В двух шагах от победы

 

Совсем скоро на Южном Кавказе может наступить мир

 

Делимитация государственной границы между Азербайджаном и Арменией с уточненными координатами в соответствии с топографической картой Генштаба советской армии 1976 года - шаг вперед, без повода для политических спекуляций о «миацуме» и территориальных претензий сторон.

Накануне на границе состоялась девятая по счету встреча правительственных делегаций под руководством вице-премьеров: Шахина Мустафаева и Мгера Григоряна, ответственных за демаркацию, делимитацию и безопасность рубежей.

Рандеву стало не просто традиционным, но и будничным, а на рабочую атмосферу взаимопонимания указывает наличие готового протокола с описанием отрезков линии границы, непосредственно указывающей на принадлежность Азербайджану четырех сел Газахского района: Баганис Айрым, Ашагы Аскипара, Хейримли и Гызылгаджилы. И если для общественности соседней страны этот вопрос стал лакмусовой бумагой совместного сосуществования с соседями - с митингами протеста, факельными шествиями, «крестным ходом», привлечением высокопоставленных церковных служителей к политике государственного террора, для нас обсуждения любых приграничных проблем в мирном ключе вполне нормальны.

Президент Ильхам Алиев неделю назад на церемонии открытия первого жилого комплекса в городе Шуша во время встречи с первыми жителями, переселившимися в город, по этому поводу откровенно заявил: «Нам не нужна была война, однако многолетняя деятельность Минской группы ОБСЕ показала, что ее сопредседатели пообещали наши земли армянам: в советское время это делали Горбачев, а затем Ельцин, по тому же пути пошло руководство Франции и США. Они и сегодня в первых рядах тех, кто ополчился против нас после того, как мы на всех территориях полностью восстановили государственный суверенитет. Но они знают, что ни один вопрос в регионе не будет решен вопреки нашей воле, так как на этой земле право голоса принадлежит тем, чья политика основана на международном праве и справедливости. В любом случае все знают, на что способна наша победоносная Армия и как тверда наша воля. Сразу после Отечественной войны 2020 года мы предложили армянскому правительству справедливо разграничить территории, заметив, что в противном случае граница будет там, где хотим мы. Уверен, что меня слышат и они, и те, кто стоит за реваншистами, тщетно вооружая их: если я что-то говорю, так тому и быть».

Это - не угрозы, а констатация реалий, сложившихся после точечной антитеррористической операции 19-20 сентября минувшего года с полным выкорчевыванием искусственно насажденного век назад сепаратизма в Стране огней. И если раньше официальный Иреван кивал на протестный электорат, на бредовые «многовековые мечты многострадального народа о воссоединении», сам факт поднятия главой государства национального триколора в Ханкенди, а затем и символически значимый футбольный кубковый матч между отечественными клубами «Карабах» и OMİK (ЦСКА), проведенный там же, поставили жирный восклицательный знак на юрисдикции Баку, не подлежащей сомнению.

Адекватные политологи со всех частей света, имеющие общепризнанные научные эполеты, даже не пытаются обнаружить корни «армянской логики», не утруждающей себя поиском архивных исторических документов. Взять хотя бы такую деталь: в нескольких столицах хранятся копии Кюрекчайского (1805), Гюлистанского (1813) и Туркманчайского (1828) договоров между династиями Романовых и Каджаров, где нет ни слова об Армении, а перечисляются в том числе Иреванское и Нахчыванское ханства. Тем не менее распад царской России, а затем и становление советской власти создали предпосылки для образования, а затем и утверждения независимого армянского государства при развале СССР.

Официальный Баку даже не пытается отыграть историю назад, признавая очевидный факт того, что на отчужденных у азербайджанцев почти 30 тыс. кв. км создано соседнее государство, пусть даже построенное на ненависти к тюркскому этносу. Но когда армяне претендуют еще и на Карабах, апеллируя к мифам и легендам, - это уже слишком, так как в таком случае греки со ссылкой на реальные завоевания времен Александра Македонского, а итальянцы - на победы Октавиана Августа вообще могут создать национальный «глобус», после чего на планете наступит хаос «парада суверенитетов».

