Ульвия Кенуль:"Надеюсь, что когда-нибудь и я выступлю в роли режиссера в театре"

Как показывает жизнь, выбранная профессия не всегда зависит от полученного соответствующего высшего образования. Сегодня можно привести немало примеров, когда то ли в силу создавшихся обстоятельств, то ли из-за желания сделать былью свою мечту люди коренным образом меняют свой образ жизни, профессию. И даже если это удается не сразу, они с упорством тянутся туда, куда зовет сердце. Так, студентка БГУ Ульвия Кенуль еще в годы учебы по зову сердца пришла на киностудию ""Азербайджанфильм", чтобы стать кинорежиссером. Попутно она работала и в театре - реквизитором в гримерном цеху. И такой путь прошла не она одна. Почти аналогичный путь прошли молодые кинематографисты Агиль Гулиев, Эльхан Джафаров и другие ее будущие коллеги.

 

Это потом она стала известным в стране режиссером-клипмейкером. Снимала певицу Ройю Наджафову, работая с ней над песнями "Назлы", "Гяльмядин" и "Гяль даныш". Сняла несколько клипов с Айгюн Кязимовой, с Фаиком Агаевым, Тунзалей Агаевой, Мананой. Недавно Ульвия Кенуль замахнулась на документальную ленту о немецком тренере азербайджанской сборной по футболу и полнометражную художественную ленту в жанре комедии.

 

- Что наиболее ценное вы приобрели за все время своей деятельности в качестве режиссера-клипмейкера, начиная с 1996 года по сегодняшний день?

 

- Самое главное богатство в - это улучшение качества работы, которое выражается в выходе новых клипов и фильмов. Время - это опыт. А опыт - это закономерный процесс оттачивания туше или ремесла.

 

- На чем может набить руку клипмейкер?

 

- Наверное, только на постоянной работе, когда учитываешь уже прежде сделанные ошибки и даешь больший простор воображению. Клипмейкеру необходимо постоянно снимать клипы. Это можно сравнить, к примеру, с танцором или спортсменом. Если они долгое время не ходят в тренировочный зал, то быстро теряют сноровку, ритм. В результате эти ребята могут подвести весь коллектив - команду. У нас немного другое, если долго не снимаешь, то подведешь самого себя и потеряешь заработанный имидж.

 

- Вам когда-то нравилось заниматься журналистикой. Почему же теперь ничего не пишете?

 

- Было время, когда печаталась в таких изданиях, как "Вышка" "Комсомольская правда", "Гюнай", "Бакинский рабочий", в паре журналов. Было время - писала стихи.

 

С удовольствием писала бы и теперь. Но мне кажется, это будет немного нескромно. Если вздумаю писать, то под псевдонимом. Сейчас неплохо пишет моя дочь (у нее мамины гены), и я надеюсь, что она прославит свое имя в крупных и известных изданиях.

 

- Но вернемся снова к основной нашей теме. Однажды вы вместе с Агилем Гулиевым хотели снимать большое кино. Есть сдвиги в этом направлении?

 

- Как вы, наверное, знаете, я сняла сначала часовой фильм "Стамбульские каникулы" с певицей Ройей в главной роли. Это небольшая история любви, современный азербайджанский ремейк на знаменитые "Римские каникулы". А вот недавно закончила полнометражный фильм "Я - адвокат" в жанре комедии. Фильм снят по заказу Министерства культуры и и туризма, осенью будет презентован. Можно сказать, что моя мечта уже сбылась.

 

- А как вы подбирали актеров?

 

- Актеров мне помогала подбирать мой менеджер, заслуженная артистка Азербайджана Санубар Искендерли. Она подбирала именно тех, кто мне нравится, и я ей благодарна за главного героя. Это молодой актер Театра пантомимы Бахруз.

 

- Но поскольку вы пока известны зрителю как клипмейкер, можете ответить - есть ли в вашей среде конкуренция и как она влияет на работу?

 

- Здоровая конкуренция всегда подстегивает. Допустим, кто-то сделал очень хорошее, разве другим его коллегам не будет интересно сделать это немного лучше?

 

- Я имел в виду, что некоторые ваши коллеги не выдерживают конкуренции и уезжают из страны. Пример тому клипмейкер Стас Рубенчик. И еще. Можно ли на чужбине быстро продвинуться в своем ремесле?

 

- Я не думаю, что у нас такая уж большая конкуренция среди клипмейкеров. Их всего-то около десяти человек. Вопрос в другом. Каждый уважающий себя клипмейкер сознательно идет на риск. Как при съемке клипа, так и в быту. Так сложилось, что Стас был уверен, что на чужбине он не потеряется, а выплывет, и о нем заговорят. Так думает почти каждый. В некотором роде многие из нас уверены, что при известных обстоятельствах, приложив максимум старания, можно неплохо зарабатывать и привлечь к себе внимание. Со Стасом я общаюсь на одном из порталов Интернета. Он неплохо живет и занимается своим делом, постоянно снимает какие-то рекламные ролики.

