Призвание и Признание

 

Формула жизни Закира Мамедова

 

Не каждый день встретишь человека, озабоченного далеко не личными проблемами, а потому вызывающего удивление и даже восхищение. Эти чувства посетили меня сразу, при первом же знакомстве с членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при президенте Азербайджанской Республики доктором биологических наук, профессором физиологии Закиром Гусейн оглу Мамедовым.

– Знаете, – сказал мне тогда в беседе о самых волнующих его, ученого, вопросах, – за последние два десятилетия, безусловно, очень непростых в жизни нашего народа, нам, к сожалению, не удалось принять действенных мер по реальному восстановлению фундаментальной науки. И дело не только в недооценке ее роли в обществе, вовсе нет, мы все прекрасно понимаем, что в основе этого лежат довольно сложные и взаимосвязанные процессы.

– Фундаментальная наука – это, прежде всего то, какими мы хотели бы видеть себя завтра, – считает ученый, – потому ее надо постоянно развивать. Однако делать это, не вкладывая в науку серьезных средств, попросту невозможно, и тогда не избежать нам судьбы лишь поставщика сырья…

Что ж, правильные слова, их произносят часто и с многих трибун. Все знают, в чем причина и даже то, что следует предпринять. Но тронуться с «мертвой точки» пока не удается. А отсутствие должного отношения к творческому началу обязательно приводит к угасанию интеллектуальных способностей. Обидно: ведь, кажется, совсем недавно у нас в Азербайджане была и развитая наука, и более достойное отношение к людям, делавшим большую науку, хотя психологический климат был совершенно иной.

Все это глубоко тревожит профессора Закира Мамедова. Он уверен, как, думаю, и многие другие сотрудники НАНА, что требуется серьезное реформирование академической науки, включая, в первую очередь, ее финансовое обеспечение.

С удовлетворением отметил мой собеседник значение недавнего распоряжения президента Азербайджана Ильхама Алиева о финансировании докторантского образования молодых ученых Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) в научных учреждениях Европы, вспомнил и о государственной программе по осуществлению национальной стратегии развития науки в 2009 – 2015 годах. Эти документы станут и уже стали некоторым импульсом и для спасения нашей фундаментальной науки. Но, по твердому убеждению профессора Мамедова, проблема не столько в нехватке финансовых средств, выделяемых государством для науки, сколько в не всегда их эффективном и справедливом распределении. Говоря о доставшейся нам в наследство от бывшего союза пирамидальной структуре академии наук, Закир Мамедов с сожалением подчеркивает и то, что осталась прежней, увы, и психология управления наукой, когда творческий труд оценивается не по качеству и актуальности работы, а по количеству трудодней. И вряд ли отдельные финансовые инъекции без кардинальных изменений повлияют в положительном плане на сложившуюся ситуацию. Потому ученый выступает сторонником конкурсного финансирования как единственного способа не только сохранить, но и эффективно развивать прогрессивные научные идеи, воспитывать и привлекать в науку молодое поколение.

Пересмотр академической структуры, считает Закир Мамедов, приведет к тому, что ряд руководителей лишится своих директорских кресел. Но разве не стоит это того, что в целом наука от этого выиграет, а государству безразлично, как будет называться научная организация – институтом или центром. Реформы продиктовали бы также пересмотр важнейших направлений развития фундаментальной науки. Причину такой необходимости он объяснил одним только примером. У нас в стране огромное количество беженцев, вынужденных переселенцев, многие из которых выросли сами и растят уже своих детей в тяжелых, не всегда нормальных условиях. А есть ли у нас в республике институт или хотя бы лаборатория, занимающаяся изучением проблемы отдаленных эффектов влияния неблагоприятных условий развития (экологических, экономических, психологических и других) на формирование познавательных, умственных и прочих способностей целого поколения?

Профессор З.Мамедов уверен, что рано или поздно мы непременно придем к тому, что диктуется временем и интересами дела, наконец, обстоятельствами. Уверенность такую внушает ученому также деятельность нынешнего главы азербайджанского государства, который умело продолжает линию общенационального лидера нашего народа великого Гейдара Алиева, всегда бережно относившегося к науке и его деятелям. Человек современных взглядов, неравнодушный ко всему новому, стремящийся внедрить это новое в нашей стране, президент

Ильхам Алиев наверняка поддержит и разумное реформирование научных организаций, если все то, о чем пока еще ученые говорят только между собой и шепотом, найдет официальное выражение и будет представлено высоким инстанциям.

