Рациональный взаимозачет

 

Нефтегазодобывающие страны могут профинансировать проект в другом регионе мира

 

В рамках председательства Азербайджана на COP29 будет выдвинут ряд новых инициатив. В частности, переговоры будут сосредоточены на климатическом финансировании, прозрачности и NDC (определяемые на национальном уровне вклады).

Также важна работа и по оказанию поддержки сторон в представлении их первых двухгодичных отчетов о прозрачности к концу этого года. Эти отчеты необходимы для отслеживания прогресса и укрепления доверия, и COP29 организует серию семинаров, начиная с мая в Азербайджане, для поддержки сторон.

На COP29 Азербайджан намерен предложить создание нового финансового механизма Север-Юг. Данный механизм будет служить мостом между национальными и международными нефтяными (энергетическими) компаниями. Так, стороны - члены финансового механизма Север-Юг будут осуществлять переводы в фонд за экспортируемое ими ископаемое топливо и станут акционерами в обмен на сумму, которую они передают. 

Стороны самостоятельно определят размер сбора в зависимости от объема ископаемого топлива и, соответственно, суммы, подлежащей перечислению в фонд.

Свою оценку климатической повестке в мире в целом и инициативам Азербайджана на СОР29 в интервью газете «Бакинский рабочий» дал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- По итогам СОР28, прошедшей в ОАЭ, был принят документ, предписывающий отказ от использования ископаемого топлива к 2050 году. Насколько это реально и как это отразится на нефте- и газодобывающих странах, к которым относятся Азербайджан и Россия?

- СОР28, равно как и СОР29, - это такие мероприятия, которые охватывают все страны мира, в том числе и не обладающие традиционными энергетическими ресурсами. Ну а нефтегазоэкспортирующие страны, как Россия и Азербайджан, должны просто приспосабливаться к климатической повестке и блюсти свой собственный интерес. Данный интерес может заключаться в том, чтобы указать на то, что устойчивое развитие человечества связано не только с ограничением выбросов диоксида углерода и попытками ограничить глобальное потепление, но и тем, чтобы бороться с энергетической бедностью. Дело в том, что в условиях наличия в некоторых регионах нашей планеты энергетической бедности, когда люди вынуждены банально отказываться от использования электричества, потому что у них нет доступа к энергоресурсам, такого рода эксцессы могут приводить к войнам, экономическим миграциям и прочим сюжетам, не всегда благоприятным. Соответственно, нефть или газ, которыми можно заменить уголь и дрова, к примеру в странах Африки, для таких нефтегазоэкспортирующих стран, как наши, являются дополнительным способом внести свой нюанс в повестку устойчивого развития. Имеется в виду тот факт, что борьба с энергетической бедностью не менее важна для устойчивого развития, чем борьба за ограничение выбросов диоксида углерода. 

- Как одно из средств борьбы с выбросами парниковых газов Евросоюз готовится к введению т.н. налога на «грязный» импорт. Речь идет о дополнительных пошлинах на ввоз углеродоемких материалов (Carbon Border Adjustment Mеchanism/CBAM) в рамках «зеленой» повестки. Что вы думаете по поводу введения европейцами «зеленых» налогов и сборов?

- Формально упомянутый вами CBAM заявлен ЕС как способ уравновесить правила игры, чтобы те европейские компании, которые вынуждены платить углеродный налог за выборосы диоксида углерода, были уравновешены в правах с производителями из стран, расположенных за пределами ЕС. Но в реальности мы все прекрасно понимаем, что CBAM является формой налога на внешних контрагентов ЕС. В конце концов этих внешних контрагентов их собственные власти могли не обязывать принимать те или иные меры. Или страны за пределами ЕС могли реализовывать свои собственные климатические программы. К примеру, в России эти программы связаны с развитием лесов и способностью лесов и болот поглощать диоксид углерода. Таким образом, далеко не все может решаться только лишь посредством углеродных налогов. Есть и другие механизмы. Поэтому необходимость всем подряд платить сборы в рамках CBAM на самом деле является лишь одной из форм нечестной конкуренции и формой налога на иностранных конкурентов европейского бизнеса. Это очевидно. С другой стороны, мне кажется неправильным самим вводить разного рода углеродные налоги только на том основании, что их вскоре введут в Китае, Индии и еще ряде стран.      

- Споры в рамках СОР28 показали, что произошло разделение стран мира на две неравные части: развитые, обладающие всеми необходимыми технологиями по энергопереходу, и остальные государства, не обладающие такими технологиями и использующие традиционные энергоресурсы. Будут ли развитые страны, так называемые представители глобального Севера, помогать глобальному Югу?

