В духе партнерства

 

Азербайджан и Казахстан решают вопросы транспортировки каспийских энергоресурсов

 

Азербайджан намерен и впредь развивать сотрудничество и партнерские отношения с Казахстаном в сфере добычи и транспортировки каспийских углеводородов. Наша республика предоставляет соседям по региону прекрасную возможность для транзита своих энергоресурсов. Так, нефть с казахстанского месторождения «Тенгиз» посредством паромов и далее железной дороги уже перенаправляется по месту назначения. Между тем наши соседи намерены в будущем начать вторую фазу освоения месторождения «Кашаган», откуда нефть также будет перенаправляться через территорию Азербайджана, но одних возможностей паромов и железнодорожных составов может не хватить. Ранее, а именно в 2008 году, национальные нефтяные компании Азербайджана и Казахстана – ГНКАР и «КазМунайГаз» – подписали в Баку соглашение об основных принципах реализации проекта Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ). ККСТ должна обеспечить на начальном этапе возможность транспортировки нефти в объеме 23 млн. тонн с последующим увеличением до 35-56 млн. тонн в год. Главная особенность проекта в том, что нефть пойдет по морю через Кавказ, а не через Россию. Стороны договорились, что проект, который был ранее только идеей, в 2013 – 2014 гг. должен стать реальностью. Однако позже появилась информация, что начало реализации данного проекта откладывается, и причиной тому – задержка начала реализации второй фазы освоения «Кашагана».

Как отметил в интервью казахстанскому изданию «Литер» президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев, в Азербайджане будут ждать начала второй фазы освоения Кашагана, так как ККСТ ориентирована на эти объемы.

– Соответственно, будем ориентироваться с реализацией нашего совместного проекта на этот срок. Но несмотря на отсрочку, ничего не остановилось, продолжается как работа над проектом, так и транспортировка казахстанской нефти с «Тенгиза» (пока не заработал «Кашаган») через территорию Азербайджана. ККСТ еще не построена, но казахстанская, а именно тенгизская нефть, как известно, идет танкерами до наших терминалов в Баку, затем переливается в цистерны и идет по железной дороге до портов на Черном море. Таким же путем следует и туркменское сырье. В этом году мы ожидаем, что до 6 млн. тонн казахстанской и туркменистанской сырой нефти будет транспортировано через Каспий по территории Азербайджана на мировые рынки, – сказал глава Госнефтекомпании АР.

Отметим, что ранее казахстанская нефть, добываемая на месторождении «Тенгиз», транспортировалась по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Однако позже, ввиду несогласованности тарифов между сторонами, транспортировка нефти с данного месторождения по БТД была прекращена. Ранее в ГНКАР отмечали, что тариф, предлагаемый консорциумом трубопровода БТД американо-казахстанскому СП Tengizchevroil, разрабатывающему казахстанское месторождение, на 15-20 процентов ниже, чем для остальных производителей. Казахстан, судя по всему, имел свои соображения на этот счет. Однако сторонам все же удалось достигнуть единого мнения. По словам Р.Абдуллаева, переговоры между Tengizchevroil и акционерами БТД еще продолжаются, но по тарифу вроде достигнута договоренность. При этом президент ГНКАР не стал раскрывать подробностей переговоров.

Казахстанское издание отмечает, что непростая финансовая ситуация сложилась у «дочки» «КазМунайГаз» – «КазТрансГаз» с его грузинскими партнерами в СП «КазТрансГаз-Тбилиси». Причина – в финансовых долгах, которые возникли на фоне неплатежей потребителей, низких тарифов за оказываемые СП услуги при одновременно высоких ценах на сам газ. А сырье для Грузии, которая не имеет своих запасов, поставляется, как известно, из Азербайджана. Р.Абдуллаев, комментируя ситуацию, отметил, что по межправительственному соглашению с Грузией Азербайджан в качестве помощи поставляет газ по так называемой социальной цене. То есть республика продает «голубое топливо» не по рыночной стоимости, а ниже, стараясь таким образом оказать и казахстанской, и грузинской сторонам всяческую поддержку в урегулировании сложной финансовой ситуации.

При этом президент ГНКАР не исключил возможности участия в реализации Кашаганского проекта. В последнее время активно идут слухи о том, что американская ConocoPhillips может покинуть проект. Понятно, что право первым выкупить долю имеет Казахстан, но, как сказал глава производственной «дочки» «КазМунайГаз» Аскар Балжанов, разведанные запасы стоят очень дорого, и вполне возможно, компания не осилит это. И если предположить, что среди акционеров северокаспийского проекта никто не захочет покупать выставляемую долю, появятся возможности для сторонних игроков нефтегазовой сферы, в том числе и для ГНКАР.

– ГНКАР сегодня – это компания, которая имеет все возможности для участия в проектах любой величины, в том числе и Кашагане, – заявил Р.Абдуллаев.

Касаясь вопроса инвестиций в нефтеперерабатывающую инфраструктуру Европы, он отметил, что в настоящее время после мирового финансового кризиса, когда нефтепереработка во многих странах оказалась в не лучшем положении, многие НПЗ Европы ищут себе партнеров.

– Мы рассматриваем ряд предложений по покупке нефтеперерабатывающих активов в этой части света, но хочу подчеркнуть, что мы ищем то, что будет в первую очередь выгодно нам. Какой именно завод и где он находится – пока это коммерческая тайна в интересах компании. Мы присутствуем, к примеру, в Румынии, где ГНКАР открыла 14 АЗС. Есть планы по дальнейшему приобретению новых автозаправочных станций, – сказал Р.Абдуллаев.

При этом ГНКАР, равно как и «КазМунайГаз», рассматривает возможность участия в добывающих проектах за рубежом.

– Да, есть варианты и предложения. ГНКАР – нефтедобывающая компания, поэтому мы всегда ищем и рассматриваем активы по всему миру. Но хочу отметить: при том, что у нас есть активы за рубежом, сегодня акцент ставится на месторождения на территории Азербайджана. ГНКАР имеет много структур, которые нуждаются в исследовании и разработке. Мы усиленно ведем разведочное бурение, геофизические и геологические работы по увеличению наших запасов нефти и газа в Азербайджане. Сейчас активные работы идут по проекту «Бабек», где мы ожидаем получить запасы от 500 до 700 млрд. кубометров газа и более 150 млн. тонн нефтяного конденсата. На Абшероне ведем разведочное бурение совместно с французской Total, с BP подписали соглашение по Шапагату, а с немецкой RVF ведем работу на структуре Нахчыван. Словом, сегодня работы в своей стране немало, – подчеркнул Р.Абдуллаев.

 

Рашад Мамедов

 

Каспий. – 2011. – 15 июня. – С. 4.