И дольше века длилась ночь…

 

Печальная дата в истории азербайджанского народа

 

20 Января 1990 года является самой трагической, черной страницей, в то же время страницей героизма, мужества и доблести в истории азербайджанского народа. Бесстрашные сыновья и дочери Азербайджана, погибшие во имя свободы и независимости родной Отчизны, вписали новую яркую страницу в героическую летопись нашего народа.

В ту трагическую, казалось бы, нескончаемую ночь работники здравоохранения без отдыха, превозмогая свои силы, старались спасти как можно больше жизней. Многие за эту ночь поседели…

Вспоминая ту ночь, полную боли, стонов, воплей и проклятий, врач отделения скорой помощи №5 Ирада Насирова не может сдержать навернувшиеся на глаза слезы:

- Прошло уже 33 года, но ужас, кошмары той ночи не стираются с памяти. Мне было 33. Я была в отпуске. Жила рядом с работой, недалеко от пункта скорой помощи. 19-го числа вечером прекратилась трансляция теле- и радиопередач - был взорван энергоблок АzТV. Мы жили на пятом этаже и из наших окон были видны фейерверки у моря, вначале мне показалось, что это салют, но не понимала, по какому поводу. 

Двор был полон людьми. Я тоже спустилась вниз. Никто не знал, что происходит.

Во двор отделения скорой помощи стали подъезжать автобусы, переполненные ранеными. Пострадавших для оказания первой медицинской помощи заносили в здание. Наш работник Камиль Рзаев был среди них. Вдруг отключили электричество.

На территорию станции метро «20 Января» (тогда «XI Красной армии») было невозможно ни проехать, ни пройти. Там, на площади «XI Красной армии» (ныне «20 Января»), всюду стояли танки и солдаты. Люди спасались в метро, там же размещали раненых, чтоб обезопасить их жизнь, некоторых удавалось довезти до больницы… 

Потрясение того дня ощущалось в голосе Ирады ханым, в глазах ее отражался ужас той ночи, она до настоящего времени не может поверить в жестокость Советской армии по отношению к многонациональному азербайджанскому народу. Но это все было, это мы пережили…

В отчете, подготовленном независимыми экспертами организации «Щит», отмечается: «Людей расстреливали с близкого расстояния с особой жестокостью. Так, у Е.Мейеровича 21, Д.Ханмамедова - свыше 10, Р.Рустамова - 23 пулевых ранения, обстреливались больницы и машины скорой медицинской помощи, погибли врачи, людей убивали холодным оружием. Использовались запрещенные пули 5,45 калибра со смешанным центром тяжести для автомата Калашникова. Среди убитых были несовершеннолетние, женщины, старики, инвалиды». 

- В то время я была в отпуске и собиралась улететь в Ленинград, - продолжает доктор Насирова. - Мой сын тогда был маленький, у него был день рождения. Я могла бы остаться дома со своим сыном. Но я надела халат и вышла на работу, не могла остаться безучастной к происходящему, когда молодые ребята рисковали своими жизнями. Я оставила сына одного дома. О собственной безопасности и не задумывалась. 

Наша машина совершала рейды по улицам в поисках нуждающихся в помощи. И вдруг мы заметили, как танки преследуют парня, а из люка танка в него стреляют… Парню чудом удалось скрыться между домами. Он упал. Когда мы взяли его на борт скорой помощи, танк начал преследовать нашу машину. Парня мы довезли до республиканской больницы. Оказалось, у него пулевое ранение в спину. Хотя ему и оказали помощь, он остался инвалидом, некоторое время передвигался в коляске, затем - умер.

- Как долго вы оказывали помощь?

- Я работала до полудня… утром пришла весть, что в 5 часов погиб врач Саша Мархевка, он у нас работал реаниматором. Он был еврей по национальности. У нас работали представители разных национальностей.  Потом по городу стали разъезжать бронемашины и в громкоговорители говорили: «Оставайтесь дома, экстремисты, на улицу не выходите». Это мы «экстремисты»?..

