Елена Андреева: "Эти фантазии длились примерно с семи до двадцати лет..."

Интервью echo.az с известной писательницей и сценаристом

- В широких кругах вы прославились как талантливый прозаик, а тут - новый сборник стихов "Сердце садится в поезд" с предупреждением в аннотации - "пришло время напомнить"... Выходит, все у вас начиналось со стихов?

- Первое свое стихотворение я написала в семь лет. Это была "Песнь о любви", которую с моих слов записала моя бабушка. Я ей почему-то больше доверялась в этом плане.

Потом записывать за мной начала мама в специальную тетрадку. Она сохранила эту тетрадку и по сей день. И я оттуда, кстати, кое-что выбрала для сборника "Сердце садится в поезд".

Разве что немножко переработала, чуточку подправила... Да, у меня сначала были стихи, и лишь потом уже - проза.

После выхода трех книг рассказов и повестей ("Алло, это я!", "Пасадобль, или иметь собаку", "Пупсик") многие стали воспринимать меня только как прозаика.

И мне захотелось напомнить, что у меня есть стихи, и что начинала я как поэтесса, и что в бакинских газетах, альманахах, журнале "Литературный Азербайджан" вначале появились мои стихи, и лишь потом уже проза...

По-моему, это важно. В сборник "Сердце садится в поезд" вошли стихи "разных лет и настроений", как сказано в аннотации. То есть, от всего понемножку.

- Весьма неожиданное начало - "Ухожу в 19-ый век... В свое время никак не вписалась...". Действительно так манит прошлое?

- Мне кажется, девятнадцатый век был более поэтичен, романтичен... Дамы ходили в длинных платьях с декольте, мужчины - во фраках. Классическая музыка. Балы. Дуэли... Меня всегда привлекали стихи Пушкина, Лермонтова, Жуковского. На первых порах я им даже подражала.

Представляла себя на балу, в окружении галантных кавалеров. Или в карете... Эти фантазии длились примерно с семи до двадцати лет. Я тогда любила носить платья и юбки до пят. Потом надела джинсы... и все мои фантазии закончилось.

- Как бы вы сами охарактеризовали вышедший сборник? На мой взгляд, на первом плане стоит душевность...

- Я постаралась включить туда все самое лучшее, что было написано мной за все эти годы. Что касается душевности - я считаю, стихи должны быть романтичными, о чем бы ты не писала. Кстати, в сборнике имеется и детский раздел. Так что, если у кого имеются детишки, - можно почитать им на досуге (или на ночь) "Мотивы детства" или про кошку, которая хотела выйти замуж...

 

Странно, я всегда пишу на полном, как говорится, серьезе, а говорят, что в моих стихах много юмора. Может быть, сама жизнь стала для многих трагикомичным явлением?

- В сборнике есть несколько трогательных стихотворений про животных. Это истории ваших питомцев?

- Можно сказать - да. В нашем доме всегда жили кошки, собаки, попугаи, черепахи. В разное время, конечно. Я не представляю себе жизни без животных.

Человек без них становится черствым. Кстати, животные многому тебя учат или дают полезные советы. Мой кот, например, умеет предсказывать погоду. И по нему я решаю, как мне одеваться.

- Поклонники вашего творчества наслаждаются не только содержимым ваших книг, но отмечают и их интересные, красочные обложки. Сборник стихов "Сердце садится в поезд" - не исключение. Как рождаются темы ваших обложек? Кто их вообще придумывает?

- Мы с моим супругом обратили внимание на то, что у многих выпускаемых книжек - неинтересные, примитивные обложки, не привлекающие внимания, не бросающиеся в глаза. И тогда мы решили - обложки моих книг должны быть оригинальными, яркими, запоминающимися! Мы никогда и ничего не заимствуем из Интернета, а придумываем что-то свое.

Наши придумки подхватываются профессионалами - дизайнерами и художниками издательства "Мутарджим" Метанет Гараханлы и Джавидом Кишиевым. Немаловажную роль сыграли и известные азербайджанские фотографы Самир Алиев, Сянан Алиев, Юрий Варнавский, Рустам Гусейнов - за что им огромное спасибо!

Кроме того, мы всегда стремимся как-то по-интересному обыграть фотографии, чтобы было оригинально... На обложке сборника "Алло, это я!" мое лицо как бы выглядывает из-за мобильного телефона, на обложке "Пасадобля" на обшарпанной стене дома висит полуотклеившаяся листовка с моим портретом. Знаете, такие развешивали на Диком Западе: "Разыскивается опасный преступник", только в данном случае автор разыскивается за талант...

В "Пупсике" я сижу в кафе, за столиком, передо мной раскрытое меню, вот только в меню напечатан не перечень блюд, а данные об авторе...

- На обложке стихотворного сборника - раскрытый ноутбук, фигурка черепашки, чашка с кофе... Это все ваше?

- Да, это мой ноутбук, рабочий инструмент, и кофе я частенько пью во время работы, а черепашка - это мой своеобразный творческий талисман. Эту очень интересную фигурку - в панцирь черепашки вделаны маленькие кусочки зеркала - я приобрела во время поездки в Шеки...

Снимок на обратной стороне обложки сделан Рустамом Гусейновым. Кстати, если приглядеться внимательнее, видно - я прижимаю к бедру книжку моего супруга, там его портрет. Так что мы присутствуем в кадре оба. Я очень благодарна ему за поддержку и помощь.

- По вашим сценариям сняты уже два короткометражных фильма. Не готовите ли новые сюрпризы для киноманов?

 

- Сюрпризов у меня всегда хватает (смеется). Надо только как-то уметь обращать на себя внимание режиссеров. Пока то, что меня снимают, я считаю счастливой случайностью.

