О времени и о себе

 

Афаг Баширгызы приглашает на четыре премьеры

 

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

 

Спешим сообщить многочисленным поклонникам творчества народной артистки Азербайджана Афаг Баширгызы, что любимица публики готовит для них очередной сюрприз. В новом сезоне на сцене Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии она исполнит главные роли в спектаклях «Муж и жена» по одноименной комедии Узеира Гаджибейли, «Путешествие Гаджи Керима на Луну» Гуламрзы Джамшиди и «Ханума» Авксентия Цагарели на азербайджанском и русском языках в новой трактовке режиссера Тбилисского государственного академического драматического театра

им. Ш.Руставели Гочи Капанадзе. Скажем прямо, в канун открытия театрального сезона это довольно смелый старт! Прежде всего, большая ответственность перед зрителями, которые, как известно, не прощают промахов даже своим кумирам. Но, как говорится, ставки уже сделаны, и именно поэтому Афаг ханым сегодня работает в напряженном режиме, о чем, кстати, свидетельствует тот факт, что даже собственный день рождения она отодвинула на второй план, решив не устраивать по этому случаю столь модных нынче помпезных тусовок. Не исключено, что она их попросту не любит в отличие от большинства своих коллег. Впрочем, зачем гадать, если на этот вопрос может ответить только она сама.

– Не секрет, что многие женщины склонны скрывать свой возраст, актрисы – тем более. Не по этой ли причине ваш день рождения остался «за кулисами» культурных событий столицы, или вы просто не любите его отмечать?

– Ну почему же, очень даже люблю! Что касается возраста, то я никогда не комплексовала на этот счет и на днях смело заявила всем, что мне исполнилось 55. Я вообще не могу понять женщин, которые пытаются скрыть свой возраст. А что касается дня рождения, то для меня это настоящий праздник, который я всегда охотно отмечаю. Отметила, конечно, и в этом году, но в довольно узком кругу.

– С чего он начался для вас?

– С того же, что и в прошлые годы. «Сценарий» этой даты как-то сам по себе однажды утвердился и с тех пор, ежегодно 15 августа, начиная с 00 часов 01 минуты, на мой телефон поступают sms-ки, первую из которых, конечно же, отправляет мой сын, затем следуют поздравления от невестки, моих друзей из Германии и России, после чего для меня начинается настоящий праздник, и я подобно ребенку чувствую себя на седьмом небе.

– А когда вас больше радовал этот праздник – в детстве или сейчас?

– В детстве я, можно сказать, только понаслышке знала о существовании такого праздника. Я очень рано потеряла мать, а у отца вскоре появилась другая семья, после чего меня практически вырастила моя старшая сестра, и потому день моего рождения никогда не отмечался. Ну да ладно, не хочется о грустном, столько лет минуло с тех пор. Хотя, кто знает, может теперь каждый год в этот день Бог потому и дарит мне столько радости, что я была лишена ее в раннем детстве…

Афаг Баширгызы сегодня одна из редких азербайджанских актрис, популярность которых давно перешагнула рубежи нашей страны. В то же время на ее плечах довольно непростые обязанности матери, жены, свекрови и бабушки. Какой из этих статусов вы считаете самым главным для себя?

– Статус актрисы – однозначно! Поверьте моей искренности, я каждый день, каждый час думаю о масштабах той ответственности, которую возлагает на меня эта сложная профессия. В жизни всякое бывает, у меня может что-то получиться не так как хотелось бы в семье, в быту, возможно, я ненароком допущу какую-то ошибку в отношениях с близкими мне людьми, но, что бы ни произошло, в любом случае это моя семья, которая, я уверена, всегда поймет меня, простит, и все эти проблемы не выйдут дальше порога моего дома. Но актриса Афаг Баширгызы обязана каждую минуту помнить о том, что она везде – и в своей стране, и за ее пределами – прежде всего представляет культуру своего народа, и малейший неверный шаг на этом пути может быть чреват серьезными потерями, причем не только для нее одной.

– Вы родились под знаком Льва, что говорит о наличии в вашем характере лидерских амбиций. Часто ли они проявляются в вашей семейной

жизни?

– В моей семье под знаком Льва родились все: мой супруг, сын и даже внук. Видно, так было угодно Богу.

– По всей видимости, никому из вас скучать не приходится. И все же, кто лидирует в семье, и часто ли вам приходится прощать друг друга?

