Мугам, как "перчик" в азербайджанском джазе

 

О том, что Исфар Сарабский произвел в Монтре сенсацию, пишет мировая пресса

Вчера в джаз-центре состоялась пресс-конференция, на которой отечественным СМИ представили победителя нынешнего Montreux Jazz Festival. Отметим, что уровень конкуренции на конкурсе пианино был настолько высок, что в этом году жюри выбрало двух победителей. Таким образом Исфар Сарабский поделил свое первое место с грузинским музыкантом, 13-летним Беко Гочиашвили, которого по результатам его выступления на фестивали европейские критики, стали именовать не иначе, как "13-летним вундеркиндом". Второе место занял Франц фон Госси из Германии, а третье место - Клод Диалло из Швейцарии.

Шаин Новрасли, который в прошлом году на этом же самом конкурсе в был удостоен второго места, на пресс-конференции не было. И зная его амбицимозность и тщеславие, в СМИ, да и в музыкальных кругах стали со скоростью света распространяться слухи о том, что "Шаин Новрасли себе, наверное, харакири сделал, узнав о первом месте Исфара".

Тем не менее достаточно помпезно Исфар-Победитель был презентован азерабйджанской публике. А то, что Исфар Сарабский уже имеет на спиной немалый багаж званий и в качестве джазового, и в качестве классического пианиста, только наполнило еще большим смыслом его нынешнюю победу.

Напомним, что Исфар Сарабский, потомок Гусейнгулу Сарабского, - лауреат республиканских и городских конкурсов классической музыки, дипломант международного фестиваля классической и народно-инструментальной музыки. На джазовой сцене Исфар дебютировал весной 2002 г., когда принял участие в джазовом фестивале Caspian jazz and blues. В 2004 году Исфар занял второе место на республиканском конкурсе, который проводился среди учеников специализированных музыкальных школ и был одним из самых юных конкурсантов. В 2006 году он выступил с большой программой в Джаз-центре, которая состояла как из классических произведений, так и джазовых, исполненных вместе с уже опытными мастерами азербайджанского джаза. Кроме этого, Исфар указом президента Азербайджанской республики Исфар Сарабский занесен в золотую книгу юных талантов Азербайждана и является президентским стипендиантом.

Фархад Бадалбейли, входивший в группу поддержки, которая присутствовала на фестивале в Монтре и воочию видела успех Исфара, в интервью "Эхо" отметил, что "столько людей интересных, столько музыкантов интересных приехало на этот фестиваль!.."

Фархад Бадалбейли:

- Даже Принц приехал и выступил с концертом.

- Певец Принц? Он еще существует в природе музыкальной?

- Да! Хрипел, правда, но пел! Представляете, Денис Мацуев был членом жюри конкурса, и сыграл свой концерт. Азиза играла...

- Скажите, этот фестиваль с точки зрения искусства покруче будет, чем "Евровидение", которое пиарится всеми возможными и невозможными способами?

- Конечно. И по своему формату, и по цене музыкальной этот фестиваль и конкурс в его рамках - намного выше и ценнее, чем "Евровидение". За счет масштаба голосования "Евровидение" стало массовым проектом. Ну, что "Евровидение"?! Это же детский сад! Этот Рыбак скоро благополучно всеми забудется, у него не будет ни гастролей и ничего. А на швейцарский джазовый фестиваль приезжают менеджеры, знаменитые музыканты, такие, как Джордж Бенсон, Ал Джероу. Фестиваль в Монтре - это как джазовая Мекка. Во-первых, место гениальное, сумасшедшей красоты. Все хотят покататься на яхте, этот воздух, природа горы - фантастическое место!

 

- Азербайджан второй год принимает участие в этом фестивале. Вы, наверное, общались с музыкантами, интересовались их мнением относительно наших участников и вообще об азербайджанском джазе. Скажите, у них уже есть какое-то представление об азербайджанском джазе?

- Конечно, есть. Наша Азиза Мустафазаде который год выступает по всему миру.

- Ну, она больше на свое имя работает, чем пропагандирует Азербайджан!

