Великая женщина

 

Сегодня – день рождения Зарифы ханым Алиевой

 

Семья, в которой появилась на свет, росла и формировалась как личность Зарифа Алиева, пользовалась известностью и в республике и за ее пределами: ведь отец ее, глава довольно большого и дружного семейства Азиз Алиев, врач по профессии, ученый, был еще и крупным государственным деятелем. Человеком слыл образованным, приверженным культуре в самом широком понимании этого слова. Гостями его дома нередко бывали лучшие представители азербайджанской литературы и искусства. Потому и дети, в частности, дочь Зарифа, поощряемые еще и мамой, лучезарной, светившейся добротой Лейли ханым, тянулись к знаниям, изучали языки, учились музыке, много читали, а главное – всегда всерьез, вдумчиво занимались избранным деломелом своей жизни Зарифа ханым, пошедшая по стопам отца, сделала медицину, а конкретнее, ее, пожалуй, не самую простую, требующую особой трепетности область – офтальмологию, которой и посвятила жизнь. По рассказам коллег, ее исследования, связанные с важными для этой науки направлениями и носившими подчас уникальный характер, приносили огромную практическую пользу – результаты ее работ всегда находили широкое применение подтверждение вспомню хотя бы такой факт: посетив как-то в 70-х годах прошлого столетия Бакинский завод бытовых кондиционеров, я узнала, что ученый-офтальмолог Зарифа Алиева разработала комплекс разносторонних мер профилактики профессиональных заболеваний органа зрения тружеников этого предприятия. Довелось увидеть даже ее рабочий кабинет на заводе.

Несмотря на активную научно-исследовательскую деятельность, свидетельством чего и стали ее диссертации – кандидатская и докторская, – избрание ее академиком Академии наук Азербайджана, а также написанные ею в качестве автора или соавтора многочисленные книги, статьи, методические пособия, брошюры, Зарифа ханым с готовностью участвовала и в общественной жизни, выступала инициатором интересных акций. К примеру, именно по ее предложению в Баку был проведен пленум офтальмологов нашей тогда большой страны, который прошел, по признанию его участников, на самом высоком уровне.

Придавая серьезное значение практической медицине, Зарифа ханым уделяла особое внимание подготовке кадров. Ее педагогический дар проявил себя, еще когда она была приглашена на должность доцента кафедры глазных болезней Азербайджанского государственного института усовершенствования врачей, носившего имя ее, увы, ушедшего из жизни отца – Азиза Алиева. Здесь наряду с работой, направленной на повышение профессионализма специалистов, на усовершенствование их врачебной квалификации, Зарифа Алиева уделяла огромное внимание также вопросам врачебной этики и медицинской деонтологии – взаимоотношений между врачом и пациентом, между коллегами. Ее волновало все, от чего зависит формирование личности врача, отношение к нему в обществе, что, как известно, определяется не только его профессиональной состоятельностью, но и, в целом, его обликом. По воспоминаниям о Зарифе ханым ее коллеги, профессора Зары Гулиевой, будучи кристально чистым, честным и бескорыстным человеком, Зарифа ханым выступала глашатаем высоких человеческих качеств, хотела видеть в каждом медицинском работнике эталон высокой нравственности. Этим вопросам она посвящала свои выступления в печати, об этом говорила с высоких трибун.

Все, кто сталкивался с Зарифой Алиевой, – работал ли рядом или лечился у нее, – отмечают ее безмерную доброту, отзывчивость. Она щедро делилась с молодыми специалистами не только профессиональными знаниями и опытом, но и дарила им тепло своего сердца, свою любовь. Таким, думается, может быть лишь человек глубокого интеллекта, обладающий духовным богатством. А еще она была очень скромна, не любила помпезности, никогда и нигде не выпячивала себя: хотя была дочерью известного человека, а потом стала спутницей жизни такой выдающейся личности, каким мир знает Гейдара Алиева!

Естественно, все доброе, что Зарифе ханым хотелось видеть в людях, она, Мать, в самом высоком смысле этого слова, прививала своим детям. Семья занимала в жизни этой великой женщины особое место. Ее по праву считали добрым гением их домашнего очага. Она была и ласковой матерью, и мудрой женой. Умела как-то очень незаметно, стараясь не давить, дать нужный совет, с уважением и пониманием относилась к мнению своих близких. Потому, наверное, в семье царили лад и гармония – то, что отличает, как говорят, все счастливые семьи.

