Игры с "Честью"

На сцене Театра оперы и балета

Если очаровательного немецкого дирижера - Корнелию фон Керссенброк - бакинские меломаны хорошо знают и давно уже принимают за своего маэстро, то на сей раз впервые в качестве приглашенной звезды на сцене отечественного Театра оперы и балета выступила ведущая солистка Одесского Театра оперы и балета Наталья Павленко в партии Сантуцци из оперы Пьетро Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria rusticana) - оперы яркой и необычной, ставшей отправной точкой отсчета нового направления в оперном жанре, получившего название веризм.

Во главе угла нового направления стало отображение повседневного быта, психологических переживаний героев, внимание к темным сторонам жизни "маленьких людей", в которой страсти кипят не меньше, чем у предыдущих царственных оперных героев. И сама опера чрезвычайно высоко ценится меломанами. Написанная в 1890 году специально для конкурса одноактных опер двадцатисемилетним композитором, опера остается желанной для крупнейших оперных театров и любимой публикой самых разных возрастов. Причин для этого предостаточно. И прежде всего трепетная, великолепная музыка Масканьи - сочетание настоящего бельканто и потрясающего по силе выразительности звучания оркестра.

Помимо великолепной музыкальной составляющей каждая единица сценического времени буквально насыщена драматургическими перипетиями. Написанная на сюжет новеллы Джованни Верги, опера позволяет окунуться в мир бурных сицилийских страстей. Все события, как и в прежней постановке пуччиневского "Плаща" немецкого режиссера Л.Баумана, вновь происходят в течение одного дня. Недавно вернувшийся в родную деревню солдат Туридду крутит роман с местной красоткой - замужней Лолой. Его девушка Сантуцци, в порыве отчаяния, рассказывает супругу Лолы - Альфио - о неверности его жены. Последний, недолго думая, по законам чести, мстит своему обидчику. Истошный крик женщины Hanno ammazzato compare Turiddu! (Зарезали сейчас Туридду!) завершает всю картину разыгравшейся драмы.

И сценографическая "рама" постановки, созданная художником Юсифом Бабаевым весьма незатейлива (маленькие домики сицилийской деревни, затерянной в горах, церквушка, маленький кабачок, в которой мужчины попивают вино), но при этом функционально наполнена режиссерскими находками. В сценографии все чинно, обыденно, но именно за фасадом "сонного царства" разыгрываются нешуточные страсти. Вне сцены звучит первый номер - любовное признание Туридду к замужней Лоле, которое становится своего рода импульсом, толчком для последующих трагических событий, разворачивающихся на сцене.

Из исполнителей право не знаешь, кого выделить - все были на высоте. Была ревнивая и несчастная Сантуцци в исполнении Натальи Павленко, которая своим замечательным актерским исполнением весьма правдоподобно создала образ покинутой и отверженной женщины (правда некоторые вопросы остались по поводу вокальной составляющей украинского драмсопрано). Было проявление страсти и раскаяния Туридду в довольно убедительном исполнении Самира Джафарова, голос которого передавал всю гамму чувств его персонажа. Был и весьма убедительный образ разбушевавшегося обманутого мужа в исполнении Антона Ферштандта. Была мягкая пластика, спокойная уверенность удачливой соперницы Сантуцци - Лолы в исполнении Чинары Ширин и образ предчувствующей несчастье Лючии - матери Туридду в исполнении Сабины Вахабзаде. Неудивительно (и приятно), что на финальном поклоне публика оценила двух очаровательных меццо наравне с ведущими солистами театра.

А как роскошно была исполнена финальная составляющая оперы, когда Туридду - С.Джафаров кусает ухо Альфио-Аерштандта - знак вызова на дуэль (как оказалось, Майк Тайсон, прокусывая ухо Эвандеру Холифилду, всего лишь выполнял старинный сицилийский ритуал) и не менее как эффектно обманутый муж Лолы - А.Ферштандт проткнул ножом горе-любовника - С.Джафарова (впрочем, убивать на сцене соблазнителей чужих жен отечественному баритону не впервой).

Всегда приятно за дирижерским пультом видеть обаятельную Корнелию фон Керссенброк. Несмотря на немецкую фамилию и соответствующую нордическую внешность, дирижерский стиль маэстро по-южному темпераментен и очень выразителен. Оркестр в этот вечер показал по-максимуму: слышался и чистый перезвон церковных колоколов, по-импрессионистки тонко была передана картина рассвета, и резвая удаль в ямщицкой канцонетте Альфио, и глубокая скорбь в безумно красивой кантилене слишком поздно раскаявшегося Туридду. А великолепное исполнение роскошного интермеццо, передающий великолепный контраст между величием и гармонии природы на фоне смертельных человеческих страстей, вызвало шквал восторженных аплодисментов и крики "браво" растроганной публики.

УЛЬКЯР АЛИЕВА

 Эхо.- 2016.- 20 мая.- С.8.