Гамида Омарова: "Таких, как я, называют советскими..."

 

С.КАСТРЮЛИН

 

Просматривая старые фильмы с участием народной артистки Азербайджана Гамиды Омаровой, чей день рождения отмечается в апреле, я неожиданно увидел, как изменились наши представления о том или ином образе, созданном ею на экране. Кинематограф 80-х прошлого столетия выводил на экран характер, целиком и полностью данным временем обусловленный. Героико-эпическим произведениям в те годы была дана широкая дорога. Поэтому главные роли у характерных и талантливых актеров того времени получались цельными и запоминающимися. Так, Чинара из фильма Октая Миркасимова( 1980 г.) в фильме "Хочу понять" сыграна Гамидой Омаровой крупно, даже размашисто, на открытом темпераменте, в ней чувствовалось эпическое начало. Ее Афаг в историческом фильме "Низами" вобрала в себя много индивидуального и, наверное, поэтому получилась наиболее убедительной. Даже образу Шафаг из художественного фильма "В царстве нефти и миллионов" Гамида ханым старалась придать индивидуальные черты. Думается, что все эти образы навсегда останутся в памяти и станут образцом для актеров начинающих. С тех пор прошло немало времени. Гамида Омарова снялась в сорока фильмах, родила сына, стала народной артисткой, ей доверили кресло президента Гильдии профессиональных киноактеров. Она преподает в университете искусств, выступает на телевидении, пишет сценарии, книги и снимается в роли матери в многосерийном фильме Фируддина Магеррамова "Молчащая совесть". О том, что можно вспомнить, что помогает ощутить полноту жизни сегодня и какие остались у нее нерешенные проблемы, рассказывает "Эхо" народная артистка Азербайджана Гамида Омарова.

- Что такое красота в театре и кино, на ваш взгляд?

- Это прежде всего красота души человеческой. Когда актер берет зал, публику не только своими внешними данными, шармом. А на экране все это, как в зеркале, отражается. Здесь нельзя ничего скрыть. И если он по характеру доброжелательный или, напротив, не очень добрый, то все это отражается в его глазах, мимике, жестах.

 

- Есть такое понятие, что любовь зарождается и через дружбу. Может быть такое в жизни?

- Конечно! Честно говоря, я не верю в крепкую дружбу между мужчиной и женщиной. Рано или поздно отношения двух людей разных полов, узнавших многое друг о друге, перерастают в большое чувство. И это понятно, ведь они часто бывают вместе, делятся новостями. Со временем обнаруживается, что у них общие интересы. Хотя возможны и исключения.

- Вы верите в гороскоп, в то, что звезды влияют на судьбу человека?

- В гороскоп, который еженедельно печатается в газетах, честно говоря, я не верю, хоть я Телец, а представители этого закона склоны верить написанному или сказанному. Но я глубоко верю в свой знак. Он обычно висит у меня на цепочке на шее. Сегодня он у меня находится дома. Дело в том, что мой домашний попугайчик, которого так любит мой сынок, любит сидеть у меня на плече и между делом не раз делал попытку распрямить звенья цепочки, на которой висит мой талисман. И вот недавно ему это удалось. Отдать мастеру времени нет, вот и лежит мой талисман дома. - Были ли в вашей жизни неосторожные слова, повлекшие за собой необратимые события? - Были. Дело в том, что мы нередко не придаем некоторым словам или выражениям какого-то там глубокого смысла. Слово вылетает в разговоре, и мы только спустя некоторое время узнаем, что это слово нанесло душевную травму собеседнику. Так получается, что из-за неосторожно брошенного слова люди нередко ссорятся или становятся врагами. Поэтому надо очень осторожно обращаться со словами, особенно теперь, когда нас на каждом шагу подстерегает стресс. Однажды один режиссер пригласил меня играть в спектакле героиню. На репетиции я приходила редко, поскольку работала заведующей кафедрой в институте. И когда меня пригласили на прогон этого спектакля, я как-то неправильно выразила свою мысль при оценке актерской игры. В результате, режиссер обиделся. Вот так бывает в жизни.

- А если обидят актера, где ему залечивать душевные раны? И какое значение для него означает дом, или жилье?

- Наверное, в стенах отчего или своего дома. Вообще, дом, где, образно говоря, знаешь каждую пылинку - это местечко, где актер может сконцентрировать свою мысль, отдохнуть от всего, что осталось за дверью квартиры. Для меня это время начинается после полуночи, когда засыпает мой сын Рагим, когда спит моя престарелая мама Насиба-ханым.

- У вас в доме принято открыто выражать свои чувства?

