Продолжение войны неизбежно

 

Григорий Трофимчук: Мирная реализация Заявления от 2020 года не сработала

 

Продвижение интересов страны в рамках складывающихся в регионе новых реалий путем обеспечения территориальной целостности Азербайджана и международного права составило приоритет во внешней политике Азербайджана в минувшем 2022 году. 

В результате прекращения армяно-азербайджанского конфликта трехсторонним Заявлением лидеров Азербайджана, России и Армении от 10 ноября 2020 года установление отношений между Арменией и Азербайджаном на основе взаимного признания и уважения суверенитета, соблюдения территориальной целостности и государственных границ стало одним из главных направлений во внешней политике. Мирная повестка, продвигаемая Азербайджаном, была принята международным сообществом в результате непрерывных, последовательных и целенаправленных шагов в течение года, за этот период контакты при посредничестве и организации международных партнеров осуществлялись в формате прямых двусторонних переговоров с Арменией на основе повестки дня, продвигаемой Азербайджаном.

В целом Азербайджан проводил открытую, прагматичную внешнюю политику, она была нацелена на обеспечение территориальной целостности и суверенитета республики.

Сегодня, как и на протяжении последних 30 лет, для нашей страны наиважнейшим вопросом остается налаживание нормальных добрососедских  отношений с Арменией путем подписания мирного договора, установления четких границ и открытия транспортных путей. 

Своим мнением по поводу итогов года, в частности о проделанной и предстоящей работе по поддержанию мирного процесса в регионе в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» поделился известный российский эксперт-международник Григорий Трофимчук.

- Как известно, под занавес уходящего, 2022 года Пашинян раскритиковал российских миротворцев. Чего он хотел этим самым добиться? 

- Многие почему-то уже подзабыли, что неконституционный приход Пашиняна к власти весной 2018 года стал для РФ бедой на южно-кавказском направлении, от которой она не может прийти в себя до сих пор. Тем более что и сами армяне не понимают, что делать с Пашиняном, вокруг которого постоянно возникают шторма. Отсюда и все остальные проблемы, включая отношение Пашиняна к ОДКБ, которое он продемонстрировал изначально. А сейчас ему уже и ничего придумывать не надо, так как «Россия не защищает Армению». Но без помощи России весь Карабах был бы азербайджанским по факту. Еще тогда, в 2018 году, я говорил во многих интервью, что неожиданному, сюрпризному премьеру Армении надо только одно: дестабилизация во всем регионе. Сегодня он развивает свой «успех», требуя от российских миротворцев, по сути, военного конфликта с Азербайджанской армией. И хорошо еще, что западные старшие товарищи Пашиняна не сделали на него окончательную ставку, так как, с их точки зрения, он еще не в достаточной степени «наезжает» на Москву, он должен быть более радикальным по отношению к Кремлю. Но Пашинян старается, пытается что-то сделать, отсюда и его критика в адрес российских миротворцев. 

На сам Кремль он пока еще голос не поднял. Запад ждет более четкого отказа официального Иревана от сферы влияния РФ, пусть даже пока на словах, чтобы войти в карабахскую тему по-настоящему. И в этом контексте, кстати, роль Варданяна не кажется такой однозначной и упрощенной, как ее рисуют многие эксперты из Баку. Но эти детали мы еще увидим.

- Официальный Иреван открыто критикует не только российских миротворцев, но и российскую политику в регионе, а также ОДКБ. В то же время Франция и США не советуют Армении выходить из ОДКБ. Почему? Париж и Вашингтон не в состоянии или не хотят обеспечить безопасность Армении? 

- Франция и США, да и Запад в целом, само собой, не собираются брать на себя роль дестабилизаторов. Именно Пашинян должен выстлать им путь в регион. Отсюда и советы западных покровителей не выходить из ОДКБ. На самом деле они ждут главного удара в рельс именно от Пашиняна, официального Иревана. Для большой политики это вполне стандартная схема: сделать все чужими руками. Париж и Вашингтон вполне могут испортить кровь всем противникам Пашиняна, но зачем спешить, ведь время все равно работает на них. 

Напротив, Азербайджану спешить надо, так как у него времени, как говорится, на все про все намного меньше. Не надо наивно полагать, что Запад не сможет обеспечить безопасность Армении. Однако там ждут своего часа, причем на максимально низком бюджете, надеясь, что армяне все сделают сами. Не только в адрес ОДКБ, но и Минской группы ОБСЕ на Западе не делается никаких резких заявлений, не считая легкой критики в адрес последней. Ни от чего пока нет отказа, так как нет ясности, когда и какой инструмент еще пригодится. И хотя время сжигать карабахские «мосты» еще не настало, в Вашингтоне хорошо понимают связь между украинскими и карабахскими событиями.

