Бизнес на газе

 

От грядущей прибыли зависит выбор транспортного маршрута в Европу

 

К октябрю текущего года Азербайджан определится с выбором маршрута транспортировки каспийского газа. В настоящее время ведутся коммерческие переговоры по различным направлениям – стороны определяют конечную цену на «голубое топливо». Именно отсутствие таких данных, как конечные прибыли от экспорта энергоресурсов, не позволяет Азербайджану сделать выбор в сторону того или иного проекта. Как отметил в интервью изданию New Europe президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев, переговоры по так называемому «Южному энергетическому коридору», включающему в себя такие газотранспортные проекты, как Nabucco, Транс-Адриатический газопровод (TAP), ITGI (Интерконнектор Турция-Греция-Италия), AGRI, продолжаются, и сегодня они стали многоуровневыми.

– Во-первых, ГНКАР ведет переговоры с турецкими партнерами (Botas) по поводу условий транзита нашего газа через эту страну для таких проектов, как ITGI и TAP. В то же время мы ведем переговоры в рамках проекта Nabucco также по условиям общего транзита. Это в случае, если Nabucco будет выбран. Одновременно ведутся коммерческие переговоры с покупателями относительно цены на газ по всем направлениям. Переговоры должны завершиться к 1 октября этого года. После представления окончательных тарифов ГНКАР будет в состоянии вычислить формулы предлагаемых цен покупателей, вычесть стоимость транзита и иметь представление о том, какой трубопровод будет гарантировать конкретную прибыль. Партнеры по проекту «Шахдениз», который рассматривается в качестве основной ресурсной базы для заполнения проектов «Южного энергетического коридора», в процессе выбора пути транспортировки газа примут решение в пользу того проекта, который выдвинет наиболее экономически эффективные предложения. Кроме того, мы обсуждаем еще один маршрут поставок сжиженного газа – AGRI. Он будет начинаться в Азербайджане и проходить через Грузию, Румынию и Венгрию. После последнего совещания на уровне министров в Бухаресте стороны приступили к разработке технико-экономического обоснования, – отметил Р.Абдуллаев. /1news.az/

Кстати, европейские страны сейчас рассматривают возможность объединения двух проектов Южного газового коридора – Nabucco и ITGI. Кроме того, существуют и другие малоактивные проекты, которые в случае необходимости могут быть возрождены – к примеру

проект «Белый поток», предусматривающий строительство нескольких газопроводов из Грузии в Румынию или Болгарию. Также существует конденсационный газовый проект CNG, который в настоящее время считается экономически менее обоснованным, чем другие. Самым крупным из всех проектов является Nabucco. Трубопровод протяженностью 3300 км свяжет богатейшие газовые регионы мира – Каспийский регион, Ближний Восток и Египет – с потребительскими рынками Турции и Европы. Ему пророчат внесение существенного вклада в обеспечение безопасности поставок природного газа для Турции, а также Юго-Восточной, Центральной и Западной Европы. Трубопровод будет проложен из Турции через Болгарию, Румынию и Венгрию до газового хаба Баумгартен в Вене (Австрия).

В принципе, ограничивать количество газопроводов, по которым пойдет азербайджанский газ в европейском направлении, никто не собирается. В рамках полномасштабной разработки месторождения «Шахдениз» в Европу планируется транспортировать около 10 млрд. кубических метров газа. Однако Азербайджану необходимо рассматривать различные варианты, потому что к 2020-2025 по территории республики будет прокачано 50-55 млрд. кубических метров год, в том числе и из других стран. Поэтому, чем больше будет «прибыльных» газопроводов, тем лучшеранзит газа будет осуществляться по территории Турции. До сих пор пакет соглашений по этому поводу заключен не был, однако, по мнению президента ГНКАР, это может случиться в любой момент. Учитывая, что Турция никогда до сих пор не занималась транзитом газа, для того чтобы принять такое реше-

ние, необходимо «серьезное политическое и экономическое мужество». Кроме того, в Турции уже завершились парламентские выборы, и ничто более не стоит на пути подписания пакета соглашений.

С этим вопросом также связана задержка в намерении Азербайджана поставлять газ в Европу напрямую без посредников. В настоящее время Греция уже получает азербайджанский газ в объеме 750 млн. кубометров посредством своповских поставок в Турции.

– Мы готовы заменить турецкую компанию Botas в качестве поставщика газа в Грецию, но для этого должен быть подписан ряд соглашений. Во-первых, соглашение о продаже газа между Грецией и Азербайджаном, во-вторых, соглашение о передаче права на продажу газа между Грецией, Турцией и Азербайджаном, и в-третьих – соглашение о транзите через территорию Турции. Кроме того, должно быть подписано всеобъемлющее соглашение, в противном случае должен быть подписан по крайней мере документ о поставках конкретного объема газа, – сказал Р.Абдуллаев.

Он отметил, что подтвержденные запасы углеводородов в Азербайджане составляют 2 млрд. тонн нефти и 2,2 трлн. кубометров газа. К 2015 году добыча нефти в республике увеличится до 50-55 млн. тонн, газа – до 30 млрд. кубометров в год. Таким образом роль Азербайджана в обеспечении энергетической безопасности Европы еще больше возрастет.

Президент ГНКАР выразил заинтересованность участия в инвестиционных проектах за рубежом. По его словам, такие предложения уже имеются и требуют рассмотрения. ГНКАР уже открыла в Румынии 14 автозаправочных станций, в которых в настоящее время проводится ребрендинг. Есть планы по дальнейшему приобретению новых АЗС. Кроме того, ранее в ходе конференции «Нефть и газ, нефтепереработка и нефтехимия Каспия» еврокомиссар по энергетическим вопросам Гюнтер Оттингер отметил, что есть предложения для ГНКАР по инвестициям в новую газотранспортную инфраструктуру в Австрии и центральноевропейских странах. Ранее же говорилось, что Азербайджан, как экспортер газа, заинтересован в приватизации греческой компании DEPA, где государство владеет контрольным пакетом акций компании, остальная часть принадлежит частным инвесторам. С большой вероятностью речь может идти о приобретении доли государства. В настоящее время ГНКАР рассматривает вопрос участия в тендере по приватизации DEPA.

В Турции ГНКАР делает упор на строительство новых нефтеперерабатывающих заводов недалеко от завода Petkim. В настоящее время заканчивается работа над технико-экономическим обоснованием проекта, ведутся переговоры с финансовыми институтами по вопросам финансирования. Кроме того,. ГНКАР в настоящее время проводит серьезную подготовительную работу для участия в тендере по приватизации одной из крупнейших газораспределительных сетей Турции – «Икдаш», посредством которой на внутреннем рынке Турции реализуется

6,5 млрд. кубометров газа, тогда как общее потребление газа в Турции составляет 30 млрд. кубометров в годстати, нежеланием «распыляться» по различным инвестиционным направлениям объясняется отсутствие пока заинтересованности ГНКАР в приобретении или строительстве АЗС в Турции, которые также действуют и в Азербайджане, Грузии, Украине. Что касается строительства в Азербайджане нового нефтехимического комплекса, президент ГНКАР отметил, что данный проект находится в настоящее время в финальной стадии разработки, этим летом он будет презентован правительству, и только после утверждения будут начаты строительные работы.

 

 

 

Р.Мамедов

 

Каспий. – 2011. – 14 июня. – С. 4.