Наш человек в Мариинке

 

Интервью с известным дирижером Джавадом Таги-заде

 

В начале февраля на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге с большим успехом состоялась премьера оперы Гайдна «Необитаемый остров».

 

Впервые за долгие годы после маэстро Ниязи за пульт прославленного театра в качестве дирижера-постановщика встал еще один наш соотечественник: молодой, талантливый и уже хорошо известный дирижер Джавад Таги-заде.

 

Биография музыканта примечательна двумя дипломами Бакинской музыкальной академии (БМА) — по классам скрипки и дирижирования, победой в Республиканском конкурсе музыкантов и конкурсе молодых исполнителей им. Назима Аливердибекова.

 

Дипломант различных международных конкурсов, Джавад в качестве солиста Азербайджанского государственного симфонического оркестра им. Узеира Гаджибекова выступал во Франции, Великобритании, Италии, Германии, Испании, США, России и в других странах. Является художественным руководителем Baku Sinfonietta Orchestra, первой скрипкой и руководителем струнного квартета «Оазис» при Союзе композиторов Азербайджана. Преподает дирижирование в БМА.

 

И, пожалуй, самое главное — Джавад Таги-заде, будучи молодым, современным человеком с прекрасным образованием и четким представлением своих идеалов в музыкальном мире, стремится не только к самосовершенствованию на выбранном им пути, но и умело пропагандирует искусство классической музыки, донося симфонию до сердец простого слушателя.

 

Достаточно вспомнить его потрясающий проект «Broadway Night Show» с музыкой из мюзиклов Уолта Диснея, представленный на сцене Дворца Гейдара Алиева. На подходе — еще один подобный оригинальный концерт — Rock Hits Show, который состоится 14 апреля, также на сцене Дворца Гейдара Алиева.

 

— Учитывая успех Broadway Night Show, публика с нетерпением ожидает ваш следующий проект. Раскройте подробности шоу, которое будет представлено в Баку 14 апреля…

 

— Для нашего проекта Rock Hits Show мы пригласили дирижера из Санкт-Петербурга, руководителя IP Orchestra Игоря Пономаренко. На вечере во Дворце Гейдара Алиева будут звучать мировые рок хиты в интерпретации симфонического оркестра. Музыканты будут наши, и я считаю, что они ничем не хуже музыкантов из других стран.

 

Репетиции уже идут, так как к крупному выступлению надо готовиться заранее, чтобы ни в коем случае не огорчить зрителя. Ведь люди, которые придут на концерт, тратят свое время, свои финансы, и, разумеется, они хотят получить удовольствие. Наша задача — это удовольствие им предоставить. Цель таких концертов — это популяризация симфонической музыки через наиболее интересные жанры нашего слушателя. Порой неподготовленному человеку сложно сразу прийти на симфонический концерт и правильно воспринять эту музыку. И вот с помощью такого популярного способа мы пропагандируем у массового слушателя любовь к симфоническому искусству.

 

Начинали с композиций из мюзиклов Диснея, чтобы привлечь детей, сейчас — рок хиты, разумеется, и публика будет другая, это более старшие по возрасту зрители. В планах есть сделать концерт с киномузыкой. Мы уже к нему готовимся, делаем аранжировки, получаем разрешение на использование этой музыки.

 

— То есть вечер будет полон сюрпризов…

 

— Да, конечно. Как, впрочем, и любой музыкальный вечер.

 

— Сейчас, когда эмоции уже слегка улеглись, с каким чувством вы вспоминаете тот фантастический день, когда вам рукоплескала утонченная публика Мариинского театра?

 

— С чувством тоски, конечно, потому что хочется, чтобы это дело продолжалось, ставились новые спектакли. Прославленный коллектив, невероятные музыканты и вокалисты, потрясающая сцена, прекрасная музыка — очень хочется, чтобы все этот повторялось, и не раз.

 

— Кто был первый из близких людей, с кем вы поделились своей радостью после премьеры?

 

— Это была моя супруга, она была первая, кого я увидел после окончания и с кем я поделился своими эмоциями. После премьеры за кулисами было не так много времени, чтобы добраться до телефона, но как только я получил такую возможность, первым делом поговорил с родителями. Поздравил их, ведь это их заслуга в том, что я получил такое воспитание и образование. Без них это все было бы невозможно.

 

За кулисами я пообщался с представителями Фонда Гейдара Алиева в Москве, которые прилетели поддержать меня, с генеральным консулом Азербайджана в Санкт-Петербурге Султаном Гасымовым и просто со зрителями, театралами, которые пришли поздравить меня.

 

— Интересно было бы узнать, о чем были ваши мысли в тот момент, когда шла опера, переживали ли, или всецело были сконцентрированы на успешном финале?

 

— В том, что это будет успешно, слава Богу, никто не сомневался, потому что у нас было достаточное количество репетиций, все было оговорено заранее, так что все было под контролем. Поэтому во время спектакля я думал только о музыке. Я был связующим звеном между оркестром и вокалом. В техническом плане была некоторая сложность в том, что мы находились в оркестровой яме, а вокалисты на сцене, и когда они стояли в глубине сцены, то не так хорошо слышали оркестр.

 

— В различных интервью вы не раз говорили о том, что предпочитаете выстраивать для себя творческий план. Над чем работаете, какие задачи поставили перед собой на ближайшее время?

 

— Совершенно верно, планы ставлю, однако, как говорится, на Бога надейся, но сам не плошай. Надо постоянно работать, всегда думать о новых проектах. Сейчас я готовлю несколько проектов со студенческим оркестром, которым имею честь управлять в БМА. Также ведем переговоры о возможном показе оперы «Необитаемый остров» в Баку и включении этой постановки в репертуарный план Мариинского театра. Естественно, есть и другие планы, но музыканты — народ суеверный, не все проекты можно раскрывать до их полного утверждения.

 

— Сейчас, когда вы уже сказали свое слово в музыке, вы по-прежнему получаете советы от отца, который, как вы рассказывали, многому учил вас в детстве?

 

— Сейчас мне больше необходима житейская мудрость моего отца, и его советы в этом плане, они, конечно же, как всегда бесценны. Что касается музыки, то советуюсь со своими педагогами, это — Захра Кулиева, Ялчин Адыгезалов, который очень много дает мне советов, консультирует по музыкальной эстетике. Так что, учиться никогда не поздно и никогда не стыдно.

 

— Сегодня вы уже и сам являетесь отцом двух прекрасных мальчиков. Детям перешел ваш талант музыканта?

 

— К сожалению, да. Почему к сожалению, потому что этот путь достаточно сложен, особенно в наше время, когда классическая музыка не так востребована, как раньше. Младший сын очень любит фортепиано, старший — скрипку и тар. Они занимаются пока частным образом, в дальнейшем, надеюсь, они пойдут в музыкальную школу. Считаю, как и все нормальные дети, они должны получить музыкальное образование. Если они выберут для себя путь музыкантов, я как отец благословлю и отнесусь к этому с пониманием. Но буду им всячески объяснять, насколько это сложно и тяжело. Но в любом случае, выбор они будут совершать самостоятельно.

 

— В творческом плане какая цель для вас сейчас самая желанная?

 

— Насладиться сценой как можно больше. Не быть скучным, со временем бывает и такое. Постоянно совершенствоваться. А если говорить о постановках, то очень хочу поставить балет на музыку симфонических гравюр «Дон Кихот» Кара Караева.

 

И.АСАДОВА

Эхо.- 2018.- 27 февраля.- С.8.