Фархад БАДАЛБЕЙЛИ: "К сожалению, на культуру в Милли меджлисе обращают не очень большое внимание...."

 

С.КАСТРЮЛИН

 

Ректор Музыкальной академии, профессор, пианист с мировым именем Фархад Шамсиевич Бадалбейли недавно вернулся с очередной творческой зарубежной поездки. На этот раз он побывал в Израиле, дабы познакомить тамошнюю избалованную вниманием лучших музыкантов мира публику мастерским исполнением музыки, в том числе азербайджанских композиторов. Наша беседа с ним о воспитании вкуса и высоких чувств у подрастающего поколения вылилась в небольшое, но емкое интервью.

- Расскажите о ваших впечатлениях о поездке.

- Сначала хочу обратить внимание на то, как в Израиле издают программу выступления музыкантов. Здесь и высокое качество бумаги, и то, с каким вниманием они относятся к каждому исполнителю с краткой, но емкой аннотацией. Есть даже информация с обязательной фотографией о нашем народном инструменте - таре и ковроткачестве, как народном промысле. На этот раз при составлении репертуара при выступлении мы добились того, чтобы на концерте превалировала азербайджанская музыка. Это "Азербайджанское каприччо" Фикрета Амирова, "Симфонические гравюры" из "Дон Кихота" Кара Караева и сюиты из балета Кара Караева "Семь красавиц". Я играл Второй концерт Сен-Санса, поскольку публика всегда идет на знакомое классическое произведение.

- А какое, на ваш взгляд, отношение израильтян к Азербайджану?

- Я бы сказал, что отношение к нашей стране у израильтян трогательное. Наверное, это вызвано тем, что Азербайджан - одна из немногих мусульманских стран, у которой сложилось нормальное отношение с Израилем. Надо отметить, что диаспора из бакинцкв, сложившаяся в Израиле, тоже играет немаловажную роль в деле сближения наших стран. В газете "Иерусалим пост" было отмечено, что в Баку и Азербайджане на протяжении не одной тысячи лет никогда не было случая антисемитизма. И это действительно так. А потому такой расклад вызывает большую симпатию к нам у израильтян. Конечно, хочу отметить и большой потенциал зрителей, пришедших на концерт. Израиль давно избалован вниманием гениальных музыкальных исполнителей, где 90% составляют евреи. Это и Артур Рубинштейн, и Горовец, и Коган, и десятки других профессиональных исполнителей, которые регулярно выступают в Израиле. В этой маленькой, сравнительно, стране действуют более двадцати симфонических оркестров. Я выступал с замечательным коллективом "Симфонета Раанана", у которого есть собственный зал на пятьсот мест с прекрасной акустикой, куда приходит своя публика. Зрители заранее приобретают на весь год абонементы. Интересна просветительская роль этого оркестра.

К примеру, я был поражен отношением израильтян к образованию. У них есть даже детские и юношеские абонементы для симфонического оркестра. Для детей подготовлены максимально легкие программы, где им показывают инструменты. При желании, дети могут даже подуть в духовые инструменты: трамбон, флейту. И все это делается для того, чтобы детям стало интересно. В музыкальный зал приводят детей для того, чтобы поиграть с ними в игры. И что интересно, это обязательно входит в школьную программу обучения. Но в любом случае дети, хоть раз в неделю, но слушают классическую музыку. Я помню, в свое время в детстве родители меня водили в оперный театр на дневной спектакль. Затем каждую неделю я играл с маэстро Ниязи для школьников музыку по школьному абонементу. Это были специальные программы с участием лектора. Лектор выходил и рассказывал про Шехерезаду, про Ромео и Джульетту, о Дон Кихоте и о тех, кто это написал. Все преподносилось в исполнительно легкой манере. Но исполнение произведения должно было звучать на высоком профессиональном уровне. Так вот, и в Израиле такое имеет место, что меня поразило. И тем не менее в Израиле есть отголоски мировой проблемы. К примеру, никуда не уйти от процесса старения зрителей, любителей классической музыки. Так, я заметил, что в зале сидели примерно 70 процентов пожилых людей.

