Финал неизбежен

 Самороспуск «властей НКР» - дело времени

 

«Хочешь убить идею - подорви ее финансирование» - такова суть многих инструкций по борьбе с противозаконными деяниями преступных группировок. И «указ» о прекращении существования НКР с 1 января 2024 года как раз из этой серии.

 

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы заглянуть в суть вопроса, - скорее всего коллектив старших товарищей на пальцах объяснил премьер-министру Армении Николу Пашиняну, что нецелесообразно взращивать незаконные антигосударственные амбиции на территории соседней страны, вливая сотни миллионов долларов в «черную дыру» беззакония. В результате было принято историческое решение об отказе материально и финансово подпитывать на корню порочный проект «миацум», которое спустили по цепочке в Ханкенди, после чего так называемый «президент НКР» Самвел Шахраманян, даже не успев толком получить поздравления от себе подобных «глав непризнанных образований», обновить гардероб, секретаршу и водителя, подписал «указ», согласно которому «все органы власти и учреждения должны быть распущены, а жители сами могут решить, оставаться ли им в Нагорном Карабахе, учитывая условия реинтеграции, представленные Азербайджанской Республикой».

 

Могут ведь, если захотят, - впервые в их документообороте название нашей страны выведено как положено.

 

Понятное дело, ключевую роль в принятии единственно правильного решения сыграли локальные точечные меры Национальной армии с 19 на 20 сентября, после чего преступный режим срочно обратился за посредничеством к командованию российского миротворческого контингента. А поскольку официальный Баку всегда ратует за адекватный взгляд на региональные реалии, были достигнуты договоренности о полном прекращении боевых действий при соблюдении трех обязательных условий: вывод подразделений и военнослужащих - граждан Армении с суверенной территории Азербайджана, расформирование и полное разоружение так называемой «армии обороны НКР», а также вывод тяжелой техники и вооружений для их скорейшей утилизации.

 

Тема окончательного закрытия региональной проблемы (многие СМИ коллективного Запада намеренно в провокационных целях называют это «окончательной победой Азербайджана в многолетнем конфликте с Арменией») вновь стала одной из самых обсуждаемых в международном сообществе. Прежде всего потому, что в мировой практике крайне мало случаев, когда конфликт можно было решить за столом переговоров, но слабая сторона, надеясь на силу сопредседателей из не существующей уже Минской группы ОБСЕ, избегала субстантивной повестки. А потому Национальная армия получила приказ принять точечные внушающие меры «воспитательного характера».

 

В постсоветской истории это фактически первый опыт закрытия так называемого «замороженного» межэтнического конфликта, который официально продолжался почти 35 лет, то есть с момента митингов сепаратистов в Ханкенди при тотальной их поддержке со стороны политического руководства СССР после скандальной отправки на пенсию общенационального лидера Гейдара Алиева.

 

Впрочем, до сегодняшнего дня на постсоветском пространстве существовал целый ряд искусственно подогреваемых длительных конфликтов, которые время от времени приводили к новым вспышкам насилия и боевых действий. Одни из самых застарелых, сопровождаемых насильственным переделом границ, - конфликт в Приднестровье (Молдова), конфликты вокруг Абхазии и Цхинвальского региона (Грузия), а также конфликт Исфара-Баткен (между Таджикистаном и Кыргызстаном), который также продолжается с перерывами более трех десятилетий.

 

К особой категории конфликтов следует отнести нынешнюю кровопролитную войну в Украине, которая также берет начало с развала СССР, затем плавно перетекла в неадекватное решение второго президента «незалежной» Леонида Кучмы о передаче ядерного арсенала ельцинской администрации, что стало причиной безответной аннексии Крымского полуострова в феврале-марте 2014 года, и далее - создания так называемых «ДНР» и «ЛНР». Во всех этих конфликтах Россия играла ключевую роль, выступая в качестве посредника или непосредственного участника, причем в Карабахе ее как бы не было, так ситуация управлялась в ручном режиме посредством Левона Тер-Петросяна, Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна.

 

Однако сложности в нашем случае - в прошлом, тем более что непослушные когда-то сепаратисты сразу на следующий же день после точечной операции прибыли в Евлах на переговоры, после чего в Ходжалы состоялась вторая после капитуляции хунты встреча представителей центральной власти Азербайджана и армян Карабаха. А это значит, что реинтеграция зоны временной ответственности РМК обсуждалась с армянской делегацией не в качестве былых гипотез, а как предложение, от которого нельзя отказаться. Как показало время, уже сделаны первые шаги, направленные на решение сиюминутных гуманитарных проблем (завезены продовольствие, горючее, поступила медицинская помощь для пострадавших от взрыва на хранилище горючего).

 

Что касается эвакуации проживавших в Карабахском регионе Азербайджана граждан Армении, в данном случае нет элементов принуждения, так как по условиям договоренности нашу территорию покидают только военнослужащие из соседней страны, сложившие оружие, и члены их семей. Более того, официальный Баку и по телеканалам, и на сайтах и даже посредством мегафонов на всех уровнях заявляет, что те, кто хочет вернуть гражданство Азербайджана и жить по законам нашей страны, могут остаться, а те карабахцы, которые находятся в Армении, могут вернуться обратно. Вернутся ли они, вопрос пока открытый, однако выбор налицо, ведь испуг когда-нибудь да проходит. Вспомним 2-9 ноября 2020 года, когда автомобили с армянскими номерами, перегоняя друг друга, выезжали из опустевшего Ханкенди и окрестностей, а уже 11 ноября, что называется, «на плечах миротворцев» люди начали возвращаться обратно - так появился миф «о 120 тыс. голодающих арцахцах».

 

Дело в том, что простые люди долгое время были объектом армянской пропаганды, твердившей, что азербайджанцы только и мечтают о том, как бы их зарезать, а в подтверждение страхов приводились нарративы о так называемом «геноциде армян 1915 года». Такая запуганность позволяла мафиозным структурам держать людей в заложниках для поддержания «серой зоны», обеспечивающей личное обогащение главарям преступной банды, местным политическим кланам и дельцам от диаспоры.

 

Теперь, когда хунта выбросила белый флаг, люди остались один на один со своими страхами, именно поэтому центральная власть ведет себя с одной стороны решительно, а с другой - крайне деликатно, с учетом долгих лет вдалбливания в их головы «черных перспектив совместного с турками проживания». Национальная армия, а теперь и полиция избегает провокаций и неминуемых в таких случаях эксцессов, что, с одной стороны, позволяет избежать жертв, а с другой - не дает недоброжелателям даже малейшего повода обвинить нас в насильственных действиях по отношению к мирному населению.

 

Заранее и без гороскопа можно утверждать, что добрая половина выехавших граждан Азербайджана армянской национальности старше 50 лет, имеющих былую практику общения с нашими соплеменниками, поднабравшись горького опыта, вернется в свои дома. Трудно что-то сказать о молодежи, не знающей реалий совместного проживания, а остальные, «наевшись досыта» прелестей жизни беженца (в Армении и особенно в России их не ждут с распростертыми объятиями, а переезд в Европу и США не каждому по карману).

 

Мы не тешим себя иллюзиями по поводу «сладкой совместной жизни», так как взаимная притирка интернациональной общественности Азербайджана и группы людей с отравленным сознанием займет от пяти до десяти лет, но самое главное - Президенту Ильхаму Алиеву удалось закрыть тему полного государственного суверенитета и территориальной целостности, дав понять всем оппонентам, что будущее - за мирными инициативами и решениями.

 

Фидан САЛМАНЛЫ

Бакинский рабочий - 2023.- 29 сентября.- С.1, 5.