И.Насирова вспоминает, как врачи неотложки самоотверженно оказывали помощь безоружным ребятам, которых давили танки, в которых стреляли солдаты советской армии. Они близ домов, на дорогах забирали раненых, кому-то оказывали помощь на месте, кого-то отвозили в больницы, некоторых размещали в более безопасных местах. 

Наши коллеги работали по уплотненному графику, и никто в ту ночь не не покинул рабочее место. Без самопожертвования врачей скорой помощи спасти такое большое количество людей было бы невозможно и жертв могло бы быть намного больше. И это я говорю не потому, что работаю в неотложке. Врачи и водители скорой помощи рисковали под трассирующими пулями, под прицелом дула танков. У меня был утепленный халат-униформа, я инстинктивно прикрывалась им, словно оно было пуленепробиваемым. Мы же не видели войны. Мы не знали, что такое война. На нас, советских людей, шли «наши» же советские танки, в нас стреляли «наши» советские солдаты. 

- Что для вас значит та трагическая ночь?

- После Великой Победы в Отечественной войне 2020 года я осознаю, что те безоружные ребята не зря стали шехидами, их кровь отомщена.

В 1990 году я работала в маленьком помещении, не приспособленном к принятию больных. Раненых негде было разместить, их мы располагали вдоль стен, на полу… Люди из дому приносили матрасы, одеяла, подушки, кто чем мог помогал… Небольшая амбулаторная была, мы толком и помощь-то оказывать не успевали, настолько большой был наплыв раненых, вкалывали обезболивающий, притупляли боль и госпитализировали их, многие умирали по пути следования в больницу…

Потом встал вопрос о погребении погибших. А часа через два после погребения начался мокрый снег, перешедший в дождь. Три дня и три ночи с небес лил дождь, небеса плакали по невинным шехидам. По бескорыстной инициативе работников цветочных хозяйств дороги от Маштаги и других пригородных сел до могил на Аллее шехидов были устланы алыми гвоздиками. Люди обходили стороной этот цветочный ковер. Словно это была пролитая кровь шехидов. С тех пор каждый год цветочные хозяйства Баку в этот день устилают дороги, Аллею шехидов, все станции метро коврами алых гвоздик.

- Что бы вы хотели еще добавить?

- События 20 января завершились трагически для нашего народа. Я бы не хотела, чтобы эта трагедия повторилась…

- Вы до сих пор работаете…

- Да, несмотря на то, что я пенсионерка, все еще работаю на благо нашей Родины, забочусь о здоровье населения, и пока есть силы, буду работать…

Каждый год мы отмечаем трагическую дату - 20 Января, отдаем дань памяти жертвам этой трагедии… Но два последних года мы с особой гордостью поминаем шехидов в День всенародной скорби. Я считаю, что основа для Победы 2020 года была заложена этими безоружными ребятами. Они не отступили, стояли до конца. В тот день погибли единицы, а вставали в ряды сотни. Правильно сказал общенациональный лидер Гейдар Алиев: «20 января 1990 года стало поворотным этапом в жизни азербайджанского народа». Для меня лично это особая дата со своей характерной отличительной чертой - героизмом нашего народа и его непоколебимой волей… 

Сегодня мы народ-победитель, государство-победитель, и так будет вечно. Сегодня в нашей жизни, в жизни нашей страны совершенно новый период. В 90-х был хаос. Никто ни за кого не отвечал. Сегодня все изменилось: народ более сознательный, дисциплинированный, государство крепкое, Армия мощная, руководство страны на самом высоком уровне. Наш Президент Ильхам Алиев сплотил народ в единый железный кулак. Он настоящий лидер, победоносный Верховный Главнокомандующий, люди верят ему, гордятся им.

 

Басти ПАША

 

Бакинский рабочий.-2023.- 20 января - С.7.