сделано.

 

Таким образом, позиции американцев оказались в классической вилке. С одной стороны они как христианская держава, имеющая многовековой стратегический договор с французами, должны поддерживать «братьев-христиан» (насколько армяне относятся к «христианам», а тем более к «братьям» - тема отдельного разговора, крайне актуальная для турецкого, азербайджанского, а теперь и российского истеблишмента). С другой стороны, будучи державой №1, они во избежание институционального кризиса не могут делить человечество на «христиан» и «не христиан», рискуя, как ни крути, оказаться в критическом меньшинстве.

 

Кстати, обратив более пристальное внимание, увидим, что если официальные эмоции любвеобильного Парижа иной раз зашкаливают до такой степени, что президент Эмманюэль Макрон из боязни объединения тюркского мира готов оболгать всю глобальную структуру безопасности и лично водить фуры с «гуманитарными» грузами в направлении реки Хакари, официальный Вашингтон «опосредованно любит» армян, посредством телемарафонов и мелких подачек с барского плеча конгрессменов и сенаторов.

 

При любом раскладе сравнение важности Азербайджана и Армении для реализации стратегических замыслов не только США, но и всех мировых держав было бы явно не в пользу последней. Для наглядности возьмем текст обращения президента Джозефа Байдена к участникам Бакинской энергетической недели, состоявшейся в конце мая: «За более чем 30 лет Азербайджан и США выстроили прочное партнерство - от борьбы с транснациональными угрозами до инклюзивного экономического развития. Ваша страна способствует удовлетворению глобальной (!) потребности в надежном энергоснабжении - от развития Среднего коридора, включая Южный газовый коридор, до содействия диверсификации энергии, которая повышает энергетическую устойчивость. Меня радуют усилия Азербайджана по достижению глобальных климатических целей, в том числе инициативы по развитию возобновляемых источников энергии и усилению энергоэффективности. США всегда будут поддерживать Азербайджан в реализации этих мер, а также справедливого и устойчивого мира, способствующего безопасности и процветанию на Южном Кавказе для будущих поколений».

 

Вдумчивый читатель может просмотреть в недрах виртуальной паутины аналогичные поздравления из Вашингтона в адрес официального Иревана и сопоставить с вышеуказанным текстом - ничего подобного там нет, чтобы можно было потрогать руками, сплошь «поддержка демократического пути, борьбы с коррупцией, прозрачности и подотчетности, верховенства закона и уважения к правам человека». В переводе это означает «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».

 

На этом фоне показательно выступление Президента Ильхама Алиева на той же церемонии открытия энергетической недели: «На протяжении почти 30 лет мы успешно сотрудничаем в области энергетики, и не только, так как правительства США и Великобритании всегда оказывали поддержку всем инициативам, выдвигаемым Азербайджаном по развитию его ресурсов в Каспийском море. Сначала нефть, а затем газ помогли нам создать надежную инфраструктуру, что практически изменило энергетическую карту всей Евразии. Теперь и производители, и транзитеры, и потребители чувствуют себя намного безопаснее, так как энергетическая безопасность сегодня является вопросом национальной безопасности, может, даже занимает главное место в повестке дня национальной безопасности стран».

 

Ряд экспертов с «армянскими» мозгами утверждает, что официальному Баку «удалось подкупить чиновников США и Евросоюза для продвижения своей повестки», но, взглянув даже мельком на карту глобальных геополитических сдвигов, увидим, что позицию Президента Ильхама Алиева по всем насущным проблемам исключительно из вредности не поддерживают только армяне и французы - даже в Кирибати и Тувалу, где не знают о существовании Каспия, имя главы нашего государства на слуху и пользуется заслуженным авторитетом.

 

Чтобы понять вкратце суть беспрекословного уважения мировой общественности к официальному Баку, абстрагируясь от конфессионального приоритета и индоевропейской принадлежности, что в случае с соседним народом тоже вызывает огромные сомнения, обратимся к фактам.

 

После возвращения во власть общенационального лидера Гейдара Алиева была проделана колоссальная работа. Отставим в сторону внутриполитические достижения, которые важны для нас самих, и попытаемся доходчиво для всех объяснить, кем является Президент Ильхам Алиев и чем является Азербайджан для Белого дома, Капитолия и всей элиты США.

 

Начнем с того, что глава государства сдерживает данные по всем направлениям обещания, в том числе, не вводить иностранные военные базы на территорию страны, и это весьма важный для заокеанской державы момент, так как с севера мы граничим с Россией, крайне сильным раздражителем для Вашингтона, особенно после событий в Украине, а с юга - с Ираном, последние 44 года находящимся под жесточайшими санкциями коллективного Запада.

 

Так как есть немало непонятливых оппонентов, еще раз подчеркнем, что Страна огней, будучи почти на 95% населенной мусульманами обеих конфессий, и законодательно, и на практике придерживается не просто принципов секулярного управления, а исключительно политики религиозной толерантности и взаимопонимания между народами, живущими в единой семье. То есть, у Госдепа за кулисами переговорного процесса есть немало вопросов к армянской стороне, считающей себя вправе выдвигать требования к официальному Баку, исходя из ложной «национальной исключительности». Думается, объективному читателю полезно будет узнать, что «право на равенство» является основой социальной политики республики и прописано в статье 25 Конституции, которая запрещает преследование кого бы то ни было по политическим, расовым, этническим, культурным, религиозным мотивам или принадлежности к тому или иному полу. Кстати, Азербайджан предоставил женщинам право голоса в 1918 году, став не только первой мусульманской страной, предпринявшей такой шаг, но и сделав его аж на год раньше, чем Соединенные Штаты.