- Я никогда не скрываю свои чувства от мамы, когда обнимаю ее и целую. Сын даже немного ревнует меня к матери. Он часто говорит: "Ты меня больше люби. Ведь я твой сын!". - Некогда полученные вами уроки в мастерской ВГИКа у Евгения Матвеева как-то помогли вам в жизни? - Помогли, и не раз. Я до сих пор вспоминаю этого замечательного педагога. И когда мне особенно трудно в жизни, я вспоминаю слова Матвеева о том, что актер никогда не должен терять форму. А должен он постоянно трудиться над собой. Я понимаю, что это общие слова, но они таят в себе глубокий смысл и потому мне, посвященной в их таинство, дороги. Я вспоминаю манеру разговора моего любимого педагога, его походку. Вспоминаю его советы о работе над этюдами. На своих уроках для большей доходчивости он использовал этюды. Иногда во время хорошего расположения духа даже изображал каждого из нас, студентов, кто как ведет себя во время урока. На первом курсе я была очень стеснительной, и однажды Матвеев предложил мне поставить этюд "Зеркало", в котором бы отражался каждый, кто остановился у него, разглядывая себя." Да, - удивленно сказал Матвеев, когда мне удалось это сделать, - ты очень внимательна!". И рассказал нам случай постановки этюда большим актером, которому он был свидетелем. Матвеев куда-то спешил, он впрыгнул в переполненный вагон метро, где был тут же зажат людьми. Оглядевшись, он увидел невдалеке сидевшего в кресле Сергея Федоровича Бондарчука, готовившегося, как потом выяснилось, к роли "Отелло". Он отрешился от всего, глаза навыкате, и он внимательно рассматривал свои ладони, и что-то шептал себе под нос. Эту сцену с руками, передававшими трагедию человека, задушившего Дездемону, Матвеев потом увидел в фильме "Отелло". Мастер рассказал еще одну историю, подтверждавшую мысль о том, что работа актера над собой продолжается и в самые нелегкие для него моменты жизни. Это произошло на последних минутах конца жизни его матери. Он стоял у изголовья кровати, на которой умирала его мама, и всячески старался сдерживать давившие изнутри души рыдания. На внешне каменном лице он все же не сумел удержать слезы. И он поймал тогда себя на кощунственной мысли актера, который и в тяжелую для себя минуту анализировал свое состояние и прикидывал ее к роли. Думал, что вот можно сыграть трагедию, ничего не изображая на лице. Только одна слезинка, побежавшая по щеке, могла изобразить трагедию души и поразить зрителя. Это ощущение Матвеев воплотил в роли Нехлюдова в фильме по одноименному романа Л. Н. Толстого "Воскресение".

- Бытует мнение, что если актер очень много хочет от своей профессии, то некоторые его коллеги считают его карьеристом. И что вы думаете по этому поводу?

- Это неправильное мнение и возникает разве что у завистников. Актер всегда хочет постоянно или сниматься, или участвовать в спектакле. Это вызвано тем, что у него много нереализованных идей, применимых к предлагаемым режиссерами образам. И он, естественно, желает их воплотить. И потом, желание сниматься - это его постоянная потребность. Я никогда не прощу себе, что, снимаясь в год в двух трех фильмах, не полностью использовала свои внутренние возможности. Я остановилась потому, что один режиссер мне посоветовал не "разбрасываться", а выбирать только те роли, которые подходят по складу моей души. И предлагал мне остановиться и "оглянуться". И я сделала остановку. Если бы только я знала, что близится кризис азербайджанского кино, и мы потеряем время в своем дальнейшем развитии, тогда я бы снималась во всех фильмах, режиссеры которых предлагали мне там роли. По моему мнению, пусть актер постоянно снимается даже в бездарных фильмах. Если у него есть талант, то он сумеет и там себя проявить.

- Как вы относитесь к новому времени рыночных отношений? Изменило ли новое время самих людей?

- Это время сильно изменило людей. Таких, как я, называют советскими. Наверное, потому, что то время связано с моей молодостью и расцветом национального кинематографа. А еще потому, что взаимоотношения человеческие тогда были более теплыми. Сегодня даже дети стали более прагматичными и просто не хотят понимать родителей. Некоторые из них переступили некую нравственную черту, за которую мы в детские и отроческие годы даже и не думали переступать. Да и взрослое поколение несколько озлобилось и старается больше извлечь личную выгоду или построить удобную карьеру, используя ошибки других, нередко близких людей. Конечно, все это - результат довольно быстрого развития и тех технических новшеств, которые позволяют это. Но я думаю, и с этим, как я полагаю, согласятся многие, что то человеческое начало, которое строится на честности, доброте и открытости, должно оставаться в любое время.

- Вернемся к теме ваших ролей. За время вашей карьеры были ли у вас роли, которые вы хотели бы сыграть, но по какой-то причине это не получилось?

