Джаз в Баку: первые из первых, лучшие из лучших

 

В октябре в Баку состоится очередной джазовый праздник

 

В октябре в Баку состоится очередной джазовый праздник - Международный фестиваль, на который помимо наших звезд джаза заявлены такие гиганты мировой музыки, как Ал ди Меола, Диана Риверс, Мэт Бланко, Кеико Матсури и др.

Открытие фестиваля запланировано на 16 октября.

В тему вспомнить о том, как завоевывали себе место под солнцем джазового Олимпа наши известные музыканты, лучшие из лучших, верные почитатели Бенни Кларка и Чарли Паркера...

Как известно, в советские годы джаз не пользовался должной репутацией у Политбюро ЦК КПСС, поскольку считалось, что это - музыка, выдуманная толстыми капиталистами. О том, что она создавалась в бедных кварталах американского Гарлема, как-то забылось. Тем не менее продвинутая молодежь страны Советов слушала по ночам по "Голосу Америки" передачи о джазе, Коновера на русском языке".

В Баку в Третьем саду, ныне парк имени Деде Горгуда по воскресным дням продавали виниловые пластинки с записями М.Фергюссона, Л. Джонса. Конечно, лед тронулся по отношению к джазу, когда страна Советов встречала Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1956 году.

Уже в те годы стали джазовыми знаменитостями Москвы музыканты Витя Прудовский, Юрий Саульский и Леша Козлов. Тусовки джазменов проходили в Москве в кафе "Молодежное" на улице Горького, где тогда выступали два известных коллектива джазменов.

В то время в Москве начинал приобщаться к джазу и бакинец, возглавивший впоследствии кафедру Бакинской консерватории Ариф Джахангиров. На джазовых фестивалях 1967 и 1968 годов он удостоился высокого звания лауреата.

Часто он вспоминает историю о том, что первая джазовая импровизация Вагифа Мустафазаде официально состоялась в Таллинне в том же 1968 году. Вспоминается интересный случай, когда Вагиф Мустафазаде буквально утер нос москвичам. В Москву без приглашения мэтров джаза приезжает Вагиф Мустафазаде, которого в среде музыкантов называли "большим Вагифом".

"Маленьким" был Вагиф Садыхов. Мастер импровизации, которого мало кто знал, скромненько заходит в кафе "Молодежное" и просит разрешения поиграть вместе с другими музыкантами. Москвичи, естественно, хотят показать, "кто здесь главный". Чтобы унизить провинциала, решают для начала разыграть нашего земляка.

- Что будем играть?- спрашивают москвичи.

- Ясно что - по блюзу!- ответствует Вагиф.

- Понятно, но хотелось бы знать, в какой тональности? Один из москвичей- Козлов уточняет: будем играть в фа мажоре.

Известно, что никто в жизни в такой тональности блюз не играл. Слишком сумасшедший темп. Все обычно играют в более легком стиле.

Москвич, улыбаясь, ждет, что Вагиф пойдет на попятную и скажет, что обычно говорят в таком случае музыканты.

Но Мустафазаде, видимо, им назло соглашается с первым вариантом и начинает играть. Что это была за игра! Как вспоминают очевидцы, это была сплошная, в меру закрученная импровизация в бешеном темпе. Москве такое тогда и не снилось. Тем не менее столица его, Вагифа Мустафазаде, как мастера - виртуоза современного джаза так и не приняла.

Ариф Джахангиров вспоминает, что был и другой случай, когда бакинец утер нос москвичу. В 1965 Москву посетил Вагиф Садыхов, которого близкие называли "баладжа Вагиф". Он сел за пианино и так сыграл, что у москвичей рот скривило от зависти. Спустя полгода он снова приезжает в Москву и даже снимает здесь квартиру.

В молодом возрасте, кроме времени для музыки, немало времени молодой Садыхов уделял фуршетам и девочкам. Хозяева квартиры, люди серьезные, проявили свое недовольство по этому поводу и попросили квартиранта освободить жилплощадь. "Баладжа" снимает другую квартиру, но там не было пианино. Как быть? Тогда он просит Арифа как бывалого москвича отыскать инструмент. Джахангиров тогда учился в академии Гнесинской, и там, в своей "альма матер" и решил отыскать пианино.

Он договаривается с охранником, чтобы после 9 вечера наш "баладжа" Вагиф работал на пианино в одном из классов. Однажды ночью, часа в два, Ариф Джахангиров шел по московской улице после очередной музыкальной халтуры в Доме литераторов, погруженный в свои думы.

Вдруг сквозь полудрему услышал, как какой-то мастер на пианино рассыпает пассажи гениальнейшего джаза.

По всей улице тогда были расположены посольские особняки, и Арифу пришлось только гадать, откуда же разливается эта чарующая слух мелодия любви. Свет горел только в окне класса Гнесиннки, где Вагиф Садыхов вовсю наяривал на пианино.

Когда в 1967 году проходил джазовый фестиваль в Москве, на нем присутствовал ведущий радиоволны "Голос Америки" Вилли Сканнер. Он так был очарован импровизацией Мустафазаде, что пригласил его и музыкантов, в том числе Арифа Джагангирова, в посольство США, которое устраивало в честь советских мастеров джаза торжественный прием.

Арифу муаллиму в то время было 20 лет. Хотя он был еще мальчишкой, уже понимал, что если пойдет на прием в посольство "проклятых капиталистов", то может остаться без будущего.

В то время было строго. Контакты с иностранцами не поощрялись. Об этом напомнил музыкантам инспектор ЦК комсомола некто Инаров. После общения с иностранцами наш человек в начале своей творческой карьеры мог стать невыездным. Это все равно что сидеть дома. Ариф подумал о возможных последствиях и отказался идти к американцам. Туда пошли человек десять смельчаков, включая Витю Прудовского, работавшего у Тамары Миансаровой в ансамбле, который назвался "Три плюс два".

Ребята расшифровали это так: "Три еврея и двое русских". Витя рискнул, пошел и выиграл. Позже поехал с Миансаровой в Швецию. Он показал Арифу подарки, полученные тогда в посольстве. В цветных пакетах парень принес то, о чем каждый музыкант мог только мечтать виниловые диски.

Джаз в те годы в Баку просачивался везде - в оперу, в музыку ТЮЗа, в драматические постановки, в музыкальные ансамбли. К примеру, в ансамбль "Гая".

В Русском драмтеатре Ариф Джахангиров дебютировал в пьесе "Нефтяной бум". Он взял из марша "Прощание славянки" трио и обработал известные музыкальные такты. В ТЮЗе он дебютировал в далекие 70-е при постановке спектакляри мушкетера".

Джаз постепенно стал популярен в Баку.

Сегодня бакинцы с большим интересом ждут начала фестивалья. Ведь каждый такой праздник - целое событие, которое потом надолго остается в памяти истинных любителей джаза, которых, к счатью, в Баку еще очень много...

 

 

С.КАСТРЮЛИН

 

Эхо. – 2010. – 26 августа. – С. 8.