«Окно в прошлое»

В Port Baku Mall в рамках традиционного фестиваля Art Pay?z открылась выставка работ известного телеведущего, журналиста, блоггера и фотографа Кямала Багирли.

Кямал Багирли — крайне незаурядная личность. Он был заместителем главного редактора информационного агентства 1news.az, одним из первых ведущих телеканала ATV, с самого создания этого канала он вел там популярную передачу на русском языке «Русские звезды», осуществлял другие проекты. Его блоги — одни из самых посещаемых, т.к. невероятно интересны и информативны.

Несколько лет назад Кямал Багирли не на шутку увлекся фотографией, нашел в этой области, как сейчас принято говорить, свою «фишку», и сейчас имеет сотни последователей в самых разных странах! На его страницу в Инстаграме, где Кямал выставляет свои работы, подписаны тысячи пользователей. Эта «фишка» и стала основой его проекта, с которым Кямал Багирли «выступает» в Port Baku Mall.

Невероятно интересный, оригинальный и эффектный ретро-проект называется «Окно в прошлое» и вызывает огромный интерес у публики своей идеей, вроде бы лежащей на поверхности, однако никем до него не реализованной. Потрясающее по технике исполнение, а, главное, удивительная теплота и искренность, вкладываемая автором в каждую работу, равнодушным оставить не может абсолютно никого.

В чем же суть проекта? Автор находит историческое фото (неважно, когда снятое — в начале прошлого века или в его конце), на котором на фоне города изображены какие-то люди. Эти люди могут чем-то заниматься, просто гулять, ждать автобуса, беседовать между собой — главное, чтобы «картинка» трогала, имела какой-то глубинный смысл, отражала что-то характерное в жизни или, наоборот, выбивалась из общепринятых рамок.

Затем Кямал идентифицирует место — где это было снято, в каком городе, на какой улице. А дальше начинается самое интересно. Он, имея на руках отпечатанное на фотобумаге черно-белое фото, едет в этот город, находит это место, эту улицу и «вписывает» фото в городской пейзаж. Вписывает так, чтобы совпало буквально все: перспектива улицы и домов, архитектурные элементы, все линии — горизонтальные и вертикальные и т.п. И фотографирует то, что получилось.

И получается чудо, то самое окно в прошлое. На снимке мы видим часть руки, которая держит старую фотографию, и современный пейзаж вокруг. Современный цветной пейзаж является как бы продолжением старого снимка. Впечатление от таких совмещений старого и нового просто колоссальное! Это настоящее путешествие на машине времени в прошлое, при этом современность также присутствует в кадре. Кямал словно переносит зрителя сквозь десятилетия, приближая нас к прошлому. Или прошлое к нам…

Многие спрашивают удивительного фотографа, как пришла в его голову такая необычная идея. Оказывается, все в этом мире достаточно просто и довольно-таки случайно. Однажды Кямал разглядывался семейный альбом и обратил внимание на фотографию его тети в компании двух девушек на фоне Дворца имени Гейдара Алиева, который тогда назывался Дворцом имени Ленина. Он решил найти ту же точку, где стоял фотограф, и сделать современный кадр с той же самой точки. А фотография тети должна была служить привязкой, некой отправной точкой. Для этого ее нужно было аккуратно и тщательно вписать в современный кадр.

Но так как Кямал не был профессиональным фотографом, он не очень представлял, с какой стороны взяться за дело. Тогда он позвонил другу-фотографу, поделился идеей, и друг предоставил буквально пошаговую инструкцию.

Первый блин не то чтобы получился комом — Кямал считает, что вышло «так себе»: из всех возможных линий ему удалось совместить только одну. Однако первый опыт послужил отправной точкой для все новых и новых работ, которые в итоге и вылились в проект «Окно в прошлое».

Сначала Кямал снимал только в Баку. Причем за основу могли быть взяты как просто редкие исторические фото (известных или неизвестных фотографов), так и фото, на которых запечатленные некие значимые события или известные личности. Пример тому — «окно в прошлое» с фотографией выдающегося советского актера Андрея Миронова, который снят в историческом центре Баку — Ичери-Шехер — во время съемок культового фильма «Бриллиантовая рука».

Но исторические личности в старом кадре — отнюдь не самоцель. Очень теплое чувство возникает от работы, на которой цепочка малышей-детсадовцев в середине 50-х годов пересекает проспект Нефтяников в районе так называемого Дома ученых недалеко от фуникулера (которого тогда еще, естественно, не было). Дети в кадре — это всегда очень доброе фото. Такие фото неизменно заряжены позитивом. Когда смотришь на подобные работы, возникают очень смешанные чувства: от ностальгических воспоминаний до сожалений. Почему сожалений? Потому что в той же работе с малышами, переходящими улицу, очень хорошо заметно, каким зеленым был наш город… Именно был.

Другая, берущая за душу, работа — это «окно» в 22 июня 1941 года. На старом снимке бакинцы слушают по репродуктору сводку советского информбюро о нападении Германии на СССР. Чтобы сделать фотоколлаж на основе этого кадра, была проведена целая поисковая работа: всего по трем окнам необходимо было определить место съемки. Однако Кямалу удалось — это был дом справа от памятника Натаван. Он снимал с утра до позднего вечера, отснял более тысячи кадров — и все ради одного-единственного. Мало того, что здание очень сложное, с большим количеством вертикальных линий, которые должны совпасть все, так и освещение тоже играет важную роль! Если на исходном кадре у тебя вечер, а снимаешь утром, то тени будут противоречить друг другу.

Еще одна удивительная бакинская работа — это «окно в прошлое» в районе перехода около Кукольного театра с видом на дом Гаджинского. Исходное фото снято в 20-х годах, подземного перехода тогда еще не было. Да и бульвар выдавался далеко за ту границу, в которой он находится сейчас. Таким образом, этот проект — еще и очень познавательный в плане истории развития Баку.