Похоже, правительство Никола Пашиняна впервые в истории своей страны начало осознавать границы дозволенного в миропонимании и мироощущении, ссылаясь не на «Тиграна великого» (вспомним, как это смешно выглядело на Мюнхенской конференции по безопасности 2020 года), а на Устав ООН, в которую среди прочих принимали 15 независимых государств постсоветского пространства. И позитивная история традиционных встреч вице-премьеров Азербайджана и Армении по поводу делимитации государственных рубежей - наглядное тому подтверждение. Равно как и недавние двухдневные переговоры в Алматы между главами внешнеполитических ведомств Джейхуном Байрамовым и Араратом Мирзояном, дающие повод для осторожного оптимизма относительно урегулирования условий если не сотрудничества, то хотя бы сосуществования.

Похоже, руководство соседней страны услышало вышеупомянутое заявление Президента Ильхама Алиева о том, что, подписав соглашение на условиях доверительности, можно положить конец многолетнему конфликту и установить режим прочного и долгосрочного регионального развития.

Кстати, в Алматы произошел еще один вербальный прорыв - армянская сторона предложила не ограничиваться подписанием мирного договора и разблокировать все транспортные коммуникации в регионе, демонстрируя конструктивное вовлечение в переговорный процесс.

Впрочем, вполне понятна позитивная риторика оппонентов, долгое время бегавших по кругу деструктивного ненавистничества, поскольку не просто однозначно приветствуется официальным Баку, но даже теоретически создает определенные гипотетические предпосылки относительно возможного пересмотра Иреваном своей традиционной практики самолюбования в расчете на «сестричек, спешащих на помощь».

Так что, хоть и с большими оговорками, все же можно предположить, что и совместное заявление Администрации главы государства и аппарата премьер-министра Армении от 7 декабря, и процесс делимитации государственных границ, и двусторонний отказ от посреднических услуг при переговорах - все это закрепило надежду на то, что Баку и Иреван могут  подписать мирное соглашение осенью этого года (Президент Ильхам Алиев еще в апреле говорил, что вполне реалистично договориться об этом до ноябрьской конференции по изменению климата COP29, которая пройдет в Баку - Х.С.).

Во время апрельского международного форума на тему «СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана», проведенного в Университете АДА, глава государства отметил, что достижение соглашения по базовым принципам также рассматривается как вариант. «Сейчас Кавказ является одним из регионов мирового масштаба, где события развиваются стремительно, и чтобы направить их в правильное русло, нам необходимо действовать на опережение. Я говорил, что сразу после Отечественной войны 2020 года нам некогда было праздновать, и мы работаем и продолжаем трудиться во благо мира, так как именно эта повестка приведет к усилению мер безопасности в регионе, создав возможности, по крайней мере, для консультаций между тремя странами Южного Кавказа, которые проложат путь к будущему сотрудничеству. Мы впервые получили шанс перевернуть страницу противостояния, и COP29 является отличным примером для взаимопонимания. Делимитация на границе Армении и Азербайджана и невидимые дискуссии за кулисами становятся более открытыми и конструктивными. То, что видно, - лишь часть работы, и этот результат основан на регулярных контактах и положительной динамике. Поэтому нам необходимо консолидироваться в этом вопросе и двигаться вперед», - вполне уверенно заявил Президент Ильхам Алиев.

Эти слова главы государства в нормальном обществе можно было бы воспринять в качестве широкого жеста и руки, протянутой для помощи стране, изолированной по собственной прихоти ради реализации бредовой идеи о «миацуме».

Впрочем, предложение Баку было положительно воспринято в Иреване, а премьер-министр Никол Пашинян в этой связи высказал солидарность с мнением Президента Азербайджана на недавней пресс-конференции. «Я согласен с идеей заключения мирного договора до ноября. Для этого нужно закрепить в мирном договоре все те принципы, которые являются публичными и согласованы на переговорных площадках. Эти взаимоприемлемые принципы должны быть четко изложены, после чего подписаны, и я согласен с этой логикой», - сказал Пашинян, выразив надежду на то, что на предстоящих встречах глав внешнеполитических ведомств прогресс в переговорах будет не просто зафиксирован, но и углублен.

Достаточно миролюбивая риторика официального Иревана вокруг урегулирования отношений хоть и проявилась в декабре по итогам упомянутого совместного заявления, но была закреплена в феврале, когда Пашинян в интервью The Telegraph заявил о том, что ситуация «созрела» и располагает к продвижению вперед: «По сути, архитектура и принципы мирного договора между Арменией и Азербайджаном согласованы настолько, что уже в конце прошлого года нам казалось, что мы были очень близки к окончательному согласованию текста итогового договора». Причем главным позитивным посылом на данном направлении является обоюдное намерение продолжить диалог напрямую, без каких-либо посредников.