 

Более того, в нашей стране законодательно утверждена толерантность, а на одного из государственных советников возложена миссия продвижения мультикультурализма, причем оба устойчивых явления имеют в масштабе всей страны очень крепкие устои, богатые традиции, глубокую историю и духовные корни, - иными словами, их вполне обоснованно можно считать основной национально-духовной ценностью всего интернационального азербайджанского общества. И если на условных Западе и Востоке политики пытаются, как они выражаются, «постоянно учиться и прививать толерантность», у нас она всосана с молоком матери.

 

И тут опять у специалистов и чиновников Госдепа появляются неприятные ассоциации в связи с армянскими байками про трагедию, произошедшую в Сумгайыте (февраль 1988 года), а затем и в Баку (январь 1990 года), повлекшую ввод карательных войск в различные населенные пункты республики.

 

Правда, для этого потребовались годы, тем не менее, наша страна сумела в результате взвешенной внешней политики полностью интегрироваться в международное сообщество в качестве общепризнанного надежного партнера Евросоюза, НАТО (посредством совместных стратегических программ с братской Турцией), США и Израиля, как минимум в экономике. Если подойти к вопросу с позиции причинно-следственных связей, нам вряд ли без учета углубления отношений с упомянутыми игроками удалось бы  добиться невероятной глобальной активности (кроме инициатив на прочих международных площадках мы были избраны непостоянным членом Совбеза ООН в 2011-2013 годах и до сих пор исполняем функции общепризнанного лидера Движения неприсоединения).

 

Но есть еще одно преимущество отечественной дипломатии. В этой связи можно вспомнить январскую трагедию в Тегеране, когда произошло вооруженное нападение на посольство Азербайджана. Любая страна имеет право и пошла на полный разрыв отношений, если бы террорист ворвался в здание ее дипломатической миссии с автоматом, открыл огонь по сотрудникам охраны, в результате чего был бы убит сотрудник внешнеполитического ведомства, независимо от ранга и статуса. Официальный Баку поступил крайне мудро - принимая во внимание общественно-политическую напряженность в головах лидеров шиитской теократии, которая стала еще более тревожной после возникновения региональных реалий по итогам Отечественной войны 2020 года, МИД Азербайджана решил не обрывать полностью нити взаимодействия. Кроме того, наши соседи сейчас находятся не в том положении, чтобы находить «на свою голову новые приключения» вроде внешнеполитических конфликтов, но на внутреннюю аудиторию сыграть могут.

 

Политическая стратегия Президента Азербайджана всегда заключается в том, чтобы, насколько это возможно, учитывать интересы всех соседей, включая даже сопротивляющуюся пока Армению, и эта политика, как видим, уже дает свои плоды.

 

Однако это лишь следствие «глубокой обработки целины», начатой 15 июня 1993 года, с возвращением во власть общенационального лидера Гейдара Алиева, а после того, как его достойнейший наследник, лидер нового поколения Ильхам Алиев начал реализацию стратегии превращения нефтедолларов в человеческий капитал, новости с западных берегов Каспия представляют собой нескончаемую череду заявлений о победах и достижениях, будь то спорт, музыка, литература, всемирное признание культурного наследия, социальной, а также общественной и военно-политической жизни. Если перелистать календарь, мы увидим цельную летопись и уникальную историю успеха, причем не только на постсоветском пространстве. Главе государства удалось даже не перерубить «гордиев узел» карабахского конфликта, а именно развязать сложно переплетенный корень регионального зла, создав при этом удобную для всех модель отношений, касающихся долгосрочных конструктивных связей и с бывшими сопредседателями «покойной» Минской группы ОБСЕ, и с большим Востоком (как Ближним, так и Дальним), и со странами Африки и Латинской Америки. А ведь впереди перед нашей страной открываются перспективы высоких доходов на европейском энергетическом рынке, серьезно пострадавшем от дефицита после цивилизационного конфликта в Украине.

 

Столь стремительный подъем Страны огней стал возможен благодаря продуманной, просчитанной, при этом искренней политике ее признанных лидеров, воле и трудолюбию населяющего и любящего ее народа. Не в последнюю очередь заслуга в этом принадлежит также надежному партнерству с Вашингтоном, вовремя понявшим высочайшую степень важности Азербайджана в реализации стратегических планов объединения интересов основных центров глобальной дипломатии.

 

Как итог, в результате внешнеполитической стратегии, успешно реализованной Президентом Ильхамом Алиевым, позиции независимого Азербайджана значительно укрепились, и не только на локальной международной арене, включая Южный Кавказ, но и в надежном партнерстве практически со всеми странами, пользующимися непререкаемым авторитетом в глобальной политике. Причина успеха на виду - Страна огней намерена и впредь выдвигать и активно поддерживать искренние и серьезные инициативы, направленные на достижение всюду мира, стабильности и экономического сотрудничества.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

Бакинский рабочий - 2023.- 29 сентября.- С.1, 4.