- Также под занавес уходящего года Франция попыталась протащить в Совбезе ООН резолюцию антиазербайджанской направленности, но у нее не получилось. С чем связано дипломатическое поражение Парижа и как это отразится на его позициях в нашем регионе, да и в Европе? 

- Париж всегда себя так ведет, во всех главных международных темах: то дрожание, то как бы резкий откат назад, то, наоборот, шаг, которого от него не ждали. Точно так же он ведет себя и в отношениях с Москвой, да и вообще со всеми остальными. Это не у Парижа не получилось что-то там протащить, просто для него пока не было команды с той стороны океана. 

В то же время Азербайджану показали, что в какой-то момент  антиазербайджанская резолюция вполне может и проскочить - хоть в ООН, хоть в рамках другой организации. Просто в Вашингтоне пока не выбрали линию поведения по отношению к Баку. Но после украинских событий она обязательно будет выбрана. Еще раз повторю: Баку нельзя расслабляться. Хотя это и так ясно. Понятно, что это отдельно взятое поражение Парижа в ООН ложится на сердце азербайджанской общественности, и она этот сюжет использует максимально. Но считать при этом саму Францию слабым звеном было бы не совсем правильно, по крайней мере наивно. Есть фактор Франции, есть ее слабые президенты (вот уже трое друг за другом, как в комиксе), - это разные вещи. Надо понимать, что Франция еще не включила те рычаги совместно с США, которые могут очень сильно изменить «лицо» региона. И даже в том случае, если Азербайджан все-таки сможет зайти в оставшуюся часть Карабаха. Кстати, что там будет в 2025 году, пока не знает никто. Ведь осенью 2020-го, когда было достигнуто трехстороннее Заявление, то есть без событий 2022 года, все выглядело иначе.

- Как бы вы в целом оценили итоги 2022 года с точки зрения переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией - удалось ли сторонам за год продвинуться к заключению мирного договора? 

- Азербайджану удалось достичь многогон дал понять всем сторонам процесса, что дух и буква соглашения, трехстороннего Заявления 2020 года будут реализованы, чего бы это ни стоило. И прежде всего мирным, невоенным путем. Но если надо, как бы дает понять Азербайджан, то и военным. Сегодня сделан ход в экологическом формате. Как бы это кому-то ни нравилось, но с политической точки зрения это достаточно креативный шаг. Рубен Варданян ищет ответ, и в ближайшее время мы все увидим, что он скажет, так сказать, чем удивит. Этот ответ даст Баку достаточное понимание того, как двигаться дальше. 

Если говорить о мирном договоре, то продвижение на этом пути тоже есть: Пашинян теряет последние аргументы, чтобы его не подписывать. И самое главное, никто не против такого договора. А если нет четких границ, без которых как бы и нет договора, то Азербайджан всегда их готов прочертить. И чем дальше Иреван будет затягивать это процесс, тем жестче границы.

- Каким будет ваш прогноз на этот год - удастся ли Баку и Иревану подписать мирный договор, соглашение о границах и открыть Зангезурский коридор в 2023 году или же наоборот, вы ждете обострения ситуации и новой войны? 

- Время не ждет, и Баку показывает это своими конкретными делами. То есть договор может быть подписан на фоне дальнейшего, непрерывного обострения обстановки, просто в несколько иных, более узких границах. Как эксперт я просто предупреждаю, что такое вполне возможно. То же самое и с Зангезурским коридором. Армения его явно не хочет, но проблема для нее в том, что за открытие этого коридора выступает Россия, которой он принесет много выгоды. Может быть, Армения намерена «воевать» по этому поводу с РФ, пока не совсем ясно. Но главная проблема для Армении в том, что при непосредственной помощи друзей из Вашингтона и Парижа она будет изрезана, снабжена различными коридорами в еще большей степени. Надо отдавать себе в этом отчет, ведь просто так помогать Запад не будет, он не работает в режиме благотворительности. 

Так что обострение ситуации, или, по-другому, продолжение войны - неизбежно. Так как мирная реализация Заявления от 2020 года не сработала. Надо было понимать еще тогда, что пытаться дезориентировать Баку уже не получится, это показали события апрельской войны 2016 года. Война 2020 года таких щелей, люфта уже не оставляла, и ответственным лицам РФ это надо бы было отчетливо понимать.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 11 января - С.1;4.