"Манон Леско" на сцене Театра оперы и балета

 

C громкой премьеры театр открыл новый театральный сезон

 

  За более чем столетнюю историю впервые на сцене            отечественного Театра оперы и балета при полном аншлаге состоялась премьера оперы Джуччини "Манон Леско" по сюжету известного романа "История        кавалера Де Грие и Манон Леско"            Антуана         Франсуа         Прево.

Знаковая премьера для музыкально-театральной жизни страны в событийном контексте (в рамках VII Международного музыкального фестиваля имени Узеира Гаджибекова)      стала открытием       сезона во всех смыслах слова.

Во-первых, премьера        оперы состоялась в сентябре, открывая очередной 107-й сезон театра.

Во-вторых, сама опера на подмостках мировых оперных театров исполняется редко (достаточно сказать, что на сцене Большого театра сей оперный опус показали всего один раз в концертном исполнении).

В-третьих, именно с премьеры оперы "Манон Леско" имя бедного и безызвестного композитора стало            у всех на устах, утвердив за Джуччини           славу оперного преемника великого Дж.Верди.

В-четвертых,          меломанам хорошо известно, что на аналогичный сюжет аббата Прево (за восемь лет до шедевра         Джуччини) французским            композитором Ж.Массне была создана не менее знаменитая опера "Манон".

По сей день идут споры о красоте и достоинствах композиций и мелодизма двух опер - французской и итальянской. Сам же           Джуччини так охарактеризовал отличие своей трактовки   образа Манон от            героини оперы Массне.

"Его Манон - француженка,        это пудра и менуэт;  моя итальянка, то есть страсть и отчаяние". И на сцене Театра оперы  и балета разыгралась настоящая любовная          драма Манон (Афаг Аббасова), которая            мечется между любимым молодым и       бедным дворянином де Грие (Фарид Алиев)      и богатым стариком Жеронтом (Акрам Поладов).

Ее циничный брат Леско (Антон Ферштандт) подталкивает героиню        в объятия старика-откупщика. Когда Манон все же            решается отказаться от роскоши ради своей любви де Грие, по          наговору мстительного Жеронта, ее отправляют в ссылку.

Не выдержав испытания, Манон умирает на руках возлюбленного            со словами: "Вину мою поглотит время. Но любовь моя не умрет никогда". И       все это            - на фоне божественной мелодии Джуччини, в которой в вокальных партиях ясно угадываются интонации будущих шедевров композитора - "Богемы" и "Тоски", а в пряной инструментовке - восточные обороты "Чио-чио-сан" и "Турандот").

Выше всяких похвал - оперная прима театра Афаг     Аббасова, которая, как и ее героиня, молода и красива. Ведущее сопрано театра  весьма эмоционально раскрывала драму своей героини - начиная с первого своего выхода Vedete, Io sono fedele (Прийти к вам я обещала), далее в знаменитой ностальгической      арии Манон In quelle trine morbide (Ах,    в этом блеске роскоши) и предсмертной арии, заставляя        даже шумных зрителей благоговейно притихнуть.

Ее партнер - Фарид Алиев (хотя в программе фестиваля обозначен Самир Джафаров) составил достойную пару титульной героини, показав красоту божественной кантилены в знаменитой арии Donna non vidi mai (Право, она прелестна) из первого акта и боль отчаяния Come io piango ed implore (Я плача умоляю) из кульминационного третьего акта.

 

А затем и вовсе гармонично "растворился" в   предсмертном влюблённом            дуэте, предоставив зрителям просмаковать каждую фразу, каждый оборот столь волнующей сцены. Экспрессия исполняемого момента была незабываема, особенно когда умирают последние надежды влюбленных.

Также экспрессивно (раскрывая череду мелодических рисунков, быструю смену музыкальных образов) трактовал партитуру оперы оркестр театра под руководством маэстро Джаваншира Джафарова.

Из руках маэстро словно исходили пусть и не видимые,       но весьма ощущаемые флюиды, которые то собирались в "сгусток" пуччиневской      мощи во         фресковых моментах, то мгновенно "распылялись", волшебно       мерцая в поэтических сценах, а местами казалось, что оркестр почти осязаемо визуализировал мысли и         чувства          героев.           Ну, а деликатный аккомпанемент оркестра, позволил солистам быть слышимыми, не мешая публике концентрироваться на   вокальной составляющей.

Автор этих строк особо не жалует хор, но на сей        раз хор           выступил весьма      прилично, ярко раскрыв (пусть и в концертном исполнении) образ       праздной толпы,       которая          активно            комментирует раскрываемое сценическое действие.

Нельзя не отметить и        женский         ансамбль с солирующей Сабиной Ахмедовой, очаровательно исполнившей мадригал. И в этом смысле нельзя не отметить работу главного хормейстера театра Севиль Гаджиевой.

В целом       вся представленная постановка была насквозь пронизана духом человечности, которая не заключена в себе, а являет собой акт приношения         искусства зрителям, что      в современной культуре явление          довольно редкое.

Великолепная, местами божественная музыка Джуччини обволакивала, оставляя удивительный звуковой шлейф, которому еще раз хочется прикоснуться, послушать и прочувствовать.

И в этом смысле    концертная постановка "Манон Леско", осуществленная оперной труппой театра,            стала прекрасным подарком всем истинным      любителям музыки и самый яркий показатель - это аншлаг           в зале и долгие         аплодисменты публики в знак благодарности за прекрасно проведённый вечер.

P.S. Заядлые меломаны наверняка         заметили, что в         программе, под именем исполнителя партии Леско - Антона Ферштандта - гордо красовалась           весьма аккуратно приклеенная надпись "Заслуженный артист республики". Достойная награда за столь нелегкий   труд.

Тем более, столь звучная бакинско-немецкая фамилия Ферштандт хорошо известна всем любителям отечественного музыкального театра.      Красота          находится на ступенях души.

Осознание в           себе творческого светлого начала - замечательно, но когда оно получает достойную оценку со       стороны         правительства республики, то в плане морального удовлетворения, да и с сугубо практических позиций - приятно вдвойне.

 

УЛЬКЕР АЛИЕВА

Эхо.-2015. - 29 сентября  - С.8.