– Ну, если говорить откровенно, то чаще остальных свои «львиные» повадки проявляю именно я. А что касается прощения… Даже не знаю как это описать. Нам всем, чуть ли не каждую минуту, приходится что-то прощать друг другу. А как же иначе, ведь в семье без этого не бывает, и я считаю, что главное во взаимоотношениях близких людей заключается в том, чтобы все между ними происходило с позиций искренности, тогда, поверьте, и обиды легко прощаются. К тому же я по природе своей человек незлопамятный, более того, мне всегда было искренне жаль людей, которые способны годами вынашивать в себе обиду на кого-то.

– Ни для кого не секрет, что в нашем обществе редко можно встретить замужнюю актрису отчасти потому, что выбор между семьей и карьерой для людей творческих профессий, как правило, заканчивается в пользу последней. Как вам удалось решить эту сложную дилемму?

– А мне и не приходилось решать ее, дело в том, что, когда мы встретились с моим супругом, я уже играла на сцене, и моя профессия не стала препятствием для нашей дальнейшей семейной жизни. Сегодня я с полной уверенностью могу сказать, что не будь у меня семьи, не будь того чуткого взаимопонимания между мной и моим супругом, его уважительного отношения к моей профессии, я бы, конечно, не смогла добиться успеха в искусстве. Профессия актера – вещь жестокая, она полна обид, взлетов и падений, опасности незаслуженного забвения, и выдержать в этом жестоком водовороте контрастов, не сломаться актеру гораздо легче с сознанием того, что у него есть дом, семья, искренне преданные ему люди, которые в трудную минуту всегда готовы подставить плечо.

– Вы достойно продолжаете дело своего отца народного артиста Азербайджана Башира Сафароглу. Он, наверное, был бы безмерно рад вашей сегодняшней популярности…

– Не думаю.

– Почему же?

– Мой отец никогда бы не согласился видеть меня на сцене, он даже мысли не допускал о том, что я когда-нибудь могу стать актрисой. Возможно, потому, что слишком хорошо знал оборотную сторону актерской популярности. Не знаю, мне трудно судить об этом, ведь он никогда не любил дома говорить о своей работе. Мне известно только то, что отец всегда гордился моей успеваемостью в средней школе, моими оценками по истории, литературе и другим гуманитарным предметам и всегда верил, что я стану хорошим филологом, историком или востоковедом. Так что, с выбором профессии я его, можно сказать, сильно подвела.

– И выбрали ту, в которой никто не застрахован от несправедливости… Кстати, страдать от нее вам чаще приходилось в театре или в личной жизни?

– Трудно сказать, поскольку вся моя жизни практически в театре и проходит. Мне немало довелось здесь повидать – и плохого, и хорошего, но, пожалуй, больше всего мне запомнилась человеческая неблагодарность, с которой приходилось сталкиваться и не раз. Не исключено, что в этом есть доля и моей вины. Дело в том, что во всех ситуациях я стараюсь семь раз отмерить, прежде чем отрезать, но при этом совершенно не умею разбираться в людях. На сегодняшний день есть несколько человек, которых я в душе презираю, но об этом никто не знает, и не хочу, чтобы кто-то знал.

– Как вы считаете, что должен делать актер для того, чтобы увековечить свое имя?

Актер прежде всего должен быть недосягаемым. Талант – это от Бога, он либо есть, либо его нет, но важно, чтобы при наличии таланта, тем более при сопутствующей ему популярности, актер не терял самоконтроля, не превращался в объект всеобщих сплетен и насмешек. Он может создать на сцене сколько угодно ярких образов, но при этом обязан помнить, что за пределами театра он продолжает оставаться объектом не менее пристального внимания. К сожалению, современные актеры это часто забывают, если вообще знают об этом. Людям моего поколения повезло видеть таких ярких личностей, как Шамси Бадалбейли, Агасадыг Герайбейли, Алиага Агаев и других корифеев, каждый из которых был не только гордостью отечественной театральной школы, но и ярким примером высочайшей культуры для молодого поколения. Жаль, что все это осталось в далеком прошлом. Не сомневаюсь, что сегодня найдется немало людей, которые поспешат не согласиться со мной, сослаться на то, что времена, мол, нынче сложные, что многое из того, что мы когда-то считали устоявшимися веками этическими нормами, давно утратило актуальность. Насчет времени спорить не буду, оно действительно иное, но при этом, по-моему, важно понять и всегда помнить, что именно время является тем зеркалом, в котором каждый из нас отражается во всей своей наготе.

– Как-то не хочется завершать нашу беседу на минорной ноте…

Согласна, и потому приглашаю всех своих зрителей на открытие нового сезона Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии и на четыре премьеры с моим участием. Так что, прощаюсь не надолго!

 

Каспий.- 2010.- 31 августа.- С. 8.