- А если уйдет эта категория людей, что тогда делать для того, чтобы новое поколение, предпочитающее современные ритмы, не осталось в стороне от классической музыки?

- Вот поэтому там создают абонементную систему для подрастающего поколения. Мы в этом отношении пока отстаем.

- Остро в наше время стоит и вопрос сохранения кадров. Так, в Музыкальной школе имени Бюль-Бюля учится девочка-вокалистка с замечательным, по отзыву директора школы, контральто. И будет обидно, если ей не обеспечат достойное обучение. Юные музыканты должны постоянно слушать известных музыкантов и желательно вживую. Недавно приезжал знаменитый пианист Виардо. Будут ли другие известные музыканты проводить у нас, в стране мастер-класс?

- Теперь мы ожидаем приезда Оксаны Яблонской, потрясающего профессора музыки, преподающей на протяжении двадцати лет в престижной музыкальной школе. Она присутствовала на музыкальном фестивале в Габале, и она же консультирует наших талантливых пианистов. Есть несколько ее учеников - иностранцев, обучающихся у нас в стране. Для чего приглашаются именитые музыканты? Чтобы не падал уровень музыкальной культуры. Это вполне закономерный процесс. В мире происходит следующее: один известный профессор работает на протяжении нескольких лет в одной стране, затем переезжает в другую. Идет постоянная миграция, обновление музыкальных кадров. Ситуация в искусстве такая, как, например, в футболе. В каждой команде есть легионеры, которые должны помочь держать высокий класс игры.

- Вот вы упомянули, что в Израиле действуют десяток, другой симфонических оркестров. Но у каждого, наверное, есть свой зал. А как обстоит дело с залами для выступления у нас?

- Кроме зала в филармонии и зала в консерватории, классического современного филармонического зала у нас пока нет. Хотя, как я полагаю, такая необходимость уже назрела.

- В Милли меджлисе такой вопрос не обсуждался?

- К сожалению, на культуру в Милли меджлисе обращают не очень большое внимание, предпочитая больше заниматься политической и законодательной деятельностью. Хотя, в принципе, мы и сами виноваты. Я когда критикую, в первую очередь критикую самого себя. Азербайджанская интеллигенция немного индифферентна и не очень активна в отстаивании своего мнения.

- Вы имеете в виду гражданскую позицию?

- Безусловно! Есть такие моменты. Раньше наша интеллигенция была гораздо более активной. Появилось состояние какой-то сытости в плохом смысле этого слова. Получили квартиры и стипендии, и успокоились.

- Отметив мировую проблему старения любителей симфонической музыки, нельзя не отметить и заполняемость зала и нашей филармонии.

- Отрадно сказать, что наша филармония постоянно заполнена. Здесь бывают и представители посольств из стран, аккредитированных в Азербайджане, специалисты-иностранцы, работающие в нашей стране. А если вспомнить восьмидесятые годы, когда я играл с маэстро Ниязи, приезжали и известные музыканты, зал филармонии наполнялся на 30-40%. Возвращаясь к вопросу о пассивности нашей интеллигенции, не будем пессимистами. Достаточно вспомнить, что у нас есть замечательные композиторы и исполнители. Отрадно сознавать, что участилось проведение музыкальных фестивалей в нашей стране. Хотелось бы, чтобы наша повседневная жизнь день ото дня становилась бы в культурном плане более интереснее. Когда приезжаешь в одну из зарубежных стран, то можно обнаружить, что здесь в один день проходят десятки концертов. В этом плане у нас провинция спит. Почему не провести международный фестиваль в Лянкяране, в Сумгайыте? Вина в этом лежит и на местной власти, в руках которых находятся и финансовые, и общественные рычаги. В последнее время активизировалась Гянджа, благодаря инициативе главы исполнительной власти Эльдара Азизова. Он там проводит концерты симфонических оркестров. В последнее время наша творческая молодежь несколько активизировалась и провела несколько акций пропаганды классической музыки в регионах. У нас в академии есть такой предмет как музыкальный менеджмент, и профессия будущих менеджеров заключается в том, чтобы организовывать и проводить концерты хорошей музыки. Все это к тому, что если не насаждать у населения хороший вкус, то мы останемся наедине с низкопробной музыкой и повсеместным засилием халтуры.

