Это сердце поет о Шуше...

К 95-летию со дня рождения народного артиста Азербайджана Ашрафа Аббасова

У каждого пути есть свое начало, свой исток, который многое определяет в жизни. "Порой мне кажется, что моя любовь               к музыке, мой профессиональный выбор - это дар земли, на которой испоконвеков жили мои предки.

Шуша... Когда я произношу это многозначащее для меня слово, перед глазами возникают неподдающиеся описанию красивейшие пейзажи родного края, и где-то рядом начинает звучать музыка.

Она заполняет все        пространство, она звучит внутри         меня - это сердце поет              о Шуше", - в этих словах Ашрафа              Джалаловича столько искренности, любви и восхищения!

23 марта 1920 года в семье мелкого предпринимателя Джалала Мехти оглы Аббасова родился сын, которого нарекли Ашрафом. Мать Ашрафа - Фируза ханым - обладала тонким художественным вкусом, что проявлялось,                как в быту, так и в коврах, которые она            ткала с каким-то особым          вдохновением.

Для каждого своего ребенка, а их у нее было восемь, Фируза ханым собственноручно соткалапоистине великолепные ковры, которые бережно хранятся в               семьях уже ее внуков и правнуков.

С какой-то особой, трогательной ноткой в голосе А.Аббасов говорил об отце, всегда отмечая его богатую природу, живой ум и тягу к образованию.           Будучи передовым, прогрессивным человеком, Джалал Мехти оглы Аббасов чутко реагировал на веяниявремени, прикладывал все усилия,       чтобы дать своим детям образование.

И ему это удалось: все его дети в будущем нашли свое место в жизни, избрав себеспециальность по собственному желанию и        призванию.

Ашраф был третьим ребенком в семье, с детства отличался              своей серьезностью, ответственностью, необыкновенной тягой к знаниям. С ранних лет мальчик вслушивался в звучащую вокруг              него музыку.

Это был прекрасный   мир, который волновал Ашрафа, притягивал своим волшебством. "Порой Ашраф               что-то тихо напевал, и в этих незатейливых мелодиях были узнаваемые интонации, которые в                его исполнении подвергались импровизации, находили свое развитие", - вспоминала        младшая            сестра Ашрафа Адиба ханым.

Став      немного             старше,               Ашраф научился делать            из камышей подобие свирели и с огромной                увлеченностью подбирал мелодии на этом собственноручно          произведенном инструменте.

Событием для шушинцев стало открытие в 1933 году музыкальной школы. Забегая вперед, отметим, что в определенный период жизни (в послевоенные годы) Ашраф Аббасов, возглавив эту школу, серьезно поднимет ее                профессиональный уровень, вдохнув в учебный процесс активное творческое начало...

Распознав в своем ребенке любовь к музыке и явные природные способности, отец решает определить Ашрафа в музыкальную  школу по классу            тара. А.Аббасов             всегда с чувством глубокой благодарности вспоминал                своих учителей:             замечательных таристов Гамзу Алиева (отец народного артиста Азербайджана,                известного скрипача Азада Алиева), Расула Асадова.

 

Серьезно относясь к занятиям по специальности, Ашраф, в то же время, проявлял большой интерес к теоретическим предметам, которые вела в школе ученица Узеира Гаджибекова Фатьма               ханым Зейналова - человек творческий,   неравнодушный, преданный избранной профессии. Именно ей было        суждено сыграть                в жизни               Ашрафа определяющую роль.

 

Распознав в своем ученике яркий       талант,                Фатьма ханым внимательно следила за егопервыми композиторскими        опытами.

 

Несколько позже, собрав написанные Ашрафом пьесы, этюды, она переслала Узеирбеку этиноты, сопроводив их письмом, в котором сообщала             сведения о своем талантливом ученике.

При всей своей необычайной                занятости Узеирбек нашел время,      чтобы ознакомиться с присланным нотным материалом. Казалось бы, несовершенные опусы увлеченного музыкой подростка, но в этих незатейливых сочинениях выдающийся композитор распознал "зерно" таланта и... пригласил Ашрафа приехать в Баку, чтобы продолжить образование в музыкальном училище.