Для нас принципиально без разницы, на какой из переговорных площадок произойдет ритуальный обмен документами, - есть небольшая вероятность того, что всеобъемлющее соглашение о мире может быть подписано на переговорной площадке в Казахстане. Такой шаг представляется вполне логичным, поскольку братская нам страна выглядит наиболее оптимальным плацдармом для большого замирения, где из-под ног у Арарата Мирзояна выбивается почва для надежд на заступничество. Причин тому несколько, и это не только фактор тюркского мира, но и поведение официальной Астаны, которая даже до Отечественной войны 2020 года демонстрировала приверженность принципам международного права и полный нейтралитет, несмотря на то что является союзником Иревана в рамках экономических и военно-политических блоков.

Прогресс виден и по тому, что после прихода к власти целых пять лет официальные лица правительства Пашиняна регулярно и на разных уровнях озвучивали провокационные заявления в адрес нашей страны. Даже в декабре прошлого года, после того как его страна отозвала свою символическую кандидатуру на проведение СОР29 в пользу Баку, в беседе с журналистами армянский спикер Ален Симонян безосновательно обвинил Азербайджан в «искусственном затягивании подписания мирного договора и разжигании этнической ненависти в отношении армян». А глава МИД Арарат Мирзоян в феврале текущего года в ходе своего выступления на 55-й сессии Совета ООН по правам человека и вовсе свалил проблему с больной головы на здоровую, обвинив нашу страну… в территориальных претензиях.

Теперь же, поняв, что ни американцы, ни иранцы, ни даже самые любвеобильные французы никакие им не заступники, весь армянский официоз дружно, чуть ли не в унисон заговорил о мире с Азербайджаном. Мы помним более ранние уроки истории и советуем не забывать о том, что заявления властей соседней страны о готовности к миру, которые регулярно озвучивались также и в период оккупации пятой части территорий Страны огней, в первую очередь были рассчитаны на внимание «сердобольного» международного сообщества и прежде всего Минской группы ОБСЕ.

Они бы рады и сегодня следовать былым традициям, но, во-первых, упомянутой структуры нет и судя по тому, что происходит на треке противостояния России и коллективного Запада, она не возродится никогда, а сама глобальная организация по безопасности претерпит существенное переформатирование. Во-вторых, изменившийся расклад сил в регионе в пользу Азербайджана фактически не оставил Армении серьезных возможностей для маневра, чтобы как-то препятствовать мирной повестке Баку, что прекрасно понимает и нынешнее руководство соседней страны. А потому Николу Пашиняну ничего не остается, кроме как продвигать повестку мира и даже говорить о собственных «инициативах», поскольку, в отличие от своих неадекватных предшественников, он, скорее всего, не питает иллюзий о «возвращении» Карабаха, понимая бесперспективность бредовой затеи.

С другой стороны, мир с нами в интересах самой соседней страны даже с экономической точки зрения, поскольку позволит ей примкнуть к серьезным региональным и международным логистическим проектам, от которых она была изолирована по собственной инициативе из-за непомерного аппетита в расчете на «вечную» оккупацию не принадлежащих ей территорий. Торгово-­экономический прорыв принципиально необходим Армении еще и потому, что ее нынешнее правительство пока неуверенно взяло курс резкого разворота на Запад и планирует в среднесрочной перспективе выйти из орбиты влияния России. И, скорее всего, на данном этапе именно этими факторами руководствуется армянский премьер.

На фоне протестов в стране, разжигаемых армянской апостольской церковью и оппозицией, а также угроз, создающих серьезную почву для внутриполитических потрясений вплоть до переворота, Никол Пашинян на недавней пресс-конференции расставил четкие акценты в вопросе демаркации и делимитации государственной границы, однозначно заявив, что приостановка этого процесса приведет к войне. «Чем дальше идет процесс делимитации, тем больше война лишается логики, становясь абсурдной. Суверенитет - это когда ты можешь встать лицом к лицу со своими проблемами и находить независимые верные решения во имя мира. Да, мы можем прекратить процесс делимитации хоть сегодня, но при этом возродим вероятность войны. Вы этого хотите?» - задал законный вопрос местной общественности армянский премьер, заявив, что не выполнит требования оппозиции и не прекратит процесс замирения с Азербайджаном.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 17 мая, №88.- С.1;5.