Нюансы музыкальных тем,

или Импровизация на тему падающих листьев

 

К итогам прошедшего джазового фестиваля в Баку

 

В Баку завершился очередной джазовый фестиваль. Об итогах и впечатлениях "Эхо" рассказал известный саксофонист, основоположник профессиональной школы саксофона в Азербайджане, лауреат московских и бакинских джазовых фестивалей Ариф Джахангиров.

- Чем отличается нынешний международный джазовый фестиваль от других, прошедших в Баку?

- Почему-то запретили джем-сейшны на концертах - это когда в момент исполнения музыкант из зала со своим инструментом может присоединиться к группе и продолжать исполнение вместе с ними. Возможно, потому, что в нашем Министерстве культуры и туризма посчитали, что наши музыканты могут выглядеть ниже уровнем зарубежных исполнителей, и чтобы их не компрометировать, запретили джем-сейшны.

- Ваши впечатления как специалиста о группах, представивших свое искусство в Азербайджане. Начнем, пожалуй, с концерта израильской группы Jazzing the Beatles Hard Jazz Knights. Бытует мнение, что эта группа джазменов выступила довольно слабо на фестивале.

- Я бы не сказал, что они выступили слабо. Но, на мой взгляд, они чрезмерно увлеклись исполнением произведение битлов, мало что привнеся туда свое. Так бывает, когда музыкант не может похвастать профессионализмом, исполненнием на высоком уровне. И тогда выдумывает что-то композиционно. Чтобы, мягко выражаясь, "охмурить" публику. Профессионального музыканта такими обертонами не проведешь. Но массу зрителей, не очень понимающих нюансы джазовой музыки, провести легко. Мне как специалисту аранжировки в исполнении израильской группы были не очень интересны.

- Честно говоря, я ожидал, что в Баку приедет и наш земляк, проживающий ныне в Израиле известнейший в джазовом мире пианист и композитор Леонид Пташка и сильная израильская группа "Ой Дивижн" (Oy Division).

- Пташка, конечно, известная личность. Он, кстати, участвовал в бакинских международных джазовых фестивалях в прошлые годы. В этот раз не приехал.

- Теперь поговорим о наших джазменах. Какого вы мнения о группе Savab и выступлении Джамиля Амирова?

- Эта студийная группа периодически выступает на концертах. Их жанр - этноджаз. Конечно, группа не срывает лавры победителей на конкурсах.

- А кто оправдал ваши ожидания из наших солистов?

- Конечно, мне очень понравился концерт Исфара Сарабского (фортепиано), занявшего первое место на международном фестивале в Швейцарии. Талант, а он, как говорится, налицо. Его не спрячешь. Молодой блестящий пианист, которому всего 20 лет, очень хорошо чувствует музыку и это свое понимание старается передать слушателям. Я наблюдал за лицами зрителей. Они излучали полный восторг. А развернуться и показать все стороны своего таланта на сцене ему помогал: москвич Александр Зингер (ударные) и Руслан Гусейнов (бас). Исфар играл и свои произведения, и джазовые стандарты. Но и в те, и в другие он постоянно вносит свое мироощущение. Когда он вкрапливает в музыку наши азербайджанские лады, к примеру, кусочки из чистого мугама, то они очень гармонично ложатся в единое целое. И это завораживает, заставляет сопереживать. Такое не встретишь у некоторых наших народников(играющих на народных инструментах). Словом, после Швейцарии, где Исфар показал свое искусство и стал человеком мира, его не покидает вдохновение. Он постоянно что-то органично творит. Джаз-центр, конечно, не для его выступлений. Это просто клуб. А Исфару нужен простор. К примеру, камерный зал с его акустикой, чтобы зрители имели возможность впитывать в себя пианиссимо или музыкальные нюансы его импровизаций.

- Кстати расскажите немного о международном джазовом фестивале в Монтре, где проходили Дни культуры Азербайджана в Швейцарии?

- Там же проходил конкурс музыкантов, где участвовал и Исфар Сарабский. С нами в группе из Азербайджана были Салман Гамбаров, Эмиль Ибрагимов и другие. В последний день пребывания в Монтре приехала Азиза Мустафазаде. Каждый день с 2 часов дня до 5 ночи музыкантов принимали 10 площадок. Каждая размером вроде нашего Приморского бульвара. Там произошел небольшой казус. Исфар успешно прошел два тура и готовился к третьему. Его ошибкой я считал, что во втором туре он полностью, как мне показалось, выложился. И когда блестяще выступил 13-летний грузинский музыкант, мне показалось, что у нас нет шансов занять первое место на конкурсе. Чтобы разжечь боевой пыл у Исфара, я попенял ему тем, что он напрасно сразу выложился. Он принял это к сведению и так сыграл, что все, как зрители, так и жюри, просто остолбенели. Сначала ему присудили приз зрительских симпатий, а затем объявили победителем конкурса вместе с грузином.