- Ну, да! Но что делать?! Все равно ей спасибо за то, что где-то вспоминают о том, что она - азербайджанка. Да, конечно, у них есть, безусловно, свое мнение о нашем джазе. Они кайфуют от того, что мы используем свой мугам на хорошем уровне. Они видят, что мы, исполняя все джазовые законы, каноны, интересно импровизируем.

Ведь, что такое джаз? Джазовый музыкант может выйти и не репетируя, с любым джазовым музыкантом устроить джем-сейшн. То есть он знает все законы. Это, как в футболе - хороший игрок знает, откуда подойти, где пас дать хороший! И джазовый музыкант, в частности, Исфар все это знает. То есть он - не местечковый чувак, который играет только для своих. Исфар может импровизировать, с кем хочешь.

- Конкурсная программа Исфара составлена не из классического джаза, а в синтезе с мугамом?

- Конечно. Национальная музыка всегда дает некий "перец". Как у кубинцев есть своя самба, у бразильцев - своя музыка, у французов - своя изюминка, например под Дебюсси. Каждая национальная школа имеет свое лицо.

- Но классическим джазом азербайджанские музыканты могут привлечь к себе внимание европейского слушателя?

- Нет, конечно. Потому, что американцы играют чистый джаз в сто раз лучше нас. Поэтому всегда свой национальный "перчик" должен присутствовать.

В свою очередь вдохновитель доброй половины молодых джазовых музыкантов, учредитель Джаз-центра, Нури Ахмедов на правах любителя джаза и благодетеля отечественного современного джаза отметил "появлению в стране таких молодых ребят, как Исфар".

Нури Ахмедов:

- У Исфара скупой язык, но он богат внутренне. И я хочу в первую очередь поблагодарить его родителей, которые воспитали его таким правильным и хорошим парнем. Именно они его направили на правильный путь. Я думаю, что если он будет продолжать в том же духе, все будет хорошо.

Я хочу сказать, что победа на этом фестивале - очень маленькая победа. Главная его победа - та, что в жизни будет. Много будет теперь вокруг него людей, прихлебателей, начнется вокруг него теперь шквал предложений, соблазнов, в том числе и от девушек. (Смеется) Победить все эти соблазны в себе и есть самая настоящая победа. Главное - остаться настоящим человеком. Я тысячи примеров видел, когда выдающиеся люди забывали своих родных, месяцами даже не навещали своих родителей, например. Я не считаю таких людей выдающимися. В первую очередь выдающийся музыкант должен быть выдающимся человеком.

- Это упрек по поводу Шаина Новрасли?

- Я бы не хотел сравнивать Шаина с Исфаром. В одной семье не бывает двух одинаковых детей. Вы хотите, чтобы Исфар был, как Шаин Новрасли или чтобы Шаин Новрасли был, как Исфар? Ни того, ни другого никогда не будет. У Шаина Новрасли свое "я", свое реноме, этот человек - индивидуальность. Шаин воспитывался в другой среде, он по-другому мыслит, он понимает музыку по-другому. Но это огромная радость для Азербайджана то, что Шаин год назад занял второе место на этом же фестивале. Такой музыкант и пианист, как Шаин Новрасли - гордость для Азерабйджана! Кстати, и Исфар сам знает о том, что ему было легче пройти этот путь, потому что до него его проходил уже Шаин Новрасли.

То, чего достиг Исфар - невероятно. Я в нашей прессе читал публикации о том, что победа Исфара в определенном смысле спровоцирована и той группой поддержки, которая с ним поехала на этот фестиваль. И я с этим мнением не согласен. Нужно было присутствовать там, нужно было видеть жюри, когда выступал Исфар!

Азиза Мустафазаде, которая сидела в жюри, не общалась ни с кем из нас. Как-то я даже хотел подойти к ней, когда увидел, но она лишь издалека дала понять, что "нам не разрешают общаться ни с кем. Извините!" Я был даже в замешательстве. Но потом узнал, что их ограничивают в общении с другими, чтобы сохранит объективность жюри. И при таком принципиальном жюри необъективности быть не могло.