- А как вы относитесь к современной музыке? Вот, в Баку побывал знаменитый американский рэпер 50 Cent.

- Это молодежная культура, которую нельзя отрицать и запрещать. Но нельзя оставлять псевдокультуру победительницей, образно говоря, на духовном поле. Это опасный процесс. Но одними запретами на нее повлиять нельзя. Нужны другие методы. К примеру, метод противопоставления. Фестиваль имени Растроповича в Габале, думается, и есть попытка противопоставить настоящее искусство псевдокультуре. Этим летом в Баку приедет знаменитый на весь мир "Роел филармони" оркестр. Это тоже продолжение этого метода. Оркестр будет выступать в Габале, где даст пять концертов. Надо особо отметить, что местные власти превратили Габалу в изумительный город с развитой инфраструктурой. И сюда органично вписывается летний концертный зал. А необходим и зимний. Недавно Азад Алиев был в Афинах, где архитекторы построили великолепную копию берлинской филармонии с потрясающей акустикой для симфонических концертов на 1300-1400 мест. Недавно прошел концерт азербайджанской музыки в Лондоне в зале с отличной акустикой "Роел фестивал холл". Играли произведения Кара Караева, Узеира Гаджибекова, Фикрета Амирова, Франгиз Ализаде, Азера Рзаева. Мой романс "Шуша" прозвучал в исполнении английской певицы. Такой зал нам просто необходим. Зал Дворца имени Гейдара Алиева больше приспособлен для проведения симпозиумов, вечеров КВН, эстрады. Классическую музыку там трудно слушать. Хороший зал в филармонии. А вот зала на 800-1000 мест у нас, к сожалению, пока нет. Надеюсь, что со временем в Баку найдется место для создания такого зала. Что же касается проведения концертов в филармонии в ближайшее время, а точнее, 9 апреля в филармонии пройдет презентация дисков Рауфа Абдуллаева. Это будет замечательный концерт нашего симфонического оркестра. Вообще, слово "презентация" у нас ассоциируется с показом конкурса красоты на подиуме с обязательным фуршетом. А на нашей презентации будет звучать серьезная музыка. А 16 апреля в филармонии прозвучит концерт Моцарта для фортепиано с оркестром, где будут играть Мурад Адыгезалзаде и Эльшад Багиров. Короче говоря, у нас проходят концерты. Хотелось бы, чтобы на концертах в филармонии присутствовали студенты не только музыкальных училищ и академии. Наверное, в этом есть и наша вина. Нам необходимо больше давать концерты в залах наших бакинских университетов. Когда мы говорим о международном телевизионном канале "Культура" или "Меццо", то сожалеем, что подобного канала нет на нашем телевидении. Здесь не только музыка, здесь представлена и экспозиция знаменитых мировых музеев, подается информация о художниках, о современном искусстве. Каналы пропагандируют лучшие достижения человечества в области культуры. У нас только появился спортивный канал, где показывают футбольные матчи лучших мировых команд. Сразу чувствуется уровень развития спорта. Такой канал необходим и по культуре.

- Но наше телевидение как бы подлаживается под вкусы народа и показывает то, что они хотят. Наверное, поэтому серьезную культуру и музыку не приемлет большинство наших молодых людей...

