И вновь о театральной реформе

 

Вопрос «быть или не быть?» коснется всех актеров страны

 

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

 

Вопрос роспуска творческого и технического состава Азербайджанского государственного академического национального драматического театра в театральных кругах столицы обсуждается давно и упорно. И этому удивляться не приходится, ибо речь идет о главном театре страны, пульс жизни которого с конца 80-х годов прошлого века трудно было сравнить даже с аритмией – настолько он был равномерно угасающим. Не исключено, что дебаты на этот счет будут продолжаться еще долго, во всяком случае до тех пор, пока, наконец, этот старейший очаг культуры не предстанет перед зрителями в новом обличье после капитального ремонта.

Кстати, многие сегодня задаются вопросом: можно ли было в свете стартовавших в Азербайджане театральных реформ найти более щадящие методы для решения судьбы творческого коллектива этого театра? Обсудить его корреспондент газеты «Каспiй» сегодня решил с известным режиссером, председателем Союза театральных деятелей Азербайджана, народным артистом Азерпашой Нейматовым, в беседе с которым удалось затронуть и другие судьбоносные для отечественного театрального пространства проблемы.

– Как вы считаете, в связи с чем возникла столь острая необходимость роспуска творческого и технического состава Азербайджанского государственного академического национального драматического театра? Только ли стартовавшая в стране реформа явилась тому причиной?

– Если говорить о реформе, которая реализуется в рамках Государственной программы по развитию театра на 2009-2019 годы, то лично я однозначно могу назвать эту акцию своевременной и более чем необходимой в первую очередь потому, что с этим театром уже давно четко ассоциируется губительное для любой творческой структуры слово «застой». Об этом невозможно говорить без сожаления, но нам с некоторых пор пришлось смириться с тем, что этот театр в разное время покинули известные мастера сцены – кто-то ушел из жизни, иные просто не захотели терпеть царящий, точнее, воцарившийся здесь и с годами все больше набирающий силу беспредел. В конечном итоге все свелось к тому, что на сцене главного театра страны оказались совершенно случайные люди. Именно поэтому я считаю, что и министр культуры и туризма Азербайджана Абульфас Гараев, и недавно назначенный директор Азербайджанского государственного академического национального драматического театра профессор Исрафил Исрафилов поступили верно, и определенный ими курс дальнейшего развития этого театра предельно точен.

– Не считаете ли вы, что реанимировать этот театр, который уже не первый год отталкивает зрителя своим архаизмом, окажется намного сложнее, чем создать в городе новый, соответствующий современным требованиям?

– Речь идет вовсе не о реанимации театра, в данной ситуации важно четко продумать проблемы дальнейшей качественной репертуарной политики, подбора труппы, постановочного процесса и многих других важных вопросов, что, на мой взгляд, вполне под силу И.Исрафилову, зарекомендовавшему себя как талантливый ученый, автор многих книг, с изрядным багажом управленческих навыков. Посудите сами, после капитального ремонта этот театр стал одним из лучших в отечественном театральном пространстве, техническое оснащение которого соответствует мировым стандартам. Допустимо ли, чтобы эта новизна контрастировала с затхлой атмосферой, царящей в этом здании с прошлого столетия?

– Коль скоро вы коснулись вопроса пересмотра актерского состава, то скажите, по какому принципу здесь будут заключаться контракты с актерами и не станет ли этот театр чем-то вроде антрепризного?

– Нет, конечно, во-первых театр по прежнему останется репертуарным, то есть будет функционировать за счет дотаций. Что касается актеров, то с ними будут заключаться контракты на год, то есть именно с теми, с которыми руководство театра сочтет нужным сотрудничать на конкретный отрезок времени. Причем касаться это будет не только нынешней труппы, но и актеров других театров страны, которые могут сами изъявить желание пройти конкурс на зачисление в штат Азербайджанского государственного академического национального драматического театра. Должен сказать, что в дальнейшем этот процесс распространится и на другие столичные театры, в труппах которых уже много лет наблюдается балласт.

– Метод почти инквизиторский, с учетом того, что актерская профессия сама по себе слишком зависимая по меньшей мере от мнения режиссера, не говоря уже о других нелицеприятных моментах. Вы согласны?

– Безусловно, это очень болезненный момент – я имею в виду тех, с кем по той или иной причине руководство театра не пожелает заключать контракт. Не исключено, что тот или иной талантливый актер не смог раскрыться в своей профессии именно по вине режиссера, который не попытался помочь ему в этом. Здесь очень важно все четко продумать, и главное, как говорится, не выплеснуть вместе с водой и ребенка. Впрочем, никто не останется не у дел, те актеры, с которыми руководство не станет подписывать контракт, будут трудоустроены в других театрах страны.

– И в заключение последний вопрос: каким на ваш взгляд должен быть театр XXI столетия – репертуарным или антрепризным?

– Театр XXI столетия должен быть прежде всего современным как с точки зрения материально-технической базы, так и царящей в нем творческой атмосферы. Что касается его статуса, то в любой стране, любом городе с одинаковым успехом могут сосуществовать и репертуарный и антрепризный театры при условии, чтобы в них всегда царил здоровый творческий климат.

Каспий.- 2010.- 4 ноября.- С.8.