- Но вернемся к нашему фестивалю. А что вы можете сказать о выступлении Салмана Гамбарова?

- У него в группу Bakustic Jazz были приглашены индийская певица Васумати Бадринатан и трубач из Ирака Амир Эльсаффар. Они исполняли индийские раги под мугам. Салман положил под все это гармоничную структуру, и звучание получилось неплохое.

- Можно поговорить и об иностранцах. Мне, к примеру, понравилась португальская группа Jazzinho. Но без певицы они выглядели бы, как мне кажется, не столь блестяще.

- Что я могу сказать? Прежде всего, конечно, надо отметить, певица с огромным диапазоном. С ней приехал сильный басист Чиро Круз. А вот о барабанщике Мигуэле Касаисе и вокалисте Гуида де Пальме могу сказать, что эти люди влились в коллектив со стороны. Видимо, в команду взяли с улицы, провели с ним наспех две репетиции и поехали в Баку. Словом, выступление группы было несерьезным.

- Это единственный осадок, который остался у вас от выступления музыкальных групп?

- Не только. На концерте выступила и группа Branford Marsalis. С твердой уверенностью можно сказать, что они великие музыканты. Но играли они, к большому моему сожалению, небрежно, спустя рукава. Не ощущался у них тот внутренний настрой, какой бывает и у менее гениальных, чем они музыкантов. Да, все было здорово. Они на профессиональном уровне дали свой, как мастер-класс обязательный полуторачасовой концерт. Но ничего более. Не ощущался у музыкантов обязательный на таких выступлениях внутренний контакт с залом. Больше сквозило некое пренебрежение к зрителю. "Вот, мол, радуйтесь! Мы, небожители, снизошли до вас".

- Но вы не можете отрицать, что больше всех из зарубежных исполнителей зрителей покорила группа Ричарда Боны. Особенно сказалось ее отношение к слушателям.

- Не отрицаю, что концерт в Русском драмтеатре, где группа Боны в который раз утверждала свой высокий международный музыкальный имидж, прошел, не побоюсь этого слова, превосходно. Уже по завезенной сюда аппаратуре можно было сказать музыкантам слова благодарности. Один пульт управления звуком они расположили на сцене, другой установили в зале.

- Скажите, как развивается джаз в Азербайджане?

- Очень слабо. Наверное, потому, что джаз не вызывает у молодежи интереса. Должен быть интерес. Я вот стал заниматься джазом потому, что мне было очень интересно. Дело было в Москве. На выступление джазовых коллективов приходила элитная публика и самые красивые девушки. Джазмены приглашались даже на выступления в иностранные посольства. Это было очень заманчиво для молодежи. Да и выступление джазменов хорошо оплачивалось в клубах. Короче говоря, был стимул для занятий джазом. Сегодня материального стимула у наших джазменов нет. Из трех клиентов, зашедших в Джаз-центр, 12 манатов делятся на пять человек группы. Практически в Азербайджане на сегодняшний день нет ни одного приличного джазового коллектива. Отдельные музыканты ездят в другие страны, посещают мастер-классы, но в целом это никакого влияния на развитие джаза в Азербайджане не оказывает. Если говорить о новой методике преподавания джаза, скажем, я занимаюсь со студентами по американской школе Беркли, но она тоже не оказывается эффективной для студентов. Большинство тз них думают о деньгах и том, когда смогут ходить по свадьбам и петь свои песенки. Но и этого у них не получается, потому что большинство студентов не занимаются.

- А наше телевидение разве не популяризирует джаз? Я помню некоторые передачи, посвященные музыке и джазу...

- Были такие передачи. Джаван Зейналлы некоторое время вел программу. На Lider ведущий Ариф вел передачи, но после его ухода, передачу закрыли. На кабельном телевидении есть меццо-канал, который пропагандирует развитие и течения в современной музыке. Это помогает быть в тонусе и ответить на самые каверзные вопросы студентов о музыке. В консерватории открыли факультатив джазовый, но посещают его единицы.

 

С. КАСТРЮЛИН

 

Эхо. – 2009. – 6 ноября. – С. – 8.