 

- Как-то Ленин сказал о Горьком:" Он идет вместе с народом. А должен идти впереди!" Очень тонкое замечание. Если подлаживаться под вкусы народа, то ничего нового народ не получит. Необходимо идти впереди народа и подтягивать его к хорошему вкусу.

- Вы часто бываете за рубежом, где, наверное, знакомитесь с опытом работы музыкальных академий. Есть ли на сегодня что-то такое у них, что можно нам перенять, а может, чем поделиться?

- Наша музыкальная система обучения была создана братьями Рубинштейнами в московской и петроградской консерваториях. Откровенно скажу, что лучшей системы, чем эта система подготовки музыкантов, в мире нет. На протяжении многих лет мы занимали все призовые места на всех музыкальных конкурсах. Все три ведущие премии забирал Советский Союз. Никто с нами конкурировать не мог. Единственное, что вызывало оскомину, так это чрезмерное злоупотребление марксистско-ленинской идеологией. Хотя знать философию необходимо композиторам и музыкантам высокого класса. А фундаментальная академическая подготовка была идеальной и считаю, что это лучшая система обучения.

- Вы совмещаете административную деятельность с творчеством. Даже сочиняете музыку. Это трудно? Как у музыканта, у вас есть свой стиль?

- Нет, я не композитор, я просто экспериментирую в области сочинительства. Композитор-это профессия, которой нужно учиться. Что же касается стиля, то, чтобы его иметь, надо быть большим композитором. У меня же всего три-четыре произведения. И претендовать на то, чтобы заявить о себе как о композиторе я не могу. Другое дело - исполнение произведения. Есть эмоциональное исполнение, есть холодно- рассудочное исполнение. Однажды у нас играл французский пианист, и когда я зашел к нему за кулисы, то отметил, что на нем не было ни капли пота. Советские пианисты после концерта выходили все взмокшие, потому что отдавали энергию и эмоции. У нас эмоционально драматургический подход к произведению, чтобы была борьба и зла. Западники в этом смысле более рациональней, чем наши. У них к музыке сугубо прагматичный подход.

- Какое хобби у ректора Музыкальной академии?

- Футбол. Я болею за хороший футбол и болею за несколько английских футбольных команд: "Челси", "Манчестер", "Арсенал". На мой взгляд, английская премьер-лига самая интересная.

- А каков, на ваш взгляд, уровень нашего футбола, особенно, когда у нас появилось немало легионеров?

- Все наши легионеры - игроки среднего класса. У нас для развития футбола не хватает массовости. Мы в детстве все играли в футбол. Пройдите по дворам, где ребятам играть в футбол? В центре Стамбула есть огромное количество футбольных мини-полей. Даже ночью. В два-три часа ночи можно увидеть при свете прожекторов играющих там молодых людей. Нам необходимо больше детских спортивных школ и футбольных полей. Спортивные комплексы в регионах пустуют. Советский Союз, чем всегда выигрывал? Массовостью спортивных организаций и дешевизной там обучающихся детей.

- А как вы относитесь к фитнесу?

- Замечательно. Думаю, что чем больше мода будет распространяться на фитнес, плавание, футбол, бег, тем больше будет польза для нации. Поражаюсь тому, что у нас на Каспии не используется парусный спорт. Наверное, потому, что у нас пока не полностью решена проблема канализации. Ну, кто же будет кататься в этой грязной луже? В Израиле с утра дети бегут на эти парусники, а в Тель- Авиве можно купаться в центре города.

- И напоследок, поделитесь ближайшими планами.

- В мае у нас состоится концерт для фортепиано с оркестром с Азадом Алиевым в Вильнюсе. Я буду играть призведения Фикрета Амирова и Эльмиры Назировой, в июле у меня будет концерт в Лондоне, где я буду играть концерт Сен -Санса вместе с "Роел филармония" оркестром, а потом фестиваль в Габале.

 

 

 Эхо. – 2010. – 17 апреля. – С. 11.