Благодарная память

В Баку прошел вечер, посвященный 90-летию великолепного педагога, пианиста и певца, народного артиста, профессора Рауфа Атакишиева

Бакинцы, собравшиеся в минувший уик-энд, в не по-зимнему теплый вечер в Азербайджанской государственной филармонии им.М.Магомаева пережили богатейшую палитру ностальгических воспоминаний, окунувшись в "добрые, старые времена" - Баку середины прошлого века. Не ошибусь, если назову ХХ век золотым веком национальной культуры, которая так и искрилась бесценными самоцветами в музыке, живописи, литературе, науке. Имена корифеев искусства и науки, творивших, по сути, в недалекое от нас время, произносятся сегодня с трепетным благоговением и почтением, их истинный профессиональный и человеческий облик с годами вырисовывается все четче и ярче. Время, самое справедливое из судей, подтверждает неповторимость, уникальность а порой даже гениальность оставленного ими наследия.

Вечер, прошедший в филармонии, был посвящен 90-летию великолепного педагога, пианиста и певца, народного артиста АР, профессора Рауфа Атакишиева, который оставил яркий и незабываемый след в оперном искусстве и отечественном музыкальном образовании, привнеся в него свой почерк и стиль. В фойе филармонии была открыта фото галерея. Мы видим снимки, сделанные во время уроков в легендарной консерватории с любимыми студентами, друзьями, коллегами. Немало фотографий, запечатлевших Рауфа Атакишиева на оперной сцене, которой он отдал более 40 лет жизни.

Будучи выпускником Московской Государственной консерватории им.П.Чайковского, где он обучался у таких титанов русского фортепианного и вокального искусства, как К.Игумнов, Ю.Флиэр, А.Нежданова, Я.Мильштейн и других, Р.Атакишиев смог создать в азербайджанской консерватории уникальную пианистическую школу. Его ученики и студенты с благодарностью прославляют сегодня своего профессора своим искусством, преодолевшим границы родной страны.

Это выдающиеся музыканты, - народные артисты АР Н.Адыгезалов, М.Адыгезалзаде, заслуженный деятель искусств АР Узаджибекова, заслуженная артистка АР, профессор С.Ашумова, доцент Билькентской (Турция) консерватории Х.Алиев, доцент Кипрской консерватории К.Касимов, профессор Австралийской консерватории Б.Гуслицер, концертмейстер Парижского оперного театра Л.Мустафазаде и многие- многие другие.

Вечер начался показом видеокадров, где Рауф Атакишиев делится своими мыслями о музыке и жизни, фрагментами из опер, исполнением романсов и арий. Съемки концертов и слайды выцветших фотографий раскрывают зрителям человека светлой и большой души, глубоко эрудированного, наделенного высшим качеством духовности, с большим уровнем самоотдачи. Музыкант предстает перед взором аристократически утонченным, не лишенным своеобразного шарма, с глубоким музыкальным проникновением, для которого и в фортепианном, и в вокальном искусстве не существовало никаких границ.

Зрители насладились чарующе бархатным лирическим тенором певца, прекрасным вокалом, знакомыми до боли песенными шедеврами Т.Кулиева, ариями Ф.Амирова, произведениями русской и мировой классики. Бывшие студенты и коллеги, которым посчастливилось учиться у Р.Атакишиева, или видеть его, с радостью отыскивали на старых фотографиях себя, своих сокурсников и преподавателей, ведь воспоминания об учителе неизбежно приводят к воспоминаниям о юных студенческих годах...

Программа концерта была интересной и насыщенной. Государственный симфонический оркестр им.Узаджибекова под руководством талантливого дирижера, народного артиста АР, профессора Ялчина Адыгезалова исполнил фрагменты из балета "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева. Народный артист СССР и АР, профессор Фархад Бадалбейли блестяще исполнил концерт N1 des-dur, оп.10 С.Прокофьева, который зрители приняли на "ура". Не дожидаясь, когда прозвучат последние аккорды концерта, в зале разразился шквал аплодисментов и крики "Браво!". Каждое выступление профессора Ф.Бадалбейли, который, несмотря на серьезную нагрузку ректорской работы, ведет широкую концертную деятельность, показывает и доказывает безграничность его творческих возможностей, отличную профессиональную форму и высокий жизненный тонус.

Искушенная публика не отпускала своего любимца, вновь и вновь вызывая его на сцену и заваливая цветами. Увертюру из оперы "Сила судьбы" Джерди Государственный симфонический оркестр им.Уз.Гаджибекова исполнил под руководством своего художественного руководителя и главного дирижера, мэтра отечественного дирижерского искусства, народного артиста АР, профессора Рауфа Абдуллаева. Завершил вечер ученик Р.Атакишиева, народный артист АР, Мурад Адыгезалзаде, исполнив концерт Р.Шумана для фортепиано с оркестром а-moll оп. 54. в 3-х частях. В этот дивный вечер наши выдающиеся музыканты подарили публике праздник высокого музыкального искусства.

