Искусство под запретом,

или как штрафы и аресты закаляют бакинских райтеров, повышая их уровень рисования, скорость нанесения краски на стену и набивая глаз...

Это можно называть как угодно, но факт - что это искусство, олицетворяющее дух улиц и больших городов. Речь идет о граффити. В простонародье это красиво изрисованные стены, дома, трубы, да что угодно, где есть место фантазии и творчеству.

Исследователи трактуют чуть иначе и называют граффити "средством коммуникации, основной характеристикой которого являются публичный и неофициальный характер, своеобразная альтернатива традиционным способам выражать свое мнение". Да, граффити запрещено, так сказать, искусство вне закона. Во всем мире, не только в Азербайджане. Но от этого оно не становится хулиганством или, еще хуже, вандализмом, как выражаются иногда суровые консерваторы.

"Некоторые люди становятся "вандалами" для того, чтобы мир выглядел лучше", - говорит по этому поводу человек-миф и легенда стрит-арта, британец Бэнкси.

Он же считает, что граффити - это одно из немногих средств самовыражения, которое человек может себе позволить, даже если у него в кармане пусто, и он не расправится при помощи своего искусства с мировой нищетой, но непременно заставит кого-то улыбнуться. При этом и Бэнкси, и любой другой уличный художник справедливо разочаровываются, когда понимают, что "лучшие коллекционеры твоих работ - это ни кто иной, как сотрудники полицейского управления".

Так ли это на самом деле, и как живется стрит-творцам в Баку, в интервью echo.az рассказывает один из самых известных графферов в Азербайджане Юнис Крылов, он же Ne100, и это значит, что у каждого уважающегося себя райтера должен быть никнейм, или, проще говоря, псевдоним.

Юнис Крылов:

- В Азербайджане так же, как и во всех других странах мира, граффити является запрещенным видом искусства. И в этом его как главный минус, так и главный плюс! Запрет рисования на стенах дает понять, что граффити - это опасная сила, которая может взбудоражить умы сотен людей, если не тысяч...

Конечно, часы, проведенные в отделениях полиции, не представляют собой ничего приятного, но в этом есть свой авантюризм. Ведь каждый штраф и каждый арест закаляют истинного райтера и повышают его уровень рисования, скорость нанесения краски на стену. Набивает глаз на выбор именно той стены, которая идеально подошла бы для той или иной идеи...

- Итак - штрафы, аресты, авантюризм. Много ли вас таких в Баку?

- Не сказал бы, что много, но вполне достаточно для поддержания граффити культуры на плаву. При этом большая часть бакинских райтеров предпочитает легальные стены, официальные проекты и заказные работы. И лишь малая часть из них продолжает рисовать по ночам и нести свои идеи улицам, а не отдельным лицам на отдельных проектах.

- Кто сегодня самый крутой райтер Азербайджана, и есть ли среди них лица женского пола?

 

- Самая значимая "группировка" на данный момент - это наше сообщество URBAN ART AZERBAIJAN. Мы занимаемся организацией различных мероприятий, обучаем новичков и стабильно радуем людей все новыми и новыми работами.

Есть, конечно, и райтеры-одиночки. Мы стараемся помогать и им, поддерживаем их успехи и победы. Девушки среди райтеров у нас - редкость. Обычно они бросают это дело, даже не дойдя до его сути, либо же проявляют к граффити исключительно коммерческий интерес.

- Так что же будет с райтером, если его поймают на месте "преступления"? Можно ли отделаться просто предупреждением?

- Предупреждением вряд ли. Если поймают, то на первый раз - просто штраф. На второй и третий - сумма штрафа увеличивается в 2-3 раза. Если и эти меры не помогут отбить желание рисовать, райтера сажают за решетку минимум на 10 суток. Тут все зависит от работы, за которой тебя поймали, и твоего поведения после ареста.

- А в заброшенных местах рисовать разрешают?

- По моим данным, официально нет закона, запрещающего рисовать в заброшенных местах. Но сотрудники полиции всегда рады возможности наказать, поэтому и на "заброшках" у нас иногда возникали проблемы. К счастью, это единичные случаи, в основном все проходит спокойно, что дает нам возможность подточить свои умения, сделать качественный и сложный рисунок, удивив при этом себя и других.

 

- Как себя реализуют те, кто не мечтает "висеть" в знаменитых галереях, а жаждет лишь урбанистической славы в кругах себе подобных?

