Совсем как прежде, почти как всегда…

 

На сцене театра UNS состоялась встреча с живой легендой

советского кино

 

 

 

Имя Алексея Баталова стало брендом советского кинематографа еще с тех пор, когда это модное слово нам даже не было знакомо. Народный артист СССР, заведующий кафедрой актерского мастерства ВГИКа, профессор, лауреат Государственной премии СССР – эти и многие другие регалии пришли позже, после того как актер покорил зрителей своим мастерством в яркой палитре разноплановых образов в таких фильмах, как: «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «Девять дней одного года», «В городе С», «Живой труп», «Бег», «Три толстяка», «Внимание, черепаха!», «Зонтик для новобрачных», «Москва слезам не верит»… Простите, читатель, но уж слишком много места займет фильмография этого талантливого мастера, о котором вполне достаточно просто сказать: «…он же Гоша, он же Гога» и всем на душе станет непременно тепло, как при встрече со старым добрым другом.

Одна из таких встреч с ним на днях состоялась на сцене театра UNS и подарила бакинскому зрителю массу незабываемых впечатлений.

С момента выхода на сцену Алексея Баталова стало совершенно очевидно, что времени подвластно многое, но далеко не все: то же неподражаемое обаяние актера, все та же выправка и, конечно же, скромность, которая всегда сильно контрастировала с фантастической популярностью этого талантливого мастера.

Делясь с бакинским зрителем своими воспоминаниями о прошлых годах, Алексей Владимирович, конечно, вспомнил период создания фильма «Летят журавли», но при этом он больше рассказывал об операторе картины Сергее Урусевском, нежели о себе.

Актер также вспомнил суровые годы политических репрессий конца 30-х прошлого столетия, когда в их старом московском доме на Большой Ордынке часто гостили такие личности, как Борис Пастернак, Анна Ахматова, Фаина Раневская.

– Бога ради, не сочтите за подхалимаж, но честное слово я никогда не видел такого эстетически прекрасного города, как Баку, – сказал гость о нашей столице.

Трудно было усомниться в искренности этого человека и тогда, когда он о бакинцах говорил как о старых добрых знакомых, что, в сущности, не удивительно, ведь в этот вечер в зале театра было много учеников Алексея Владимировича, которых он в начале 1990-х обучал актерскому мастерству во ВГИКе.

С болью в голосе мэтр вспоминал Нону Мордюкому – величайшую советскую актрису, которую в расцвете творческих сил на долгие двадцать лет разлучили с кинематографом. В целом в каждом сказанном им слове чувствовалась, прежде всего, стойкая жизненная философия величайшего мастера.

Сегодня в гостях у газеты «Каспiй» две талантливые ученицы Алексея Баталова: заслуженная артистка Азербайджана, актриса Русского драматического театра (РДТ) им. С. Вургуна Аян Миргасымова и заслуженная артистка Азербайджана, актриса РДТ и театра «Ибрус» Мелек Абасзаде.

Аян Миргасымова:

– Для нас встреча с Алексеем Владимировичем Баталовым в нашем городе спустя двадцать лет после окончания ВГИКа стала ярким праздником, который мы восприняли как истинный подарок судьбы. Мы встретились с ним за день до его выступления на сцене театра UNS, и первое, что нас поразило при этой встрече была прекрасная форма, которую Алексей Владимирович сохранил и по сей день: все тот же аристократизм, те же утонченные манеры, тот же рыцарский дух и, безусловно, ни с чем не сравнимая харизма этого величайшего мастера.

– А какое впечатление произвел на вас этот человек при первой встрече, когда вы в числе поступивших во ВГИК четырнадцати студентов из Азербайджана оказались в мастерской Алексея Баталова?

– Это также было для нас подарком судьбы, представьте себе наш восторг, когда стало известно, что мы будем учиться у педагога, который нам с детства был знаком по фильмам и на которого привыкли смотреть с восхищением! Не говоря уже о последующих четырех годах обучения в его мастерской, ставших для нас школой не только высокого мастерства, но и – не побоюсь этого слова – высокой нравственности и гражданской позиции. Алексей Владимирович был одной из немногих звезд советского экрана, кто так и не стал членом КПСС, и это неудивительно, поскольку этот человек с детства рос в совершенно ином нравственном климате. В их доме на большой Ордынке – об этом он рассказывал сам – в 1937 году скрывались Анна Ахматова и Борис Пастернак, который, кстати, именно здесь впервые прочел Ахматовой свой знаменитый роман «Доктор Живаго».

Хочу вспомнить еще одну яркую страницу нашего общения с этим удивительным человеком. Едва только мы поступили во ВГИК, в Баку произошла чудовищная Январская трагедия, так вот в те страшные дни именно под руководством Алексея Владимировича в институте был объявлен день траура и создан стенд, на котором были отражены все последствия этого страшного террора. Сегодня могу с твердой уверенностью сказать, что в те дни, когда Азербайджан оказался практически заложником информационной блокады, о Январской трагедии студенты и преподаватели ВГИКа узнали одними из первых. Я благодарна судьбе и за первую, и за нынешнюю встречи с этой яркой личностью – Алексеем Владимировичем Баталовым, который и сегодня как двадцать лет назад щедро дарит всем окружающим огромный запас своей положительной энергетики.

Мелек Абасзаде:

– Алексея Владимировича мы все помним как яркую, умудренную жизненным опытом неординарную личность и, конечно же, я рада, что он совершенно не изменился за прошедшие двадцать лет. Разумеется, в его мастерской во ВГИКе мы обучались не только азам сложной актерской профессии, этот человек преподал нам уроки высочайшей культуры, духовности, интеллигентности, стойкости, если хотите, и все это стало для нас позже – его учеников – самым главным ориентиром как в профессии, так и в жизни.

При встрече с нами за день до своего выступления в театре Алексей Владимирович поразил нас в первую очередь своей феноменальной памятью, представьте, я была просто поражена, что он помнит даже мой дипломный спектакль. И снова, как двадцать лет назад, он был во всем своем непоколебимом величии: по прежнему подтянутая внешность, те же решимость, верность собственным принципам, тот же закаленный годами собственный нравственный кодекс и, безусловно, удивительная скромность и блестящее чувство юмора.

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

Каспий.- 2010.- 14 октября.- С.8.