Гюлистан в Шамахы

 

Шамахы – центр древнего Ширвана, бывшего государства ширваншахов – исторической области Азербайджана. Он расположен в юго-восточных предгорьях большого Кавказа. Историки утверждают, что Шамахы еще в VII веке заложил хазарский хан Джабишад. Длительное время Шамахы был одним из важнейших пунктов на протяжении всего Шелкового пути. Город часто подвергался нападениям врагов. Много веков подряд шамахинцы грудью отстаивали родной город от нашествий. Враги стремились завладеть богатыми землями этого края и иногда им это ненадолго удавалось. Так было в начале XIII века, когда на территорию Азербайджана вторглись монголы. Так было и при Петре I, когда русские взяли город, опустошили его и превратили в развалины. Кроме вражеских нашествий Шамахы неоднократно страдал от частых землетрясений. «Шамахы никогда не может сказать сегодня, будет ли он существовать завтра», – писал знаменитый французский писатель А.Дюма, посетивший Азербайджан в начале ХIХ века. Во время землетрясения 1667 года в Шамахы погибло около 80 тысяч жителей. Так же произошло и в 1902 году, когда значительная часть города почти мгновенно превратилась в развалины. Но шамахинцы после каждого землетрясения и нашествия врагов отстраивали свой город заново.

Граница государства ширваншахов ограничивалось современной территорией Азербайджанской Республики к северу от Куры, замахиваясь временами лишь на соседние области Дербента на севере и Бейлагана на юге. Академик Зия Буниятов писал, что ширваншахи «были довольны своей судьбой, которая как бы предназначала им обособленное независимое или полузависимое положение». Причиной этого был большой доход, который приносила им страна. Академик Абдул-Керим Ализаде отмечал, что территория Ширвана «имела большое экономическое и хозяйственное значение. Через нее проходили магистрали торговых путей сообщения. Она славилась обилием богатых пастбищ и естественных ресурсов. Эта территория обладала подходящими условиями для ведения оседлого земледельческого хозяйства». Большой доход также приносили рыболовство, шелководство и различные ремесла.

По сообщению арабского географа XIV в. Хамдуллаха Газвини, «налоги, взимаемые со страны во времена ханов Ширвана, составляли один миллион динаров в монетах нашего времени, но теперь, согласно реестрам, сумма налогов составляет 113 тысяч динаров». Этих динаров было достаточно и для «не бедной» жизни ширваншахов и членов их семейств, и для откупа от сильных врагов, время от времени появлявшихся по соседству – турок-сельд-

жуков, монголов, тимуридов, племен Гара-Гоюнлу и др. Но эти же богатства привлекали внимание и других упомянутых соседей, которые были не прочь в результате набегов овладеть казной ширваншахов.

И ширваншахи должны были думать не столько о том, как собирать налоги со своих подданных, но и о том, как сохранить собранные богатства от набегов многочисленных врагов. В первую очередь они, конечно, заботились об усилении обороны самого Шамахы. В средние века она состояла из двух частей. Историк шаха Аббаса I Искендер Мюнши (1560-1634 гг.) пишет: «Основная часть города, состоящая из домов и жилищ райятов («подданных»), расположена на склоне южной горы, а дома правителей и прежних государей – на склоне горы с северной стороны, и по сравнению с самим городом расположены значительно выше». Стена, окружавшая Шамахы, существовала только во время турецкой оккупации города в 1587-1607 гг. Об этом свидетельствует и тот факт, что турки в 1607 году за крепостными стенами обороняли весь город, а не ее отдельные части.

До этого крепостными стенами была окружена только ее северная часть – цитадель. К этому выводу пришел еще историк архитектуры А.Саламзаде. Археологические раскопки, проведенные Г.Джидди, подтвердили этот вывод. Во время раскопок в Шамахы, в центральной части города, на глубине 2 м от поверхности была обнаружена стена толщиной 2,5 м. Наружные части ее сложены из тесаных камней, внутреннее пространство заполнено рваным камнем, скрепленным раствором (песок с примесью извести). Продолжение этой стены прослеживается на расстоянии 200 м. Ее фундамент разрезает слой IX-X вв. Направление стены и рельеф свидетельствуют о том, что она окружала холм в центре города. Выявленные под фундаментом стены керамические материалы, а также монеты, найденные в растворе, скрепляющем кладку, подтверждают сооружение стены в указанных веках.

Г.Джидди установил, что данная стена является частью крепостного сооружения, воздвигнутого, по данным письменных источников, ширваншахом Губадом в 1045 году. При этом раскопки показали, что стены начали сооружаться еще ранее – в X-XII вв. Впоследствии эти стены лишь укреплялись новыми башнями.