О большем счастье юноша не мог и мечтать! К этому времени        он уже завершил          учебу вШушинском педагогическом рабфаке имельмана, и       теперь у него была лишь одна цель - стать композитором.

Баку

В Баку Ашраф Аббасов приехал в 1936 году. Ему было 16. В воспоминаниях о своей первой встречес Узеиром Гаджибейли он              пишет: "Хорошо помню, как после    долгогоколебания я все-таки решился позвонить Узеирбеку домой.

Великий композитор сам взял              трубку. Заплетающимся от смущения языком я сталобъяснять ему причину звонка. Узнав, в чем дело, он сразу же пригласил меня         к себе домой. Я              пришел в восторг от такого простого человеческого обращения".

Далее читаем: "... в весьма скромной, но со вкусом обставленной комнате             я увидел мужчину в очках, сидящего           за письменным столом. Взглянув на меня,    он улыбнулся и приветливо произнес: "Добро пожаловать, молодой человек, проходи, усаживайся". Я сел. "Наверное, это         секретарь Узеирбека, - подумал я.                - Сейчас он пройдет в соседнюю комнату и сообщит о моем              приходе".

Пока я раздумывал подобным образом, мнимый секретарь достал из нижнего ящика стола мои пьесы и сказал:                "Ашраф,             чтобы стать настоящим композитором, необходимо получить совершенное музыкальное образование".

 

По совету Узеирбека в сентябре того же года Ашраф поступает в Азербайджанское государственное музыкальное училище в класс композиции известного педагога Г.З.Бурштейна и одновременно продолжает заниматься по  тару.

"Приехав в Баку, я с каким-то особым нетерпением занялся накоплением знаний, - вспоминал Ашраф Джалалович. - Возможность   знакомства с обширной нотной литературой, общение с музыкантами, посещение спектаклей и концертов -      все это обогащало, помогало лучше ориентироваться           в своей специальности".

Завоевав о себе мнение, как о хорошем таристе, А.Аббасов в 1938                году становитсяучастником Декады азербайджанской литературы и искусства в  Москве.

Этот творческий форум можно назвать            историческим, т.к. в его рамкахвпервыесостоялась выездная постановка первой азербайджанской        классической оперы "Кероглу" Узаджибекова, которая принесла славу и почет не только ее автору, но и               всей республике.

Была показана и музыкальная комедия Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан". Всопровождающем спектакль оркестре народных инструментов, которым руководил       Сеид Рустамов, играл на           таре Ашраф Аббасов, испытывая гордость за свою родину  и национальную культуру.

 

Москва произвела на молодого музыканта неизгладимое впечатление. Она поразила его не только своими масштабами, но и обилием творческих мероприятий, концертов, а также ценным профессиональным общением.

Возвратившись в Баку, он с особым подъемом продолжает свои занятия в училище. Успехи Ашрафа были столь заметны и настолько опережали        учебную             программу, что руководство учебного заведения ходатайствует о досрочном переводе третьекурсника Ашрафа Аббасова в Азербайджанскую Государственную   консерваторию. Но в декабре 1939 года его, первокурсника консерватории, призывают на действительную службу в ряды Советской Армии.

Война

Прервавучебу в Азгосконсерватории, А.Аббасов становится рядовым музыкантом военно-духового оркестра 345-го                стрелкового полка, дислоцированного в Белоруссии.

Он с нетерпением ждал окончания службы, чтобы вновь заняться любимым          делом омпозицией, которая стала смыслом его жизни. Но грянула Великая Отечественная война, и молодой композитор добровольцем                уходит на фронт, где участвует в боях на передовой линии Смоленского направления.

В 1975 году, в знаменитом на всем постсоветском     пространстве журнале "Огонек" было напечатано стихотворение азербайджанского поэта          Ибрагима Кэбирли, посвященное Ашрафу Аббасову - человеку сложной, но                интересной судьбы, участнику Великой Отечественной войны, воспоминания о которой он пронес через всю жизнь.