К сожалению, мне не доводилось общаться с Зарифой ханым Алиевой. Впрочем, однажды счастье увидеть ее близко и даже поговорить мне все же улыбнулось. Это была случайная встреча. Произошла она примерно в начале 70-х годов прошлого столетия в клинической больнице тогдашней лечкомиссии. Я пришла туда навестить свою больную маму. Войдя в палату, удивилась, увидев там Зарифу ханым Алиеву: жену первого секретаря ЦК КП Азербайджана многие знали «в лицо», кроме всего прочего, мне, журналисту, было известно, чья она дочь.

Но что привело Зарифу ханым сюда, подумала я. Оказалось, что мамина соседка по палате была тетушкой Зарифы ханым, ее биби, сестрой ее отца. Как сказала моя мама, племянница приходит к ней довольно часто. Мы не были знакомы с Зарифой ханым, но она мне всегда нравилась: строго одетая, подтянутая, с очень выразительными глазами на по-восточному красивом лице, она была обаятельна и привлекала к себе внимание, хотя и держалась весьма и весьма скромно. Мне доводилось ее видеть на различных торжествах, премьерах, концертах, которые я, в то время собкор газеты «Известия», старалась не пропустить. Словом, я невольно улыбнулась Зарифе ханым, как знакомому человеку, и она ответила мне приветливой улыбкой.

Разговорились… Естественно, поначалу о проблемах наших больных. Потом выяснилось, что Зарифа ханым знает о добрых отношениях, сложившихся между нашими мамами, которые часто вместе отдыхали в мярдаканском санатории той же лечкомиссии. Мне понравилось, с какой теплотой и уважением говорила она о матери, милейшей Лейли ханым, сколько любви и нежности было в ее словах.

Перебирая сейчас в памяти все то, чего мы успели коснуться во время той короткой встречи, что называется, встречи на ногах, удивляюсь: как же о многом мы переговорили! Умудрились даже затронуть чисто женскую тему: как лучше держать спортивную форму. Моды сезона и многое другое. Я увидела перед собой просто обыкновенную женщину, – да, умницу, да, большого ученого, чьи научные успехи служили серьезным основанием для огромного почтения к ней, – но вовсе не лишенную желания хорошо выглядеть. Помню, Зарифа ханым сетовала, что ее сестра Гюляра, как известно, тонкий музыкант, пренебрегает этим. Впрочем, заметила она, вы ведь знаете ее… И действительно, у нас с Гюлярой ханым оказалась общая подруга, с которой она училась в консерватории, потому, бывало, мы общались. Не говоря уже о том, что я всегда с удовольствием слушала талантливые выступления руководимого ею ансамбля «Дан улдузу». Собственно, Зарифа ханым и сама, рассказывают, была прекрасной пианисткой и очень неплохо пела. Причастность к музыке, думаю, тоже наложила какой-то свой отпечаток на общий облик этой женщины, словно, светившейся изнутри, развив в ней, человеке, глубинно интеллигентном, мыслящем, некое трепетное отношение к людям и ко всему, что является их творением.

Более тридцати лет минуло после моей случайной и совсем ведь недолгой встречи с Зарифой ханым Алиевой. Но я довольно часто вспоминаю о ней: видно, остался след в душе. И тогда я думаю: наверное, самим Всевышним было предопределено, что именно эта Великая женщина, как по праву называют Зарифу ханым современники, стала спутницей жизни такого многогранного человека, каким мы знаем и помним нашего выдающегося лидера Гейдара Алиева. Как жаль, что, рано покинув наш бренный мир, она не была рядом с ним в самые решающие и судьбоносные для Азербайджана дни, что не разделила с ним радости, связанной с укреплением, благодаря его мудрости и решимости, обретенной нашей общей Родиной независимости!

Но вот теперь, спустя годы, соединившись в Вечности, они, одетые вдохновенной рукой Мастера в гранит и мрамор, вновь – вместе: Он, Великий сын своего народа, и Она, Великая женщина, его любовь и опора…

 

 

Каспий. – 2011. – 28 апреля. – С. 1-2.