Мораторий на Каспии

 

 Будет введен запрет на промышленный вылов осетровых пород рыбы

 

В ходе очередной встречи представителей пяти прикаспийских государств, которая, как ожидается, состоится в текущем месяце в Баку, стороны могут, наконец-то, договориться о введении официального моратория на промышленный вылов осетровых. Разговоры об этом событии, которое, безусловно, станет большим подарком для популяции рыбы, для которых Каспий является единственным местом естественного обитания, ведутся давно и с попеременной претензией на положительный исход. Но думается, что если бы главы пяти прикаспийских государств не собрались в Баку в ноябре прошлого года и не сделали совместного заявления о необходимости введения моратория, воз был бы и поныне тамак заявил вчера министр экологии и природных ресурсов АР Гусейнгулу Багиров, Азербайджан является сторонником как минимум 10-летнего моратория на вылов осетровых на Каспии, так как они начинают откладывать икру только в возрасте 8-10 лет. Кроме того, по его словам, в любом случае, даже если мораторий не будет введен, республика откажется от своей квоты на вылов осетровых пород рыбы.

На данный момент в центре обсуждения лежит следующий подход – полностью запретить вылов осетровых в коммерческих целях на срок до 5 лет. При этом должна сохраниться возможность пролонгации срока, если исследования покажут слабый прирост популяции этих рыб. Соответственно должна быть усилена борьба с браконьерством, ибо в связи с тем, что все государства официально отойдут от осетрового бизнеса, то браконьеры возжелают отхватить лишний кусок такого лакомого пирога. Запрет должен распространяться на такие виды осетровых, как белуга, русский и персидский осетры, шип и севрюга. Данный запрет не должен касаться вылова осетровых рыб в целях науки или воспроизводства.

Главным обоснованием возможного введения моратория является сокращение популяции осетровых. Причины этого различны и начинаются с сокращения их корма и неудовлетворительного экологического состояния Каспийского моря и кончаются браконьерством, которое, по неофициальным данным, несмотря ни на какие меры, весьма активно в акватории Каспия.

Помимо этого, как сообщают в Министерстве экологии и природных ресурсов (МЭПР), на фоне снижения численности осетровых произошли значительные изменения в характере их распределения на Каспии. В традиционных местах концентрации осетровых плотность их скопления в течение последних лет значительно снизилась, а на отдельных участках и вовсе исчезла, что соответствует сокращению ареала распространения этих видов. Следовательно, наблюдаемые изменения в распределении осетровых в Каспийском море вызваны не изменением локализации их концентрации, а снижением общей численности исследованных видов.

Как известно, на сегодня наша страна уже ввела запрет на вылов двух видов осетровых: на шипа (более 30 лет эту рыбу не ловят в азербайджанском секторе Каспия) и белугу (в 2009 году). Так что Азербайджан является примером того, как может осуществляться государственная политика в области охраны биоресурсов Каспия. Как ранее заявил главный консультант департамента по увеличению и охране биоресурсов водных бассейнов МЭПР, постоянный член Комиссии по водным биоресурсам Каспия Тариэль Мамедли, хотя соглашение по мораторию на промышленный вылов осетровых уже достигнуто, этот вопрос все еще не оформлен документально. Табу на вылов осетровых может быть увеличен с пяти до десяти лет. По его словам, в любом случае в 2010 и 2011 годах прикаспийские страны добровольно занимались выловом осетровых лишь в научно-исследовательских целях и для увеличения численности рыбы. Промышленный вылов не осуществлялся. Кроме того, по словам Т.Мамедли, председательство в Комиссии по водным биоресурсам Каспия в текущем году перейдет от Ирана к Азербайджану, который будет находиться в этом статусе два года.

 

Р.Мамедов

 

Каспий. – 2011. – 9 декабря. – С. 4.