Но хочется, чтобы это переросло в закономерность! Тем более, что у меня есть несколько рассказов, которые легко можно переработать в сценарий короткометражки, а есть истории, изначально задуманные как киносценарии.

Я глубоко признательна Ноне Музаффаровой, снявшей фильм "Алло, это я!" по моей одноименной новелле, и Мезаиру Гашимову, который экранизировал мою новеллу "Пицца и Бетховен" (он назвал свою работу "Элиза").

Это очень одаренные люди, чьи таланты не ограничиваются одним лишь кинематографом. Нонна, например, отличный фотограф, также она пишет стихи и прозу. Если люди талантливы - они талантливы во всем, это как правило.

- Вашим поклонникам известно, что вы долгое время работали в библиотеке. Скучаете ли вы по тем временам, и часто ли сейчас, когда ежегодно в свет выходят ваши собственные книги, вам удается прочесть что-либо из любимого или новенького?

- Скучаю ли я? Наверное, да - судя по тому, как часто вижу во сне мою первую библиотеку. Она была большой и светлой, с растениями в кадках в читальном зале. Там было много интересных и редких книг.

Сейчас, к сожалению, библиотеки переживают не лучшие времена... А читать я любила всегда. Без чтения книг я не стала бы писать свои книги. Многие авторы, в том числе современные, стали, но если не учителями, то моими наставниками.

Я стараюсь по мере возможности следить за новинками литературы, но у меня есть излюбленные авторы - например, Виктория Токарева, Виктория Платова, Джон Апдайк, Роберт Шекли, Станислав Лем.

- Что вам все-таки ближе - проза или поэзия? Хотя, если судить по готовым результатам, вам прекрасно дается и то, и другое...

- Одновременно писать и стихи, и прозу мне редко удается. Если я пишу прозу, способность к стихосложению как бы убегает от меня далеко-далеко. И наоборот.

Я думаю, это защитная реакция психики - чтобы не сойти с ума от переполняющих тебя эмоций. В прозе можно больше раскрыть потенциальных чувств. Поведать о том, о сем. Поэзия всегда ограничена рифмой.

- Вас, в отличие от вашего супруга, тоже известного писателя, не встретишь в соцсетях. Это какой-то принцип или просто нежелание уходить в "виртуальный мир"?

- В Интернете я отыскиваю фильмы с любимыми актерами или интеллектуальные, познавательные передачи. А сидеть часами на Фейсбуке или в Одноклассниках, вести дискуссии или о чем-то сплетничать - это не по мне. Я человек не публичный. Скорее, замкнутый в себе. Наверно, это мой недостаток. А может, и достоинство.

- Вы суеверны в творческом отношении?

 

- Вовсе нет. Я только не люблю хвастаться успехами. И не считаю себя гениальной. Мне ведь далеко еще не все удается.

- Если бы вам выпала возможность взять совет у одного из выдающихся мастеров мировой литературы, что бы вы спросили у него?

- Я бы спросила у него (или у нее) - что делать, если в голову ничего не приходит? Или наоборот

когда мысли и образы переполняют тебя так, что сталкиваются друг с другом? Я забросала бы мастера множеством вопросов, и вряд ли он сумел бы ответить на все! Так что я предпочла бы не беспокоить мастеров...

- Что происходит у вас в душе, когда готовая книга уже вышла за пределы вашего контроля и отдана на читательский суд?

- Просто машу ей ручкой. Говорят, когда рождается ребенок - это счастье. А когда он вырастает и начинает жить собственной жизнью, не спрашивая у тебя советов, хочется послать его подальше, как и ему тебя, впрочем. Примерно то же самое происходит и с книгами.

- Какую книгу ждать от вас следующей - прозу или поэзию, а может, это будет своеобразный микс?

- Хотелось бы попробовать и микс - такой, где проза перемежалась бы со стихами... так иногда делали Михаил Анчаров или Вадим Шефнер... В идеальном варианте стихи при этом являются продолжением прозы, но иными средствами, а проза - продолжением стихов, тоже иными средствами.

Но это очень серьезная работа, и для нее нужно дозреть. А вообще-то мне хотелось бы издать томик моей фантастической прозы - есть у меня и такая.

- Это влияние вашего супруга, известного азербайджанского писателя-фантаста Александра Хакимова, или же ?..

- Ну, фантастику я любила читать еще в детстве, задолго до знакомства со своим суженым... Хотя мы часто с ним обсуждаем те или иные фантастические книги как классику, так и новинки, мы часто вместе смотрим советские и зарубежные фантастические фильмы... это тоже играет, конечно, какую-то роль.

Но для меня фантастика - лишь часть творчества. В основном же я предпочитаю работать в направлении, которое кто-то из наших журналистов метко окрестил "смесью бытовой прозы с мистикой". То есть истории, происходящие с обычными людьми, но - когда в их жизнь вторгается что-то необычное.

- Что хотели бы добавить в заключение?

- Слова благодарности. Благодарности моим родителям, которые всегда меня поддерживали, благодарности мужу, который всегда готов прийти на помощь и не жалеет ни времени, ни сил, благодарности всем тем, кто принимает участие в создании моих книг, благодарности всем тем, кто приходит на презентации, приобретает мои книги, читает их, высказывает свое мнение, спорит...

 

Отдельная благодарность - Дому Русской Книги, в котором блестяще прошла презентация моего стихотворного сборника. Спасибо за помощь, за внимание, за доверие! И вам большое спасибо!

 

И.АСАДОВА

Эхо.- 2016.- 11 июня.- С.10.