Очень редко на концертах можно наблюдать настроенность и зрителей, и артистов на одну и ту же волну любви, благодарности и восторга, духовного упоения и интеллектуального восхищения, глубокого почтения к личности и творчеству "виновника торжества". Иначе как объяснить тот факт, что при объявлении имен музыкантов, их регалии, звания и научные степени были скромно опущены в знак уважения к Учителю, признания величия и незаурядности его личности.

По окончании концерта профессор Фархад Бадалбейли поделился c echo.az своими впечатлениями.

"Рауф Атакишиев - уникальная личность в истории нашей культуры! Это человек, который учился у двух величайших представителей русской музыкальной культуры в Московской консерватории, - Неждановой и Игумнова. Наверное, поэтому он был одинаково силен и как пианист, и как вокалист. В фильме, который был частично показан, к сожалению, был пропущен фрагмент выступления народной артистки СССР Надежды Казанцевой - директора Центрального дома работников искусства в Москве, - одной из самых престижных концертных площадок того времени.

В тот день в зале сидели многие величины музыкального искусства Союза, т.е. публика присутствовала очень требовательная. В конце Н.Казанцева вышла поздравить нас и сказала: "Мы думаем, почему это Азербайджан привозит к нам в Москву и исполняет П.Чайковского, С.Рахманинова, чем они могут нас удивить? Но сейчас должна признать, что русские певцы и вокалисты должны учиться у Рауфа Исрафиловича, как надо петь, как надо произносить русский текст романсов Чайковского и Рахманинова". Т.е. степень одного только его произношения, - не говоря о его вокале, вкусе и мастерстве, - были непревзойденными! Над этой программой мы работали день и ночь, шлифуя каждую ноту, каждое слово, паузу. Его произношение русского языка было невероятно красивым и чистым.

 

Концерты Рауфа Атакишиева и Ниязи должны были войти в Книгу Гиннеса, ведь советское время не фиксировало подобные факты. Представьте: в первом отделении он выступал как вокалист, исполняя арии из известных опер, а во втором, - выходил в качестве пианиста и играл, скажем, концерт N1 П.Чайковского или концерт Листа. Это было уникальным явлением для того времени, да и нашего тоже. В мире этого нет! Он дружил со всеми корифеями русской музыкальной культуры, и они глубоко ценили и уважали его, - Я.Зак, Б.Давидович, Я.Мильштейн. Долгие годы руководства фортепианной кафедрой нашей консерватории, широчайший диапазон деятельности.

 

Будучи солистом оперы, он блестяще пел в "Обручении в монастыре" С.Прокофьева, это была одна из его лучших ролей, полной юмора и особого шарма. Аккомпанировать Рауфу Исрафиловичу для меня было огромным счастьем, пианисту исполнять романсы С.Рахманинова или П.Чайковского нелегко, он показывал мне некоторые места, клал свою руку на рояль. Его рояль пел так же, как и его голос...

При всем масштабе его таланта и личности, это был предельно скромный и гордый человек, не проявляющий активности, чтобы прославиться, выбиться вперед, получить у власти какие-то привилегии. Он был необыкновенно хлебосольный и щедрый человек, его стол всегда был роскошно накрыт для любого гостя, он любил угощать, умел веселиться и радовать близких, часто повторял: "Вспоминайте меня..."

Профессор Гюльназ Абдуллазаде:

- Наши пианисты продемонстрировали отточенное мастерство. Игра Фархада Бадалбейли была драматургически четко выстроена. Помимо внутренних ресурсов, пианист должен обладать и богатством мышления, опытом, чувством эпохи. Скажем, китайские и японские пианисты технически очень продвинуты, но они не знают и не чувствуют культуру и эпоху, в которую жили русские композиторы.

Мы жили в ней, мы пропитаны ею и ценностями русской культуры. Передать эпоху в искусстве - это большое мастерство, исполнение Ф.Бадалбейли концерта С.Прокофьева было на высочайшем уровне. Он сумел передать дух эпохи, даже своеобразие диалогов того времени, ее бравурность. Исполнитель целиком был во власти этой музыки, и это главное.

 

Вообще сцена - это большое испытание, здесь человек теряет половину того, что имеет, но Фархад Шамсиевич воистину творил на сцене! Верный ученик Рауфа Атакишиева Мурад Адыгезалзаде - очень техничный пианист, исполнение им романтического концерта Шумана требует простора души, романтических образов и взлетов. Ему удалось показать все это, особенно, ближе к середине краски стали вырисовываться более ярко. Вечер был изумительный, он прошел на одном дыхании и надолго запомнится.

Композитор, профессор Севда Ибрагимова:

 

-Это был изумительный человек, потрясающая личность! Он пел мои романсы, и я бесконечно благодарна ему за все! Его пение, прикосновение руки к инструменту, звучание - все было необыкновенным. Что касается концерта, скажу, что исполнение концерта С.Прокофьева Ф.Бадалбейли было истинным шедевром! Это было замечательно, лучше сыграть невозможно!

АФЕТ ИСЛАМ

 Эхо.- 2016.- 17 февраля.- С.8.