Встреча трех поколений

 

Дискуссия практикующих и начинающих архитекторов

 

В канун Нового года в Союзе архитекторов (СА) прошла дискуссия практикующих архитекторов со студентами Азербайджанского архитектурно-строительного университета «Встреча трех поколений». 

Цель мероприятия - укрепление связей между старшим поколением и молодыми, передача им опыта и знаний, привлечение начинающих студентов-архитекторов к обсуждению насущных проблем в области градостроительства. 

Во встрече принимали участие Александр Гарбер - ведущий архитектор компании ADEC, проект Baku White City, Тогрул Байрамов - архитектор, основатель Bureau Mühit, член Общественного совета при Государственном комитете по градостроительству и архитектуре, Орхан Алескеров - архитектор, магистр архитектуры и др.

По завершении мероприятия наш корреспондент побеседовал с некоторыми из участников дискуссии.

Абдул Гусейнов, архитектор: 

- В целом, дискуссия состоялась, хоть и не в планируемом формате. Отрадно, что аудитория была активна. Обсуждались темы градостроительства, дизайна, а также использование материалов, экологические проблемы и бережное отношение к природному достоянию. 

Было также выражено мнение о запрете на выработку каменных карьеров и использование камня-кубика, замене его синтетическими материалами. Также прозвучало и мнение, что аглай - это вчерашний день и, мол, настало время от него отказаться. Но с этим я и несколько архитекторов, в том числе Т.Байрамов и О.Алескеров, категорично не согласны. Ведь существуют определенные реставрационные международные требования, в частности, требования UNESCO по сохранению памятников архитектуры. Один из пунктов основополагающего документа этой организации связан с фактурой материала, так сказать, с идентичностью новых материалов материалам реставрируемого объекта, для того чтобы сохранить внешний вид объекта, не фальсифицировать историю. Это же относится к использованию аглая. 

В свое время всемирно известные архитекторы братья Веснины - авторы проектов многих зданий в Баку, учитывая специфику Абшерона, использовали местное сырье. Привносили в проекты определенные элементы местного колорита с помощью открытых лоджий, плоских крыш, элементов чисто абшеронской архитектуры. Наш бакинский конструктивизм резко отличался от других стилей. 

- Есть такой термин «бакинская архитектурная школа»... 

- Она у нас была когда-то, особенно в советское время… 

- Почему вы так считаете?

- Нашу архитектурную школу можно было сразу отличить. Вопрос не в арках, не в колоннах, вопрос - в стиле. Например, работы Юзефа Кадымова - талантливого азербайджанского архитектора отличаются от сурового московского модернизма, хотя он и окончил Московский архитектурный университет. В его проектах элементы национальной архитектуры превалируют. Декоративность, которая присуща нашей средневековой архитектуре, у Юзефа преподнесена более сдержанно, тему шебеке он использует как декоративный элемент и делает это крайне профессионально, так что он не нарушает ансамбль. 

Или, скажем, другой наш талантливый архитектор Талаат Ханларов. Его проекты - здания Наримановской и Низаминской исполнительной власти. Там присутствует тема арок, и преподнесена она очень условно и крайне виртуозно. Эти люди были не просто практикующими архитекторами, но и искусными мастерами проектирования. 

В свое время в Азербайджане работали польские, немецкие и другие архитекторы. В их работах можно заметить, насколько хорошо они изучали, делали обмеры старинных зданий и очень профессионально использовали в своих проектах восточные элементы. Сегодня в Азербайджане активно практикуется опыт иностранных архитекторов, и это нормальная практика, но в соавторстве того или иного проекта, считаю я, должен обязательно присутствовать и местный архитектор. Надо учитывать элементы нашей этнокультуры. Однако на практике можно наблюдать следующее: иностранный архитектор создает проект, наш участвует только в его адаптации, то есть он просто исполнитель. Зачастую даже пренебрегают спецификой региона и элементами азербайджанского зодчества. Это абсолютно неприемлемо.

Фахраддин Вердиев, практикующий архитектор: 

- Многие иностранные туристы и гости нашего города восхищаются классической архитектурой центральной части столицы, которую в свое время отчасти спроектировали иностранные архитекторы. Я считаю, что в привлечении иностранных архитекторов больше пользы, чем вреда. Иногда это гении, такие, как Заха Хадид, в другом случае - неизвестные специалисты, но в целом конкуренция необходима, причем, на международном уровне.

Современный стиль, который сейчас набирает популярность, адаптируется под местность и приобретает характерные для Баку черты. Молодое поколение азербайджанских архитекторов - это прекрасные специалисты. Многие получили образование за рубежом. Благодаря им мы тоже развиваемся, стараясь как бы не отстать от поезда. 

- Ваше отношение к дискуссии... 

- Дискуссия была очень оживленной и интересной, самое главное - нужной. Обсуждение взглядов, часто противоположных, привело к неожиданным заключениям. Большой интерес вызвала дискуссия о свободе архитектора. Нередко мы встречаем строения, которые не отвечают современным тенденциям, портят общий архитектурный ансамбль города. На Западе при проектировании заранее все оговаривается, вплоть до фасадных материалов, цветов покраски, кровли… Было бы хорошо внедрить подобный метод работы и у нас. Например, то, что строится в Ахмедлы, совсем не подходит, скажем, для Байыла, и наоборот. 

Мне кажется, что децентрализация для Баку очень важна. Рано или поздно мы должны прийти к этому, и на этом пути будет немало ошибок. Но на ошибках учатся…

Тогрул Байрамов, архитектор: 

- Архитектуру искусством делает функционализм. Если изучить опыт скандинавских стран, присмотреться к их городским пространствам, то можно увидеть, что там больше функциональных элементов, чем дизайнерских решений, но вместе они создают единый красивый ансамбль - это и есть искусство. 

Прочность при строительстве зданий сегодня отходит на второй план. Надо понимать, что не каждое архитектурное здание должно быть вечным, поэтому за рубежом, когда разрабатывают проекты зданий, рассматривают и проект их сноса. У нас же в Азербайджане прочность остается, но польза и красота слабо развиты или вовсе ушли на второй план. 

Я считаю, что для иностранных архитекторов, работающих у нас в стране, необходимо создавать условия для их коммуникации с местными архитекторами. Не раз мы становились свидетелем того, что приехавшее в Азербайджан известное архитектурное бюро предлагает  не отвечающее национальной архитектуре проекты. Чтобы избежать этого, надо создать творческий тандем между местными и иностранными архитекторами. Скажем, можно проводить в Архитектурном университете различные воркшопы, чтобы молодые ребята тоже смогли ближе познакомиться и пообщаться с зарубежными специалистами, а также внедрить практику набора на локальные проекты из числа архитекторов-практикантов.

В этом плане дискуссия в формате трех поколений очень полезна. Студенты, начинающие архитекторы должны активно участвовать в таких дискуссиях, делиться своим видением, спорить и, если надо, отстаивать свою точку зрения. Ведь истина рождается в споре…

В обращении к делегатам ХХ юбилейного съезда Союза архитекторов Азербайджана Президент Азербайджана  Ильхам Алиев сказал: «Верю, что важные решения, которые будут приняты на вашем съезде в результате широких дискуссий и обстоятельного обмена мнениями по актуальным темам, внесут вклад в дальнейшее развитие архитектуры страны». 

Хочется верить, что азербайджанские архитекторы подарят нам еще много прекрасных творений. 

 

Басти ПАША

 

Бакинский рабочий.-2023.- 10 января.- С.7.