Потом уже, после концерта, после конкурса, когда я общался с Азизой, она сказала, что полуфинал Исфар тяжело прошел. Там был один французский музыкант с известной французской фамилией Манук ян (смеется), он так неплохо сыграл, что, казалось, Исфару ничего не светит. Но когда Исфар сыграл в финале, Манукян просто вышел из зала. Потому, что превосходство Исфара было налицо. Он был вне конкуренции. Он был выше всех на голову. Его победа была очевидной. В этом заслуга Исфара - что он пострясающе трудолюбивый мальчик. Он каждый день в восемь часов утра приходит в Джаз-центр, по пять-шесть часов играет Баха, играет, играет, разыгрывается. И много-много лет так. И если кому-то интересно, и Шаин Новрасли приходит вечерами и репетирует каждый день. И, конечно, для меня, как организатора, особая гордость то, что оба они начинали с подмостков нашего Джаз-центра. И первый успех к ним пришел вот на этой сцене. И, я уверен, таких молодых и талантливых ребят будут тысячи. Нам помогает Министерство культуры и туризма. И в таких условиях мы взрастим еще не одного талантливого джазиста!

Арт-директор Джаз-центра, пианист Эмиль Ибрагим в свою очередь ответил на вопрос "Эхо" о том, чего, на его взгляд, не хватило в прошлом году Шаину Новрасли для победы.

Эмиль Ибрагим:

- Знаете, мне трудно сказать, чего не хватило Шаину... Потому, что я не присутствовал на конкурсе... Я думаю, что недостаточная база школы джаза сказалась. У Исфара уровень выше потому, что у Исфара есть база класcсическая - он занимался у мастеров джаза отца и сына Окуней.

- Что даст Исфару победа на этом конкурсе в плане продвижения его имени и его музыки на европейский рынок?

- Насколько я знаю, победителей конкурса Монтре приглашают в Швейцарию, отправляют их куда-то в горы, запирают там и они там готовят альбом, записывают потом диск. И после всего этого им устраивают полугодичное турне по миру. Все это оплачивает приглашающая страна.

Кроме этого, победители каждого конкурса собираются в группу и на следующий год выступают с совместной концертной программой. Видимо, так же будет и на следующий год, но уже с участием нашего Исфара, как победителя конкурса пианистов. Они будут выступать в "Майлз-дейвис-холле", а это очнеь претсижный концертный зал.

Отметим, что интернет-издания всего мира высоко оценили выступление азербайджанских музыкантов и сочли победу Исфара Сарабского не неожиданостью, а закономерностью. Как пишет, к примеру, "Коммерсант Украины", "неожиданно мощно в Монтре в этом году выступили кавказцы: в конкурсе юных пианистов, который судил кубинец Чучо Вальдес, выиграли грузин Бека Гочиашвили и азербайджанец Исфар Сарабский. Азербайджан вообще был представлен на фестивале весьма достойно. Приехали пианист Эмиль Ибрагим, саксофонист Зульфугар Багиров и певица Азиза Мустафа-заде. По словам господина Багирова, такой представительный десант стал возможен благодаря активности азербайджанского Минкульта и посольства в Швейцарии..."

 

nashagazeta.ch пишет, что "на конкурсе джазовых пианистов в рамках 43-го Фестиваля в Монтрё Исфар Сарабски (Азербайджан) и Бека Гочиашвили (Грузия) произвели сенсацию. Уровень исполнения у обоих пианистов был таким высоким, что жюри так и не смогло решить, кому отдать предпочтение. В итоге студент второго курса Бакинской музыкальной академии Исфар Сарабски и 13-летний вундеркинд Бека Гочиашвили разделили между собой первое место по исполнению. Кроме того, Исфар получил приз зрительских симпатий по итогам голосования... "На бис" в Монтрё Исфар и Бека вышли играть в четыре руки, чем привели публику в полный восторг. А потом обнялись, как братья".

Отметим, что Бека Гочиашвили, с которым Исфар поделил первое место, проявил свой музыкальный талант в два года, а в четыре уже играл на фортепиано. Обладатель многочисленных наград и участник международных конкурсов пианистов, с девяти лет он начинает интересоваться джазом и занимается под руководством Зураба Рамишвили. В 2007 году Бека принимает участие в джазовом фестивале в Латвии вместе со всемирно известными музыкантами Ленни Уайтом и Виктором Бейли, а также в Международном Джазовом фестивале в Тбилиси.

 

Гаджиева  А.

Эхо. -2009. – 25 июля. – С.11.