 

- Вы азартный человек? Когда-то вы сказали, что проиграли в карты в Лас-Вегасе, когда были в Америке. Если да, то сказывается ли это как-то в обыденной жизни?

 

- Что правда, то правда - я проиграла в Америке в карты, но зато отыгралась на автоматах. Подтвердилась истина, что новичкам везет. Наверно в следующий раз все будет по-другому. А тогда я выиграла около тысячи долларов. Это я к тому, что определенная доля азарта необходима в нашей профессии. Изнутри выходит адреналин, а это всегда интересно. Поэтому можно сказать, что азарт помогает в нашей работе.

 

- Когда вам приносят новый сценарий на клип, вы можете его переделать?

 

- Мне никто не приносит сценарий. Мне нужно снять песню и я создаю сюжет сама, исходя из текста или настроения, на которое навевает мелодия или слова песни. Конечно, уже после того, как клип отснят, приходят сомнения относительно того, что вот какой-то кадр из клипа можно было бы снять по-другому и т.д. То же самое можно сказать о монтаже клипа. Если наступит день, когда я не буду думать над этим, то на карьере клипмейкера можно будет поставить точку.

 

Каждый человек должен иметь критическое мнение о своей работе, чтобы делать ее лучше. И когда это чувство стирается, то самокритичный человек должен сделать соответствующий вывод, как ему жить дальше.

 

- На вашем счету несколько документальных фильмов. Но по спорту, о немецком тренере сборной Азербайджане по футболу только один. Это ваш спортивный дебют?

 

- Как я уже отмечала, в нашей работе необходим азарт. А он неотделим от риска снять то, что еще никогда не снимала. В спорте я не очень хорошо разбираюсь, и понадобились консультанты, которые должным образом оценили, насколько корректно были использованы те или иные спортивные сцены. Это, поверьте, очень интересно. Да и заказчики смогли меня убедить в том, что Берти Фогтс - это интересная личность. Разве это плохо, что он сумел улучшить игру нашей команды и последующие игры показали неплохие результаты. А каков он как человек вне футбола? Мне было достаточно интересно работать над этим проектом.

 

- Вы заканчивали факультет психологии. Помогают как-то приобретенные знания в этой области вашей теперешней профессии?

 

- Конечно, помогают. Ведь клипмейкер общается с людьми, и насколько больше он будет чувствовать человека, находящегося в кадре, и его понимать, зависит сам клип или фильм.

 

- Чем будет заниматься Ульвия Кенуль в оставшиеся летние недели?

 

- Летом прошлого года я отдыхала в Турции. Там вся инфраструктура создана для активного отдыха. Сейчас я нахожусь в стадии планирования моего отдыха. Ничего точного пока сказать не могу. Но я люблю путешествовать, но только не на большие расстояния.

 

- Как вы относитесь к физическим нагрузкам?

 

- С возрастом понимаю, что необходимы ежедневные физические нагрузки. Но как-то со школьной скамьи не сложилось мое отношение к физкультуре. Я могу быть активным болельщиком. А чтобы участвовать самой в каком-то спортивном соревновании, то это не мое.

 

- Если бы Бог дал вам возможность начать жизнь с нуля, как бы распорядились своей судьбой?

 

- Наверное, я с самого детства, возможно, назло себе, стала бы активно заниматься спортом.

 

- А как вы относитесь к культуре, и если конкретно, то к классической музыке?

 

- Люблю Моцарта, Баха, Бетховена. Из авторов романтической прозы мне нравятся Голсуорси, Бальзак.

 

- А как вы относитесь к прозе наших писателей, Чингиза Абдуллаева и Натика Расулзаде?

 

- Положительно.

 

- Хорошо, а что вы можете рассказать о более близком для вас, о состоянии киноискусства в Азербайджане?

 

- После выхода указа президента страны о развитии национального киноискусства, надеюсь, в Азербайджане наступит стадия активного развития киноискусства. Будет сниматься больше, чем, скажем, лет 10-15 назад кинокартин. Это привлечет в отечественный кинематограф талантливую молодежь, которая поднимет наше национальное кино на должную высоту.

 

- А продюсерские центры играют какую-то роль в развитии нашего кино?

 

- Не знаю, по-моему, нет.

 

- А как вы относитесь к нашему театральному искусству?

 

- Нормально, ведь я там некоторое время работала реквизитором. И можно сказать, что знаю театр с изнанки. Театр, по-моему, более живое искусство, чем кино. Здесь нет возможности, как в кино, повторить дубль. Здесь все играется сразу. Надеюсь, что когда-нибудь и я выступлю в роли режиссера в театре.

 

 

Эхо.- 2010.-17 июля.- С.11.