Новые стены, как уже отмечалось, были воздвигнуты только вокруг незащищенной южной части города. При этом южная стена цитадели стала северной стеной южной части города. Ее сносить не стали, но и не укрепляли. Об этом свидетельствует и тот факт, что когда стража одной из крепостных башен южных стен сдалась войскам Аббаса I, то турки организовать сопротивление в северной части города не смогли и были вынуждены сдаться.

Одной из главных достопримечательностей Шамахы является крепость Гюлистан (XI-XII вв.) – последнее убежище ширваншахов, выстроенное для обороны рубежей города.

А.Саламзаде пишет: «Если присмотреться к сведениям об истории Шамахы до этого времени, внимание привлекает одна деталь. При нападении врагов на Ширван и Шамахы ширваншахи обычно не дают боя в самом городе; они обычно запираются в крепостях Гюлистан и Гале-и бугурд. Сейчас нам трудно объяснить причину такого поведения правителей Ширвана». Причина заключалась в том, что Шамахы был по меркам средневековья крупным городом, и оградить его крепостными стенами было если не невозможно (турки это в XVI в. все-таки сделали), то слишком «дорогим» удовольствием. Не говоря уже о стоимости самого строительства, сама оборона требовала большого числа защитников, и даже оно не гарантировало успешную оборону (как и показала оборона Шамахы турками). Цитадель же господствовала только над самим городом, и в ней ширваншахи и их семьи могли укрыться не только от восставших горожан, но ни от крупных вражеских армий.

Поэтому уже в первые века существования Шамахы, точнее, переноса сюда столицы, появилась необходимость в строительстве сильно укрепленного замка в непосредственной близости от города. Он должен был обеспечивать безопасность ширваншахам и, главное, шахской казне, когда весь Ширван оказывался под властью врагов, и даже сам ширваншах попадал в плен.

Археологические раскопки на территории крепости Гюлистан выявили остатки сооружений IX-XII вв., являющиеся важным материалом для изучения оборонительной мощи города. Но, вероятно, ее начали строить еще раньше. Л.Бретаницкий обратил внимание на то, что эту крепость местные жители называют «Гыз галасы» («Девичья башня»). А по сообщению арабского историка Табари, именно «Девичью крепость» (Гале-е Духтарон) захватили арабы в 733-734 годах при нападении на Ширван.

Для строительства Гюлистана была выбрана одна из вершин и часть скалистого склона горы вблизи Шамахы. Здесь обширная территория была обнесена мощными стенами с многочисленными, сложенными из крупных глыб на прочном известковом растворе круглыми и четырехугольными башнями. Все стены и башни были тщательно облицованы. При этом северные, западные и восточные склоны крепости были обрывистыми, а поэтому можно было ограничиться обороной лишь юго-восточной линии крепостных стен. Только здесь склон был отлогий, из-за чего оборону его усилили еще одной стеной, построенной параллельно основной стене перед нею. В систему обороны входили и небольшие укрепления, которые располагались на различных высотах и контролировали подходы к крепости.

Таким образом, была тщательно продумана вся система обороны Гюлистана, сильно усложнявшая ее захват, делавшая ее практически неприступной. Но даже если врагу каким-то образом удавалось войти в крепость, то до победы ему было еще далеко. Дальнейший путь противника проходил по легко защищаемой зигзагообразной вьючной дороге к внутренней крепости – цитадели крепости, которая возвышалась над крепостью и была опоясана еще одним кольцом мощных стен с единственными воротами. Она располагалась на юго-востоке и была окружена двумя башнями круглой и четырехугольной формы. Сама цитадель была небольшой – 450 м в длину и от 40 до 150 м в ширину. Но она была сильно застроена, о чем свидетельствует большое количество легко прослеживаемых стен и фундаментов.

Но внутри цитадели проходила еще одна линия обороны. Это были глубокий ров и массивная стена с башнями, за которой находился сильно укрепленный Дворец ширваншахов. Л.Бретаницкий по этому поводу пишет, что «остатки его стен говорят о сложном комплексе подземных и надземных помещений. Несколько больших цистерн, в которые вода поступала по хорошо продуманной системе гончарного водопровода, обеспечивали крепость водой. Водозахватные сооружения расположены в горах». Он отмечает, что «архитектурный облик и план дворца трудно восстановить даже в общих чертах. Ясно лишь, что четко организованной системы расположения комнат, подчиненной какой-либо закономерности, в нем не было, как, кстати, ее нет и в более позднем Дворце ширваншахов в Баку. Остатки строений позволяют полагать, что помещения дворца располагались в два яруса, не считая развитой системы подземелий. Быт средневекового феодала, очевидно, еще не требовал большого числа зальных помещений; самое крупное помещение дворца равно 7х10 м ».