Впрочем, Баку Кямал Багирли отнюдь не ограничивается. После своих первых удачных опытов ему так понравилось то, что он делает, что он стал продолжать проект и в европейских городах. И теперь мы видим на работах Кямала Францию, Испанию, Португалию, Италию, Россию… Перед глазами встают уличные сценки, разыгрывавшиеся десятилетия назад на улочках Москвы и Парижа, Барселоны и Саламанки, Неаполя и Лиссабона, Бергамо и Милана, Амальфи и Мадрида…

 

Между прочим, в Мадриде к истории относятся очень трепетно и щепетильно: центр города остается в таком же точно виде, какой был и много десятилетий назад. Безусловно, освежающий ремонт есть и там, но внешний облик зданий не меняют. Это прекрасно видно на фотографии «Девушки Мадрида», опубликованной в газете El Mundo.

Кстати, оригинальные фотоработы Кямала Багирли были опубликованы не только в El Mundo, но и во многих других зарубежных издания: Esquire, Alcoun, Russia Today, РИА «Новости», а также в Milliyet Gazete, Sabah и многих других. Luxair (Национальный авиаперевозчик Люксембурга) разместил одну из фотографий Кямала на обложке своего бортового журнала.

Однако если кто-то думает, что все это очень легко — взял старый снимок, стал на улице и «вписал» его в современный пейзаж, то все далеко не так просто. Сначала идет долгий, многодневный поиск в интернете или других источниках интересного исторического кадра. Главное, чтобы в этом кадре были люди и чтобы снимок «цеплял». «Есть такое понятие — «Сильный кадр», — сказал в одном из интервью Кямал. — Сложно дать определение этому понятию, но мне кажется, что сила кадра увеличивается тогда, когда на фотографии ты видишь, как раскрывается некая история».

Затем нужно определить место, причем зачастую на основании лишь какого-то меленького элемента — фрагмента здания или окна (как в случае с кадром, сделанном 22 июня 1941 года). На это могут уйти недели. Процесс напоминает отчасти работу археолога, отчасти историка, а отчасти искателя кладов. Иными словами, интересен и захватывающ.

Потом необходимо до миллиметра определить точку съемки. Это возможно сделать, конечно, только на месте.

Есть и еще один сложнейший момент, о котором мало кто знает, за исключением, пожалуй, профессиональных фотографов: совмещение перспективы на старых снимках, сделанных тогдашней камерой, и современных. Дело в том, что старые камеры снимали иначе — они как бы приближали задний план и создавалась иллюзия, что здание, которое на километр от фотографа, находится на соседней улице. Точно так же менялся и передний план, только наоборот: на старых снимках он дальше и мельче, а на новых то, что на первом плане, буквально лезет в глаза.

Ингода случаются казусы так, например, на одной из лучших работ Кямала Багирли «Рок-н-ролл под мостом». В Париже, где был снят исходный исторический кадр, на котором на набережной около моста запечатленная танцующая молодежь 50-х годов, имеется два моста с буквой «N» на опоре, и они практически одинаковые. Но поначалу Кямал Багирли этого не знал. Он нашел место, «вписал» старый снимок, сфотографировал, что получилось, и только в отеле, рассматривая кадр на компьютере, понял, что мост не тот: слева не совпадают линии — на старой фотографии мост Pont au Change («Мост менял») оказался чуть меньше, чем на новой.

Первая мысль была — мост реконструировали. Кямал начал искать в Интернете описание этого моста, и выяснилось, что Pont au Change является двойником моста Александра III, который находится совсем в другой части Парижа. Пришлось в спешном порядке бежать к этому другому мосту. В итоге правильный кадр был все-таки сделан! Случилось это за три часа до вылета самолета.

Иногда складываются и гораздо более не приятные для автора проекта ситуации. Однажды Кямал нашел очень выразительный кадр, сделанный в Неаполе. На нем босоногие мальчишки вскарабкались на задний буфер трамвая. Идентифицировать это место помог дом, на фоне которого шел трамвай. Когда точка съемки была определена и Кямал начал фотографировать, это занятие было прервано карабинером, который запретил съемку. Оказалось, нечем не примечательное здание — городская тюрьма, т.е. стратегический объект. А такие объекты снимать запрещено, в противном случае штраф и депортация. Разочарованию фотохудожника не было предела… Ведь было потрачено только времени и на поиски кадра, и на идентификацию места, и на поиски самого дома…

Чтобы таких ситуаций было меньше, Кямал Багирли подбирает около десяти фотографий в каждом городе. Из них удачными, как правило, получается примерно половина. Кямал вообще очень требовательно подходит к своей работе. Более того, через несколько лет может произойти некая переоценка ценностей, и работа, которая доставляла автору удовольствие, при новом взгляде вызывает разочарование. Но, в конце концов, как говорил великий фотограф Анри Картье Брессон: «Твои первые десять тысяч снимков — худшие». Эту фразу Кямал очень любит и считает, что Брессон абсолютно прав.

На вопрос, зачем ему это нужно, ведь проект, который является просто хобби, отнимает огромное количество времени, и с каждым годом все больше и больше. И отнюдь не является коммерческим. Кямал Багирли отвечает, что цели как таковой нет. «Наверное, это просто напоминание людям об их истории, чтобы они не забывали ее», — говорит фотограф.

Очень здорово, что простое хобби помимо чисто эстетического наслаждения становится еще и практическим методом изучения истории для самого автора — подтверждением тому поиски парижского моста.

О.БУЛАНОВА

 

Эхо.- 2017.- 9 сентября.- С.10.