Любовь и призраки Ришара Мартена 

 

Фильм «Глазами призрака» снимается в Баку и Марселе

Он не Пьер Ришар — он другой, какие бы слухи ни ходили по городу! Почти полностью поседевшие, чуть всклокоченные волосы, выдающихся размеров нос с задранным к верху кончиком и открытый, точно у ребенка, взгляд карих глаз, которые светятся добротой и жизнелюбием, — вот приблизительный портрет французского актера и режиссера, владельца знаменитого театра «Турски» Ришара Мартена. Когда при встрече он заключает вас в объятия и трижды по французскому обычаю целует, кажется, что на вас упали лучи ласкового средиземноморского солнца и повеяло теплом тех мест, где вырос этот солнечный человек.

В Баку он прилетел два месяца назад по приглашению своего друга — режиссера, сценариста и продюсера Рустама Ибрагимбекова, чтобы сняться в его новом фильме «Глазами призрака». Некоторое время назад он вдохновил народного писателя Азербайджана на то, чтобы переосмыслить уже почти дописанную историю мужчины, полюбившего, но не способного преодолеть страх перед постоянными отношениями. Европейские психологи используют для подобной личностной патологии термин «призрак», американцы — более обидный «крыса».

Ришар Мартен ничем не напоминает бесплотного призрака... Хотя, как и герою фильма, ему уже шестьдесят, как и герой, он холост и превыше всего ценит свободу. Наконец, как и его герой, Ришар Мартен всегда отличался активной гражданской позицией. Он и сегодня любит вспоминать о своем участии в студенческих волнениях в 1968 году, перевернувших общественное мнение. Завоевания той поры он считает предтечей сегодняшней демократической Франции.

Впрочем, для него борьба не закончена и по сей день. Много лет продолжается диспут между господином Мартеном и муниципалитетом города Марсель, который упорно стремится урезать государственное финансирование его театра. В ответ на угрозу о сокращении дотаций Ришар Мартен пообещал объявить бессрочную голодовку... И объявит — в октябре, сразу же по возвращении на родину.

Под знаменем театра «Турски» Ришара Мартена собрались представители стольких культур и народов, что уже не вполне понятно, как такое количество людей способно сосуществовать в качестве единого организма. А они существуют и творят чудеса, невообразимым образом сочетая в своем расписании драму и авангардные балетные постановки, мюзиклы и поэтические вечера. «Турски» — это глобализация искусства в действии, хотя сам его владелец это сформулировал иначе:

— Я убежден, что театр вовсе не элитарное искусство, не удел избранных. Театр — для всех и готов принять даже тех, кто не готов принять театр. То, что сегодня происходит в искусстве, я считаю закономерным продолжением демократических идей, зародившихся еще в 1968-м.

Его судьба в кино складывалась вполне успешно и имела все шансы продолжиться, если бы он сам не принял решения уйти на подмостки и заняться «настоящим искусством». Сегодня он признанная величина и в театральном мире. Ему рукоплескал зал на Авиньонском фестивале, где Ришар Мартен в этом сезоне появился в пьесе Энрика Фредерика Бланка «Бунт сумасшедших» (постановка Татьяны Степатченко) в роли психиатра, терзаемого маниями и видениями. И в этом случае призраки, и тут сомнения...

Однако и кинематограф, как оказалось, не исчерпал для него всей своей прелести. После длительного перерыва Ришар Мартен дал согласие взяться за роль. Побудило его к тому знакомство с Рустамом Ибрагимбековым шесть лет тому назад во время очередного фестиваля русских театров в Марселе. Когда написанная специально для него версия сценария легла на стол, стало ясно, что поездки в Баку не миновать, как и визита азербайджанских кинематографистов в Марсель.

— Я был очень удивлен и не менее — взволнован, потому что понимал, что мне предстоит работать с настоящим художником, который обладает редким даром поэтически окрашивать реальность и повседневность! — говорит Ришар.

Авторы фильма во многом стали пионерами: первая иностранная экспедиция, предпринятая азербайджанской киногруппой, первая попытка писать прямой звук без последующего озвучивания… При благоприятном стечении обстоятельств «Глазами призрака» станет и первым удачным примером сотрудничества кинематографистов Азербайджана, Франции, России, Болгарии и Кыргызстана в рамках масштабного проекта.

Уже сейчас можно сказать, что в фильме будет много замечательных актерских работ. Французская звезда в великолепном обрамлении звезд азербайджанских (Фатима Ибрагимбекова, Шукюфа Юсупова, Мелек Аббасзаде, Гюльзар Курбанова) как нельзя лучше иллюстрирует идею единения Востока и Запада. Это созвездие делают еще ярче Тимур Бадалбейли (ведущий актер Театра на Таганке) и Георгий Бранев (Болгария).

Нардаранский пляж, дразняще теплое море, ясное небо над изнывающей от жаркой погоды киногруппой. Всех тянет кинуться в волны или хотя бы в бассейн, но нельзя, пока не прозвучало: «Снято. Всем спасибо!». Дубль за дублем исполнительница главной роли Фатима Ибрагимбекова готовит в кадре шашлык, а ее партнер Ришар Мартен наблюдает за ее действиями. Один из ключевых диалогов фильма разворачивается над дымящимся мангалом, куда ассистент потихоньку подбрасывает листья, чтобы не погасло. Диалог непростой еще и потому, что Она произносит свои реплики на русском, а Он отвечает ей на французском… Актеры слышат один другого сердцем.

«Глазами призрака» написан на четырех языках — русском, азербайджанском, французском и английском, и их постоянное звучание на площадке создает атмосферу веселого вавилонского столпотворения.

Больше всего игровых сцен именно у Рены (молодой актрисе Фатиме Ибрагимбековой приходится постоянно быть в напряжении).

— Она очень смелая девушка,— восхищается Мартен. — Не всякий актер способен с честью выдержать подобное испытание. Ведь играть в паре, не понимая языка друг друга, чрезвычайно сложно!

А, подумав, улыбается и добавляет:

 — Мы работаем почти без репетиций, получаем текст за полчаса до начала съемки, но даже эти экспромты, способные напугать любого, не портят настроения. Дело в том, что все мы знаем: есть человек, который точно знает цель и ведет нас к ней. Этот человек — Рустам Ибрагимбеков. Мы готовы довериться ему и следовать за ним, куда бы он ни позвал. 

Ульвия Ахундова

Известия.- 2009.- 4 сентября.- С. 8.