Действительно, как отметил Л.Бретаницкий, из-за отсутствия «четко организованной системы расположения комнат» и их малой площади этот дворец похож на Дворец ширваншахов в Баку. Здесь стоит отметить, что и в Гюлистане, и в Баку ширваншахи, точнее их зодчие, стремились в максимальной степени использовать рельеф, который и определял систему расположения помещений, и свести размеры крепости до минимума. Чем меньше размеры крепости, тем легче ее защищать. Кроме того, в таких условиях ширваншахам приходилось жить лишь во время войн. А на войне, как известно, не до комфорта. В мирное время ширваншахи жили в более просторных помещениях.

Строители Гюлистана предусмотрели и самый крайний случай – захват противником Дворца ширваншахов. В целях предосторожности они прорубили в скале длинный подземный ход шириной 2 м и высотой 2,5-3 м. Он незаметно вел из крепости к ручью в глубине ущелья и, огибая крепостной холм и делая несколько поворотов, шел круто вверх (местами под углом в

50 градусов). По всему пути ход был снабжен ступенями. Л.Бретаницкий обращает внимание на то, что подземные ходы, ведущие к воде, были и в других крепостях, «однако подземный ход крепости Гюлистан отличается сложностью устройства и тщательностью выполнения».

Роль крепости Гюлистан стала особенно возрастать в XII-начале XIII вв. Она служила не только местом убежища, но и была второй после Шамахы резиденцией правителей Ширвана. Об этом пишет великий азербайджанский поэт Хагани в стихотворении, посвященном ширваншаху Ахситану I по случаю Новруз байрамы:

 

Знай, что шахская крепость Гюлистан, как вершина Бугбейса.

Шамахинская крепость его – гарем, а Гюлистан – новый кааба-сарай.

 

Г.Джидди полагал, что поэт называет данную крепость «новым кааба-сараем» в связи с ее реконструкцией. Это подтверждают и сведения письменных источников о ремонтно-восстановительных работах в крепости, проведенных в XII веке Шахбану, сестрой ширваншаха Манучехра III.К сожалению, дата первого упоминания о крепости Гюлистан по сегодняшний день остается неизвестной. Как уже отмечалось, возможно, Гюлистаном была «Девичья крепость», упомянутая в связи с событиями VIII века. Считается, что Гюлистаном была и крепость Гастан, упомянутая в 1027 году. В ней укрывался сын ширваншаха Йазида, восставший против отца. Правда, это ему не помогло, его схватили, а после отец позволил сыну умереть от голода и жажды, не пролив его крови. В 1223 году Гюлистан был захвачен грузинским царем Давидом IV, но в это время ширваншахи жили в Баку, и основная часть их богатств находилась здесь. Особенно активные действия вокруг Гюлистана развернулись в конце XV века. В тот период сефевиды начали бороться за создание собственного государства и совершали походы на Ширван. Первый такой поход в 1460 году осуществил шейх Джунейд. Он будто направлялся для покорения неверных в Дагестане, но во время одного из походов напал на ширванцев и был убит в бою с ширваншахом Халилул-лахом I. Затем, в 1488 году, так же неожиданно (по пути в Дагестан), на ширванцев напал сын Джунейда шейх Хейдар. Сын Халилуллаха I ширваншах Фаррух Йасар I не был готов к войне. Его войска были рассеяны по стране и необходимо было время, чтобы собрать их. Поэтому он вынужден был укрыться в Гюлистане. 7 месяцев шейх Хейдар осаждал Гюлистан, но захватить крепость не удалось. Вскоре в бою погиб и сам шейх Хейдар. Дело шейхов Джунейда и Хейдара в 1500 году продолжил будущий шах Исмаил I. Ему удалось настичь Фарруха Йасара I в пути в Гюлистанскую крепость и убить его. Но крепость Гюлистан захватить ему так и не удалось.

Сейчас крепость является главной достопримечательностью Шамахы. Однако она сильно пострадала от многочисленных землетрясений и вмешательства человека, как в средние века, так и позже. Ее развалины и сейчас хорошо просматриваются издалека. Но она нуждается в реставрации. Иначе символ стойкости наших предков продолжит разрушаться и со временем исчезнет.

 

Сейран Велиев

Каспий.- 2010.- 4 декабря.- С.11.