Недетские проблемы азербайджанской мультипликации

 

«Азанфильм» в ожидании молодежи и инвесторов

 

Одним из важных звеньев кинематографа любого государства является анимация, то бишь, мультипликация, как ее называли в советское время, с которой, собственно, и начиналось знакомство каждого из нас с миром большого кино. Уже много лет производством этой кинопродукции, адресованной, кстати, не только детям, но и взрослым, занимается студия «Азанфильм», на счету которой десятки ярких содержательных работ, построенных на азербайджанских народных сказках, легендах, а также притчах современных авторов. Сегодня мы беседуем с Эльчином Ахундовым – директором студии «Азанфильм», где в настоящее время завершаются съемки двух новых анимационных фильмов.

 

 

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

 

– В последние годы, как известно, в Азербайджане делается немало для развития отечественного кинематографа. В какой мере этот процесс отразился на состоянии анимации новой эпохи?

– Не могу жаловаться на отсутствие внимания к этой сфере со стороны государственных структур, в частности, Министерства культуры и туризма Азербайджана, глава этого ведомства Абульфас Гараев охотно соглашается оплатить любой интересный проект наших аниматоров, но, увы, он не в состоянии решить проблему дефицита национальных кадров в этой сфере.

– Как давно существует студия «Азанфильм»?

– Студия была создана в 1991 году, а немногим позже стала очередной жертвой начавшегося в стране экономического кризиса, после чего все наши талантливые аниматоры разъехались кто куда. Многие из них сегодня активно трудятся в Турции, Польше, Российской Федерации и других странах. На протяжении всей истории отечественной анимации рассчитывалось, чтобы в республике трудились восемнадцать профессиональных режиссеров-аниматоров. Сегодня же вместе со мной в «Азанфильме» работают только шесть человек, и все они воспитанники школы советской мультипликации, то есть истинные классики этого жанра.

– Сколько анимационных фильмов снимается в «Азанфильме» в течение года?

– За год мы снимаем два десятиминутных фильма, в частности, в этом году наша студия сдаст два анимационных фильма: «Выставка собак» режиссера Арифа Магеррамова по сценарию Юсифа Шейхова и «Мечта гусеницы», который режиссер Фирангиз Алиева снимает по сценарию Гюльшан Тофиггызы.

– Охотно ли пишут у нас сценарии для анимационных фильмов, или чаще приходится экранизировать народные сказки?

– Нет, почему же, у нас очень много талантливых современных писателей, к примеру, та же Гюльшан Тофиггызы, о которой я говорил выше и которая довольно успешно сотрудничает с нами уже не в первом проекте.

– Выдерживает ли современная отечественная анимация конкуренцию на международном рынке?

– Вам, наверное, известно, что не так давно мы приняли участие на прошедшем в Чимкенде (Казахстан) II Международном фестивале анимационных фильмов с пятью азербайджанскими фильмами, которые были встречены очень тепло, хотя, конечно, мы сильно отстаем от наших коллег из других стран как минимум в вопросе технического оснащения нашей студии. Но дело не только в этом, меня, к примеру, в Чимкенде удивило совсем другое: наличие в этом небольшом городе двух студий анимационных фильмов, еще две расположены в Алматы, и все они конкурируют между собой. Более того, студии эти каждые пять лет набирают курсы по обучению аниматоров, и местная молодежь охотно осваивает эту сложную профессию по всей видимости потому, что она востребована в этой стране.

– Разве нельзя сделать то же самое в нашем городе?

– Я занимаюсь этим вопросом с 2005 года, но, как я уже отметил, Министерство культуры и туризма бессильно решить эту проблему, а Министерство образования слишком равнодушно к ней. К сожалению, факультета аниматоров нет и в Азербайджанском государственном университете культуры и искусства (АзГУКИ), открыть этот факультет в Международной киношколе Рустама Ибрагимбекова мешает отсутствие материальных средств. Мне предлагали преподавать этот предмет в АзГУКИ, но когда я перечислил весь объем технического оборудования, необходимого для обучения студентов, дальнейшее обсуждение этого вопроса утратило смысл. Раньше, в советское время, мы имели возможность заниматься подготовкой национальных кадров в этом жанре, которые для этой цели направлялись на учебу в Москву на Высшие курсы мультипликации при «Союзмультфильме», в Киевскую школу мультипликации. Но все это осталось в далеком прошлом. В 1988 году я сам открыл в Баку двухгодичные Высшие курсы анимации, которые оплачивало Госкино СССР, но с распадом Союза мы лишились и этой школы. А ведь никакая семья, никакое учебное заведение не в состоянии оказать на воспитание подрастающего поколения то влияние, какое может оказать на него анимационный фильм.

– И все же, если исходить из существующих реалий, что нам остается на сегодняшний день: надеяться на дальнейшее развитие отечественной анимации или навсегда отказаться от этой идеи?

– Не хочется строить мрачных прогнозов. Просто сегодня чрезвычайно важно привлечь к развитию этого жанра инвесторов, заинтересовать молодежь, и если все это состоится, то лет уже через пять можно будет смело заявлять о новом поколении специалистов этого жанра.

 

 

 Каспий.- 2010.- 13 мая.- С. 8.