 

- Так же, как и любые другие художники, - через рисунки. Граффити для нас - это смысл жизни. Мы выражаем свои чувства, эмоции и оставляем их навсегда в хрониках уличной жизни при помощи своих рисунков.

 

При этом мы не рисуем на зданиях, представляющих культурную или особую ценность. Это было бы кощунством. Мы выбираем пыльные, серые, всеми забытые стены и даем им новую жизнь, привлекаем к ним внимание. В этом смысл граффити и хип-хоп культуры в целом - сделать из забытого старого что-то новое, что будет радовать глаз обычного прохожего.

 

- На каком уровне сегодня стрит-культура в нашей стране?

 

- Уличная культура Азербайджана зависит от ее отдельных персонажей. Умеющие рисковать и экспериментировать получат шанс войти в историю, другие уйдут в никуда. В целом дела обстоят хорошо. У нас есть что показать людям как на локальных, так и на зарубежных мероприятиях. Наши брейкеры, к примеру, не раз поднимали флаг родного Азербайджана за границей, за что им отдельное спасибо.

 

Что касается граффити, то уровень этого вида стрит-культуры растет с каждой новой работой, с каждым новым проектом. Мы уже заработали уважение и признание со стороны наших соседей из Грузии, где есть сильные и известные райтеры. Планируем выезды в Россию.

 

Все, как всегда, упирается в финансы, но я надеюсь, к лету мы сделаем первый шаг по завоеванию улиц этой страны и откроем себе дорогу в Европу и на Запад. Не все сразу, конечно, но мы верим в свой успех и в то, что сможем отличиться на фоне других графферов благодаря своим корням и восточному темпераменту.

 

- В таком случае, быть может, и у нас когда-нибудь появится свой "Бэнкси"?

 

- Лично у меня неоднозначное отношение к Бэнкси. Изначально, конечно, все начиналось очень круто. Но сейчас прослеживается сильное влияние со стороны правительства, к тому же очевидно, что это уже не один человек, а целая команда людей, финансируемая извне. У нас есть свои герои. И они продолжают свое дело, несмотря ни на что, рисуют и несут свои идеи в массы.

 

- О чем мечтают бакинские райтеры?

 

- Я не могу ответить за всех, но я могу ответить за себя и свою команду. Мы мечтаем о легальной стене в центре города, которая даст возможность совершенно всем райтерам рисовать в любое время, не боясь ареста со стороны правоохранительных органов. Мы мечтаем попасть в историю, создав условия будущим поколениям художников. Мы мечтаем о том, что люди направят свою энергию в созидательное русло и начнут относиться друг к другу с добром и пониманием. Мы мечтаем о мире во всем мире!

 

- Позитив, который вы несете, не может не радовать. Так, сегодня многие бакинцы хотят видеть граффити у себя в офисе, кафе и порой даже дома. Они готовы заплатить за это, и немалые суммы. Это что - победа граффити или дань моде?

 

- Я делал свои первые шаги в 2007 году и был далеко не первым, кто посвятил свою жизнь искусству улиц. До меня было несколько поколений хип-хаперов, столкнувшихся с еще более серьезными проблемами, чем, к примеру, мое поколение. Я веду к тому, что у нас есть корни, есть своя история, есть свой путь. Мы не копируем, мы ищем свой стиль, совмещая национальные элементы с элементами хип-хоп-культуры.

 

С каждым годом мы становимся уверенней и привлекаем все больше людей на свою сторону. Да, сегодня многие бакинцы хотят видеть граффити у себя в офисе, на даче или дома. Так как уличный арт очень многогранен, мы можем передать любую идеи прямиком на стену. И мы делаем это по доступной цене, чтобы клиент остался доволен, ведь это всегда человек с хорошим чувством стиля и вкуса. К нам также часто в последнее время обращаются с просьбой провести мастер-класс.

Все это не может не радовать! Мы с удовольствием делимся с молодыми своим опытом, даем ценные советы, которые очень важны на первых стадиях. Это, конечно же, победа граффити. Но все же главным учителем уличной культуры является, конечно же, сама улица. Нам она помогла найти себя и обрести смысл в жизни. Поэтому наши двери открыты всегда, и мы рады любым новоприбывшим, всегда направим и поможем чем сможем. Вместе мы сила...

И.АСАДОВА

   Эхо.- 2016.- 17 февраля.- С.1, 3.