 

- Конечно, были. Я хотела бы сыграть роль в театре, интуитивно чувствуя, что это моя роль героини в спектакле "Убийца". Но я ее упустила. Да и в нашем кино я бы хотела сыграть характерную роль, но пока для женщин моего возраста такой интересной роли просто нет. Хорошие роли не обходят стороной только мужчин. Я постоянно говорю об этом каждый год, но ничего не меняется. Поэтому, как мне кажется, я сама должна написать сценарий, в котором бы был и интересный персонаж для актрисы.

- Что главным было для вас в молодые годы, а что стало главным теперь?

- В молодые годы главным было стать хорошей актрисой и утвердить себя в жизни. Это мне удалось. А в зрелые годы больше хотелось бы выполнения коллективных чаяний. К примеру, чтобы национальный кинематограф прославился и поднялся на невиданную высоту. Недавно я просмотрела на открытии недели азербайджанского кино фильм "Нияд". Сценарий очень интересный. Там два героя. Один хороший, другой - плохой. Они случайно встречаются на улице, когда хороший парень бросается под машину. У него неизлечимая болезнь, но он хочет покончить жизнь самоубийством из-за социальных вопросов и из-за того, что у него нет денег для поездки в Мекку. Попытка умереть не удалась, но плохой тут же извлек из нее выгоду. Он пригрозил водителю заявлением в полицию, и тот, чтобы откупиться, предлагает деньги. Плохой берет деньги и делит с хорошим. Потом он ему предлагает бизнес - бросаться под машину за деньги. Так можно и деньги накопить на поездку, и жить припеваючи. Хороший соглашается. Заканчивается фильм тем, что приятели вместе летят в Мекку, но на аэродроме хороший умирает. И тогда другой, чтобы искупить вину за все плохое, что он сделал, решил покаяться и сам осуществил желание друга. Вот финал я бы решила сделать по-другому. К примеру, когда хороший в очередной раз бросается под машину, то он умирает. И этот стресс плодотворно действует на плохого, и он едет в Мекку очищать грехи. Много в картине длинных эпизодов и мало крупных планов, которые я бы сократила.

- Кто из наших современников вам симпатичен больше всех остальных?

- Мне симпатична как женщина и как лидер первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева.

- Теперь коротенькие блиц-вопросы. Отчего вы устаете больше всего?

 

- От непонимания, хамства и нахальства.

- Любите ли вы деньги?

- Люблю не из-за желания их копить, а только из-за того, чтобы их тратить и притом на хорошие дела. И прежде всего, на своих родственников. Деньги мне необходимы для лечения мамы. Деньги сегодня необходимы потому, что без них, образно говоря, нельзя шаг сделать.

- В какую историческую эпоху вы хотели бы жить?

- В XIX веке. На мой взгляд, там жили люди более романтичного склада и более человечные.

- Какую книгу вы сейчас читаете?

- Габриеля Маркеса, "Сто лет одиночества" и "Осень патриарха". Люблю перечитывать роман "Три товарища" Ремарка.

- Что вам не хватает для полного счастья?

- Очень сложный вопрос! Могу на него и не ответить.

- Ваша главная черта характера?

- Об этом пусть скажут другие.

- События последнего времени, которые поразили вас?

- Стрельба в Нефтяной академии, унесшая жизни молодых людей, взрыв в метро в Москве и гибель польского президента Качиньского, его супруги и других 94 поляков в автокатастрофе над Смоленском.

- Какой у вас жизненный девиз?

- Когда учились в Москве, наши девочки по комнате в общежитии говорили: "Наш девиз - не шуметь, ни буйствовать!" (смеется).

- А кто эти девочки и где они теперь?

- Это Зулейха, дочь Октая Зульфугарова, она преподает в хореографии. Её муж - известный кинорежиссер Шамиль Наджафзаде. Сона Микаилова - она теперь преподает в Университете искусств и актриса театра "Юх", а также Фира Фарганакулиева, которая преподает историю мирового кино. Мы и сегодня продолжает дружить и вспоминаем учителей по ВГИКу - Евгения Матвеева, Людмилу Чиркову, Александра Новосадова. 8 марта мы, в первую очередь, поздравляли с днем рождения своего педагога Матвеева.

- Какую книгу бы вы взяли на необитаемый остров, если бы такой случай представился?

- "Гурани Кярим".

- Какие человеческие слабости считаете непростительными?

- Предательство, ханженство, хамство, наглый карьеризм. Все это приветствуется в обществе. Обратите внимание на героев нынешних фильмов. Если отрицательный герой обманывает кого-то, то люди ему аплодируют.

- Актер, на ваш взгляд, должен обладать гражданской позицией, чтобы бичевать зло?

- Должен, и в обязательном порядке.

- А какое любимое блюдо вы приготовите для гостей в день своего рождения?

- Ярпаг долмасы, это блюдо я хорошо готовлю. Потом у меня есть рецепт своеобразного плова. Приглашаю и вас.

 

 

 Эхо. – 2010. – 24 апреля. – С. 12.