Ашраф Джалалович редко рассказывал о том времени - воспоминания      давались ему нелегко, т.к. заставляли                вновь и               вновь испытывать боль за сломанные человеческие              судьбыа тех однополчан, которым не суждено было вернуться домой.

"В сложной фронтовой обстановке    Ашрафу Аббасову         не раз приходилось бросаться в штыковой бой и храбро отражать активные атаки противника, - пишет один из биографов композитора Ниязи Керимов. - В одной из ожесточенных схваток с фашистскими захватчиками отважного музыканта А.Аббасова сражает вражеская пуля.

Пробив локоть правой руки,  пуля проникает в полость        живота,               наноситтяжелейшее ранение. В критическом состоянии бойцы выносят с поля боя тяжело раненного Ашрафа и отправляют его на стационарное лечение в военный госпиталь, расположенный в     городе Томске".

Возвращение

Для Ашрафа не было никаких сомнений: поправить свое здоровье, восстановить силы    он сможет только дома. И после выписки из          госпиталя он возвращается в родную Шушу, о красоте и живительном воздухе которой Ашраф Джалалович, как истинный шушинец, всегда говорил с нескрываемой гордостью и восхищением.

Даже в зрелом возрасте, имея статус "знаменитый азербайджанский          композитор", когда ему были доступны лучшие Дома творчества Союза, Ашраф Джалалович не мог              отказать себе вудовольствии летнего отдыха в Шуше.

Здесь, в отцовском доме, собиралась вся       многочисленная родня, считавшая     Ашрафа главой семейного клана                (несмотря на то, что он             не был старшим по возрасту).

Его солидность, рассудительность, всеобщее признание вызывали к           нему невольное уважение     не только членов семьи, но и коллег, многочисленных почитателей его таланта.

В конце своей жизни Ашраф Джалалович сожалел лишь об одном - ему так и не удалось попрощаться с Шушой, которую             он любил безмерно, каким-то особым сыновним чувством.

Военное и послевоенное время было сложным, а на             плечи Ашрафа после смерти отца легло бремя заботы о своей семье, которую он не оставил на произвол судьбы в Шуше, а вывез в Баку.

Жить было негде, и по распоряжению Узеирбека семье Ашрафа Аббасова выделили один из классов консерватории.

Стремясь оказать материальную поддержку               талантливой молодежи и при этом    не обидеть молодых людей, Узеирбек           изыскивал для этого всяческие возможности.

Так,       своему студенту Ашрафу Аббасову    он давал для переписки рукописи      своих сочинений, в том числе и партитуру оперы "Кероглу"    (позже именно А.Аббасову была предоставлена честь стать              редактором изданного клавира этого          бесценного произведениямузыкальной культуры).

Несмотря на сопротивление, Узеирбек в обязательном порядке оплачивал работу, выполненную его учениками. Эти уроки благородства, человеколюбия, профессионализма для Ашрафа Аббасова          не прошли бесследно.

Став известным композитором, занимая в разное время руководящие посты в ряде учебных заведений, он всячески                поддерживал талантливую молодежь, и тому немалодостойных примеров.

В 1975 году состоялось открытие         Дома-музея Узаджибеукова в Баку, на котором присутствовал выдающийся политик современности Гейдар           Алиев, а также видные деятели культуры Азербайджана.

И неслучайно, что право представить экспозицию высоким гостям было поручено именно Ашрафу Джалал оглу Аббасову - одному из самых любимых и        талантливых учеников великого Узеирбека.

В 1943 году А.Аббасов возобновляет учебу в Консерватории, где учится по               классу композиции профессора Б.И.Зейдмана. Уже на                следующий год его "Танцевальную   сюиту" для симфонического оркестра                исполняют (наряду с симфоническими произведениям Г.Гараева, Джаджиева, С.Гаджибекова и других композиторов) в Тбилиси на Декаде музыкального искусства республик Закавказья.

