В ожидании оптимальных условий

 

Экспорт азербайджанского газа зависит от взаимодействия нескольких составляющих

Постепенно приобретая все больший авторитет как в национальной экономике, так и во внешнеполитической стратегии республики, добыча природного газа еще не получила той независимости от внешних условий, которой пользуется нефтяная отрасль. Как, в каких объемах, на каких условиях и по какому маршруту будет транспортироваться добываемое в стране «голубое» топливо, еще предстоит уточнять. При этом следует учитывать и условия на мировом газовом рынке, который в настоящее время находится в состоянии реорганизации. Все это вместе взятое в некотором смысле лишает конкретики прогнозов газового экспорта, по крайней мере, на ближайшую перспективу.

Так в частности, по данным Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) начало реализации второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз» намечено на 2016 – 2017 годы. Эти сроки находятся в зависимости от принятия инвестиционного решения по одному из планируемых трубопроводных проектов – Nabucco, Трансадриатический трубопровод (TAP) и Interconnector Турция – Греция – Италия (ITGI).

На данный момент акционеры этих трех проектов определились с регионами импорта газа, мощностями трубопроводов и рынками сбыта. Однако до сих пор не решен вопрос финансирования строительства данных трубопроводов, нацеленных на диверсификацию источников поставок газа в Европейский союз. Некоторые участники этих проектов надеются, что инвестиционное решение будет принято до конца 2010 года.

– Как только инвестиционное решение по Nabucco, TAP или ITGI будет принято, Госнефтекомпания АР начнет переговоры с акционерами данных проектов, – сообщил заместитель вице-президента ГНКАР Виталий Беглярбеков. /«Тренд»/

Как известно, европейские партнеры планируют начать строительство трубопровода Nabucco от грузино-турецкой границы, а акционеры по TAP и ITGI – от турецко-греческой, что, в свою очередь, требует договоренностей по транзиту газа между Азербайджаном и Турцией.

– Отсутствие на данном этапе транспортного соглашения с Турцией не позволит доставить газ с месторождения «Шахдениз» до таких трубопроводов, как TAP и ITGI, в связи с тем, что они начинаются на границе Турции с Грецией. Необходимо будет транспортировать газ по турецкой территории, что затруднено отсутствием транспортного соглашения с этой страной. Но мы надеемся на достижение транспортного соглашения с Турцией в ближайшее время, – сказал В.Беглярбеков.

Азербайджан, который всегда выступал за многовекторность экспортных маршрутов, в условиях отсутствия транспортного соглашения с Турцией и неготовности европейских трубопроводных проектов рассматривает альтернативные варианты транспортировки своего газа. По словам представителя Госнефтекомпании АР, сейчас ведется работа над альтернативными маршрутами экспорта газа, включая строительство терминалов по LNG в Румынию и CNG в Болгарию. Помимо этого, ГНКАР присматривается к деталям и перспективам проекта газопровода «Белый поток», маршрут которого предлагается проложить к Черному морю через территорию Украины. Наконец, прорабатывается вопрос увеличения объемных характеристик экспорта азербайджанского газа в Иран и Россию, которые с начала нынешнего года являются для ГНКАР не просто покупателями газа, но покупателями с перспективами роста поставок.

К слову, последние два направления сегодня нельзя прямо связывать со «Стадией-II» освоения месторождения «Шахдениз». Позиционирующееся как крупнейшее в мире, оно не является единственным источником энергоресурсов. В рамках стратегии по увеличению экспорта газа Азербайджан рассчитывает и на такие морские площади, как «Абшерон», «Нахчыван», «Бахар», «УмидБабек», а также на газ из глубокозалегающих пластов блока нефтяных месторождений «Азери» – «Чыраг» – «Гюнешли», освоение которых не за горами.

– Нет никого более заинтересованного, чем Азербайджан, в скорейшем решении транспортных вопросов для экспорта газа. Мы каждый квартал расходуем средства с восемью нулями на поддержание проекта «Стадии-II» в состоянии готовности к старту, – сказал представитель ГНКАР.

В то же время задержки с началом реализации второй стадии разработки месторождения, помимо упомянутых затрат, ведут к тому, что партнеры по проекту уже могут начать подсчитывать упущенную прибыль.

– Ранее мы планировали начать реализацию «Стадии-II» в 2014 году. Сегодня мы говорим уже о 2016 – 17 годах. То есть два года мы могли бы продавать газ и получать денежные средства, – указал В.Беглярбеков.

По его словам, Азербайджан не откладывает начало реализации второй стадии проекта «Шахдениз».

– Мы считаем время, которое нам понадобится для реализации этого проекта от решения транспортных вопросов до непосредственного экспорта газа с месторождения, – отметил заместитель вице-президента Госнефтекомпании АР.

Цифры сроков и расходов могут быть и изменены в лучшую сторону при условии, что упомянутые выше трубопроводные проекты перейдут из стадии обсуждений и расчетов в практическую ранее, чем ожидается.

Напомним, что в ходе последней встречи руководства ГНКАР с делегацией, возглавляемой комиссаром ЕС по энергетике Гюнтером Оттингером, обсуждались также и трубопроводные проекты Nabucco, ITGI и TAP. Та же самая тематика была поднята на встрече еврокомиссара в Министерстве промышленности и энергетики Азербайджана. Здесь Г.Оттингером было сказано, что «Евросоюз надеется, что до конца текущего года будет принято решение по проекту строительства газопровода Nabucco». Он подчеркнул, что ключевая роль в обеспечении газом этого маршрута отводится в первую очередь Азербайджану, который может обеспечить значительную его часть. В качестве второго поставщика рассматривается Туркменистан.

Еврокомиссар подчеркнул, что для реализации Nabucco необходима политическая воля стран-поставщиков газа, стран-транзитеров и стран – членов ЕС.

– До осени планируется проведение конференции по Nabucco, где будут обсуждены все вопросы по реализации проекта, – сказал Г.Оттингер.

И кто знает, возможно, последние события подстегнут газотранспортные проекты. Речь идет о прошедшей на днях в Алжире десятой Министерской встрече участников Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ). Как заявил по итогам встречи глава энергетического ведомства России Сергей Шматко, участники договорились вести работу по привязке цен на газ к стоимости нефти.

В мероприятии участвовали министры из Алжира, Боливии, Венесуэлы, Египта, Катара, Нигерии, России, Тринидада и Тобаго, Экваториальной Гвинеи, Ирана и Ливии, а также представители Нидерландов и Норвегии. Стремление к привязке газовых цен к нефтяным связано с тем, что «газовая OPEC» недовольна тем, что рост мировых цен на нефть, наблюдающийся с 2009 года, не отразился положительным образом на стоимости природного газа на спотовом рынке.

По сути это означает, что в случае утверждения экспортерами газа данного соглашения страны-потребители энергоносителей будут находиться в зависимости от цен на нефть вне зависимости от того, какое сырье они потребляют. В этой ситуации налицо прямая заинтересованность Евросоюза в возможно скорейшем создании собственных маршрутов импорта и собственных контрактов с государствами-поставщиками.

Контракт на разработку месторождения «Шахдениз» подписан 4 июня 1996 года. Участниками этого контракта типа PSA являются BP (25,5%), Statoil (25,5%), ГНКАР (10%), LUKOIL (10%), NICO (10%), Total (10%) и TPAO (9%). На текущей, начальной стадии проекта газ с месторождения экспортируется в Грузию и Турцию, а также поступает в Азербайджан.

Е.Старостина

Каспий.- 2010.- 21 апреля.- С.4.