- Вполне очевидно, что у стран глобального Севера есть определенный долг перед странами глобального Юга за тот период времени, когда они развивались, эксплуатировали недра Земли, в то время как глобальный Юг был не в состоянии повторить тот же успех по причине отсутствия соответствующих технологий и уровня экономического развития.

На предыдущей конференции - СОР28, прошедшей в ОАЭ, уже было анонсировано создание специального фонда, посредством которого развитые страны человечества должны как бы вернуть долг развивающимся странам глобального Юга и Востока. Но пока там представлены не очень большие финансовые ресурсы и это все напоминает больше разговор, чем реальные выплаты, что в очередной раз доказывает факт того, что Запад занимает двурушническую позицию, когда он на словах готов выплатить большие объемы финансовых средств, но на деле этого не происходит.

- Решение провести в Азербайджане COP29 привело к тому, что некоторые враждебные нашей стране силы начали кампанию очернения Азербайджана. Их главный «аргумент» - нефтегазодобывающая страна не может быть истинным драйвером «зеленой» энергетики, и дескать проведение подобного глобального мероприятия в нефтегазодобывающей стране не сочетается с целями Климатического саммита ООН…

- Такая пропаганда не новость, то же самое уже использовали против ОАЭ в прошлом году. При этом Эмираты довольно рационально смогли объяснить мировому сообществу, что борьба с энергетической бедностью, в частности, замена угля и дров на газ или нефть, - это неотъемлемая часть прогресса и устойчивого развития человечества. И это даже важнее, чем отдельно взятая задача по сокращению выбросов диоксида углерода. Ведь когда люди чувствуют фрустрацию, неравноценность развития регионов, то из-за этого возникают конфликты, неконтролируемая миграция, войны, что в итоге приводит к гораздо большим проблемам, чем фактор работы электростанции на угле или газе в каком-то регионе мира.

Важно, чтобы люди чувствовали возможность развития. К примеру, если жители Африки смотрят фильм и видят, как там американцы разъезжают на автомобилях, то у них возникает естественный вопрос: а почему мы тоже не можем ездить на автомобилях? Таким образом, лишать возможности людей строить планы на развитие - это, с точки зрения достижения глобальных целей развития человечества, еще хуже, чем выбросы вредных газов в атмосферу Земли. С этой точки зрения поставки таких традиционных видов энергии, как нефть и газ со стороны России, Азербайджана, ОАЭ и других нефтегазодобывающих стран как раз можно считать частью нашего вклада в развитие человечества. Этот тезис и должен активно звучать на конференции СОР29.   

- Ожидается, что одной из главных тем COP29 будут NDC (определяемые на национальном уровне вклады). Это предполагает разработку четких планов по достижению цели ограничения глобального потепления до 1,5 градусов по Цельсию. Насколько это реализуемо?

- На мой взгляд важны не эти самые выбросы, а, во-первых, тенденция, во-вторых, участие в решении других задач устойчивого развития, в том числе, как я уже отметил, в решении проблемы энергетической бедности.

Ну не сможет Азербайджан достичь больших успехов, если просто закроет свои нефтяные и газовые месторождения. Человечество в целом от этого не выиграет. К примеру, в мире имеется энергетическая сверхдержава в лице США, активно разрабатывающая свои нефтяные и газовые месторождения. С этой точки зрения Азербайджан и любая другая страна не должны быть святее папы римского и закрывать свои нефтегазовые проекты только ради сокращения выбросов диоксида углерода. Это абсурд и так поступать нельзя. Наоборот, необходимо посредством СМИ отвести внимание общественности страны исключительно от темы выбросов вредных газов и перевести на более широкие сюжеты, в том числе показывая, как те же американцы увеличивают добычу нефти и газа. То есть нельзя зацикливаться только на сюжете добычи нефти и газа и сопровождающих их выбросов диоксида углерода и метана. Более важным сюжетом является формирование справедливой и устойчивой модели роста, при которой люди не чувствуют себя аутсайдерами.  

- Не секрет, что самым главным вопросом COP29 будет финансирование энергоперехода. Ваша оценка предложения азербайджанской стороны?

- Все это пока еще находится на ранней стадии развития. Но здесь имеется рациональное зерно: страна, получающая доходы от экспорта нефти и газа, может профинансировать что-то иное в других регионах мира, что будет отвечать части общих планов развития человечества. К примеру, Азербайджан или ОАЭ, заработав на нефти и газе, могут профинансировать проект, связанный с устойчивым развитием или экологией в других регионах мира. Такой вид взаимозачета выглядит очень рациональным.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 4 мая, №79.- С.1;6.