Москва

После окончания          (с отличием) Азгосконсерватории      А.Аббасов поступает в аспирантуру при Московской консерватории (класс композиции профессора М.Чулаки).

Сама жизнь в Москве с ее активной концертной и творческой средой         оказали большоевоздействие на формирование музыкально-эстетических     взглядов молодого композитора и     вдохновили его на создание ряда новых сочинений.

Еще одна грань              творчества А.Аббасова -           его публицистическая деятельность. Статьи в периодической печати, выступления по радио и телевидению, участие в научно-практических конференциях - все это явилось той основой,            на которой композитор создал свой научно-исследовательский труд "Узеир Гаджибеков               и его опера "Кероглу", внесший серьезный вклад висторию гаджибековедения.

Эта работа была представлена в качестве диссертации, защита которой с успехом прошла            в Москве и получила высокую оценку авторитетнейших членов диссертационной комиссии. Таким образом,  Ашраф Аббасов стал первым в Азербайджане кандидатом искусствоведения в области музыкознания.

Новатор. Педагог

Если говорить о первенстве, то А.Аббасов вошел в историю азербайджанской музыкальной культуры и как создатель первого балета       для детей - "Чернушка" (по мотивам одноименной повести С.САхундова).

 

Фортепианный концерт композитора,             созданный в 1947 году, также относится к числу первых образцов этого                жанра в               азербайджанской         музыкальной культуре.

А в целом, наследие   композитора представлено музыкально-сценическими произведениями, симфонической музыкой (Концертино, поэмы "Драматическая", "Шуша", "Наступит день"), камерно-инструментальными, хоровыми, вокально-симфоническими и камерно-вокальными сочинениями.

Его музыка        узнаваема и любима, а некоторые     вокальные сочинения ("Джейраным, гяль", "Гурбан олдугум", "Хейран олмушам" и др.) настолько  популярны, что часто воспринимаются как народные песни.

Составной и неотъемлемой частью   творческого портрета композитора является его педагогическая деятельность.

В разные годы Ашраф Аббасов возглавлял музыкальную     школу в Шуше, Азгосмузучилище, был ректором Азгосконсерватории (ныне Бакинская музыкальная академия), здесь же на протяжении 15 лет заведовал кафедрой композиции.

Семья

Для творческого            человека важен надежный     "тыл", где всегда есть уют, понимание, поддержка, терпимость и даже самоотдача. Ашрафу Джалаловичу повезло. Надежной и верной опорой для него была его супруга Расима ханым - женщина удивительной красоты, как внешнейак и внутренней.

Представительница старинного аристократического рода, она своей мягкостью, спокойствием создавала в семье особый климат доверительности, взаимопонимания, являя собой пример высокого назначения женской жизненной миссии.

Ашраф Джалалович отличался сдержанностью в высказываниях своих чувств, но было ясно: он счастлив и горд, что его единственный сын - ныне заслуженный деятель искусств, секретарь Союза композиторов Азербайджана                Джалал Аббасов,          пошел по его стопам. Спустя годы Джалал напишет                сочинение "Если           бы я мог увидеть тебя снова...", в котором образ отца иего бесконечно любимой родины Шуши слились как бы воедино...

Прошло немногим более двадцати лет, как ушел     из жизни народный артист Азербайджана, профессор Ашраф                Джалал оглу Аббасов, но         его творческое наследие         живо, востребовано, его музыка продолжает звучать, повествуя о красоте его родины, воспевая бессмертие высоких человеческих чувств и деяний.

Еще при жизни Ашраф Джалалович завоевал              о себе мнение как о высокоинтеллигентном, глубоко порядочном человеке, чей профессионализм, скромность и душевная      открытость всегда отмечались его окружением. Композитор-новатор, пытливый           ученый,              педагог, воспитавший не одно поколение талантливых музыкантов -      вклад Ашрафа Аббасова в        развитие азербайджанской музыкальной культуры неоспорим.

Р.АББАСОВА

Эхо.- 2015.- 11 апреля.- С.-10