"В камне я слышу долгое молчание",

 

или О скульптурах, установленных у входа в Музей современного искусства

У входа в Музей современного искусства, открытие которого состоялось недавно в Баку, зрителей встречают работы скульптора Фазиля Наджафова, которого с полным правом можно назвать основоположником школы авангардизма в скульптуре Азербайджана.

 

На внешней стороне скульптуры мелким шрифтом написаны изречения: "Не забывай о двух вещах - о Боге и смерти". Или же другое - "О двух вещах забывай - о сделанном тобой добре и зле, причиненном тебе".

 

Художник считает, что глаз должен воспринимать сразу, а потом уже раздроблять каменное повествование, идти вглубь. И вообще, что такое творение скульптора? Об этом до конца не знает и сам творец, и потому вполне согласен с мыслью Гегеля о том, что "рядовой интеллигент понимает его произведения на 20%, умный человек - на 50%, а сам он - на 70%".

 

В молодые годы председатель тогдашнего Театрального общества Мехти Мамедов поручил Наджафову оформление Дома актера.

 

Молодой скульптур выполнил эту работу в присущей ему манере художественного видения. Но косное восприятие руководства тогдашнего Союза художников было не в силах принять его манеру авангардного скульптурного письма.

 

Они решили подрубить его под корень - написав на его работу рецензию с обвинительным вердиктом - "формализм, подражание Западу". И вынесли решение - снять его работу с фасада здания Дома актера, оставив лишь боковую часть.

 

После этой истории многие лжедрузья от него отвернулись, стали обходить стороной. Однако у каждой вещи своя изнанка. Этот случай позволил скульптору познать глубже науку жизни. Он не сломался, не покорился, не изменил себе. Не стал коньюктурщиком. Сохранил свое "я", свою природу. И его серия работ "Игры времени" - яркое тому подтверждение. Прошло время, изменился наш мир, наше сознание. Соцреализм канул в Лету, а на смену ему пришло настоящее искусство. Поистине время играет судьбами людей, как ему заблагорассудится.

 

Фазиль Наджафов был отвергнут в советское время, а в период независимости оказался в авангарде азербайджанского искусства. Но дело вовсе не в течениях. Справедливости ради отметим, что и пресловутый соцреализм подарил миру свои шедевры. Ведь в искусстве, в принципе, все решают талант и темперамент. Словом, наверное, чудеса случаются с теми, кто работает не ради наград, а ради самой скульптуры. Как точно выразился об этом Пастернак: "Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех..." Хотя Фазиль Наджафов имеет награды и Гран-при международных выставок в достаточном количестве.

 

К тому же его работы хранятся во многих странах мира - России, Германии, Дании, Норвегии. Хранятся они и в Третьяковской галерее, в Музее народов Востока, в галерее Арт-модерн и т. д.

 

- Ваша судьба полна неожиданностей. Время было к вам жестоко или милостиво?

 

- Я рассматриваю свою жизнь, как один большой рабочий день. Время в моем понятии - это такая категория, которая любит играть - то создает преграды, то проявляет милосердие. Но когда ты идешь, не сворачивая на скользкую тропу, то в конце концов жизнь поворачивается к тебе лицом и приводит к цели. В скульптуре я выбираю темы, которые не сказаны. Почти все мои работы - заказы души. Я воплощаю в них свои мысли, идеи, свои ощущения. Выбираю, темы не использованные в скульптуре, - скорость, колесница... Трудно представить эти темы в пластике. Но я их вижу. Я делаю не только то, что есть, но и то, что чувствую, что понимаю.

 

- Приближаясь к почтенному возрасту, люди становятся богобоязненными. Вот и вы стали выполнять обряды молений...

 

- Да, я верю, что все от Бога - и человек, и скульптура... Я пришел к Богу через науку. Меня удивило, что открытия многих современных ученых были описаны в Коране. К примеру, в Коране, святыне мусульман, подробно описан весь процесс рождения человека, то, что нашло свое подтверждение сегодня при помощи электронных технологии. Поразило меня, так же, как и великого путешественника Кусто, принявшего ислам, что в Коране говорится о двух течениях в Тихом океане, которые друг с другом не сливаются... Я думаю, старина Дарвин был не прав. Все произошло единовременно... И автором был тот - Незримый, кто в нас и вне нас.

 

- Но разве великая книга мусульман не утверждает, что нельзя изображать реальных людей?

 

- Я делаю не тотемы, которым молятся. Восхищаясь созданиями Бога, стараюсь передать другим это чувство. Время корректирует многие вещи. Ислам возник во времена, когда люди поклонялись идолам. И потому объемное изображение различных фигур, люди тех времен могли легко использовать как изображения идолов. К тому же нельзя было, да и сейчас нельзя рисовать лик самого Бога. Ведь он незрим. А что касается скульптуры, то сегодня, когда человечество уже не столь суеверно, к этому виду искусства относятся иначе. Сейчас даже и религиозные мусульманские священнослужители присутствуют на открытиях памятников великих людей. Значит, этот постулат Корана уже имеет в нашей жизни некоторую трансформацию. Я считаю, что скульптура ни в кой мере не противоречит религиозным догмам. Это память о людях, это история. И в конечном итоге - правда.

 

- Как-то вы говорили, что в мире сегодня наметилась тяга к очищению, переоценке ценностей? Вы продолжаете это утверждать?

 

- Насчет мира затрудняюсь сказать. Но насчет себя - скажу. Я физически чувствую, как в меня проникает другое состояние. Разреженный воздух постепенно теплеет. Бог дал мне возможность быть независимым. И это великое благо. Я делал в скульптуре то, что желала моя душа. У меня была свобода выбора. А те, кто предпочитал коньюнктуру, кто о них сегодня помнит? По гороскопу я Водолей. В начале своего жизненного пути, увидев несправедливость, я страдал и жаждал изменить такое положение дел. Сегодня я другой. Это не означает, что я примерился с несправедливостью. Просто я молю Бога об одном - дать мне силы принять то, что я не в силах изменить. Мы приходим в этот мир по велению Всевышнего и возвращаемся к нему.... Думаю, мы должны об этом помнить, помнить о том, что ничто не вечно... Разве что вечен камень... С течением времени понимаешь, что надо делать вещи, которые переживут тебя. Что поделаешь, жизнь человека недолговечна, а камень передает ощущение вечности. Неспроста наши предки создавали из камня огромные цельные творения - сфинксы, пирамиды, изваяния животных . К примеру, в Египте отражали в камне духовную сущность человека. Греки же лепили идеализированно, воспевали физическую красоту. Я же по возможности стараюсь не терять монументальность - "каменность", которой миллионы лет. В камне я "слышу" долгое молчание - статичность и древность. И мне отрадно от мысли, что мои каменные скульптуры переживут меня.

 

Д. КАРАКМАЗЛИ

 

Эхо.- 2009.- 15 октября.- С. - 8