Все рассказанное мне ученым показалось таким серьезным, важным и действительно таким нужным, что я позволила себе подробнее изложить основные его мысли. Тем более, что, как признался профессор, свои предложения по волнующим его вопросам он пока никому не представлял.

Закир Мамедов руководит лабораторией нейрофизиологии обучения Института физиологии имени А.И.Гараева НАНА. Докторскую защищал почти 15 лет назад по нейробиологии. Главная тема его научных изысков – это нейрофизиологические и нейрохимические механизмы процессов обучения и памяти. Непростое направление. На протяжении нескольких лет в середине 80-х годов прошлого столетия азербайджанский ученый в рамках международной программы «Интермозг» работал в Праге, в лаборатории известного нейробиолога, профессора Я.Буреша. И там за цикл исследований в области нейробиологии обучения и памяти был удостоен специального гранта Академии наук тогдашней Чехословакии для иностранных ученых.

Автор более 130 научных работ и одной монографии, З.Мамедов – член нескольких международных научных обществ: Европейского общества нейробиологов, Российского общества биологической психиатрии, Международной ассоциации когнитивных наук (то есть, изучающих процесс познания).

К той сфере науки, которой он занимается сейчас, Закир Мамедов пришел не сразу. Он окончил высшие учебные заведения в Киеве, потом в Баку. Под влиянием старшего брата Тофика Мамедова, известного в свое время биофизика-радиобиолога, усилиями которого в Бакинском университете в 70-х годах была создана кафедра биофизики, увлекся этим научным направлением. Объяснить это нетрудно: после появления электронных средств, завоевывавших постепенно все большее жизненное пространство, началось усиленное развитие электрофизиологии, требовавшей знания и физики, и математики, и электроники. Брат, которого Закир называет «своими университетами», помог ему овладеть основами экспериментальной биологии. Приобретение более фундаментальных знаний в этих науках сыграло определенную роль и в работе над кандидатской диссертацией – ее Закир Мамедов писал в Москве, в Институте биофизики, а потом успешно защитил в Баку.

Случилось так, что биофизика стала чуть ли не семейным занятием Мамедовых. К слову, в этой же сфере, продолжив традицию, работает ныне в Швеции племянник Закира Мамедова, сын Тофика. Требующая четкости мышления, глубины знаний наука вошла, что называется, в кровь и плоть профессора Мамедова, изучающего различные аспекты механизмов процессов обучения и памяти в целом и, в частности, ищущего ответ на вопрос о том, как функционируют мозговые клетки, так называемые нейроны, в этих процессах, каковы их пластичность и взаимосвязи. А помогают ученому в этом поиске подопытные крысы, кролики и даже виноградные улитки.

Закир Мамедов – из тех, кто все делает обстоятельно, вдумчиво и, как мне кажется, без показухи. Интеллигент в основе своей, он просто не умеет иначе. Так всегда было и в их доме. Депортированные в 40-х годах из Еревана в Гянджу родители (Закиру в то время едва исполнилось два года) были школьными учителями, отец директорствовал, мать преподавала. В семье царили лад, спокойствие, взаимное уважение. И дети росли такими же. Родителей, увы, уже давно нет. Ушел из жизни и старший брат. Когда профессор рассказывает о них, у него по-особому светятся глаза, да и голос теплеет.

Как очень душевного, всегда готового поддержать, прийти на помощь человека характеризуют его друзья, коллеги. Надо – придет без лишних вопросов, нужен его совет – не поскупится. Впрочем, бывает, что при надобности проявляет твердость, принципиальность, а то и жесткость. Такой уж он есть. И жизнь свою личную построил по этой формуле, подчас идя на жертвы. Говорить об этом Закир Мамедов не любит. Человек предельно скромный, даже застенчивый, очень скупо отвечал он и на вопросы, касающиеся его научной деятельности. Пришлось буквально по крупицам собирать биографические детали его жизни, основное содержание которой составляет наука. Именно это – его Призвание. И Признанию именно этого факта обязан профессор физиологии Закир Мамедов также тем, что ему доверено быть членом экспертного совета ВАК при президенте Азербайджана – организации, где авторитетное и беспристрастное слово ученого дорогого стоит.

Освоение прогрессивных идей, формирование новых взаимоотношений во всем мире стало движущей силой в стремлении измениться к лучшему. Профессор Мамедов уверен в этом. Как и в том, что нельзя допустить, чтобы негативные явления, всегда по природе своей агрессивные, прогрессировали, замещая интеллект. Это и есть наша задача, считает ученый. Задача тех, кто делает будущее. Ведь мы, говорит он, не настолько богаты, чтобы иметь бедную науку.

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

Каспий.- 2010.- 6 марта.- С. 9.