Тайны надписей

 

Изречения и афоризмы на изделиях из художественного металла

 

В средневековом Азербайджане искусство художественной рельефной обработки металла пользовалось широкой популярностью. Этот древний вид декоративно-прикладного искусства по происхождению уступает разве что художественной керамике. Однако по тематическому обилию мотивов и разнообразию художественно-технических средств и приемов он, можно сказать, где-то превосходит другие художественные ремесла. И благодаря выработанным на протяжении тысячелетий четким канонам ремесленного производства достигло высокого совершенства мастерство занятых в этой сфере людей.

В глубокую старину преобладали изделия из бронзы и латуни, несколько позже – из серебра, золота и меди. Примерно с IX – XI веков в Азербайджане, как и на всем Ближнем Востоке, главной продукцией ремесленников становятся изделия из меди и ее сплавов. Это небольшие предметы – булавки, заколки и т.д. В период средневековья популярными сюжетами на изделиях становятся сцены пиршеств, тронных восседаний, единоборств и охотничьих подвигов, а также культовые сюжеты, различные божества и изображения фантастических животных и птиц.

В связи с исламизацией азербайджанских земель появляется стиль, в котором синтезируются традиции искусства различных народов, входящих в состав халифата. Широкое распространение получают медные и бронзовые изделия, заменяющие золотые и серебряные. В оформлении изделий торжествуют подносы, кувшины с шаровидным туловом, ступки чернильниц и др. Утончаются формы – от громоздких силуэтов к изящным формам.

Медная посуда, изготовленная в Азербайджане, исполнялась в разной технике: это – инкрустация, ковка, филигрань, черчение, гравировка. Посуда после ее изготовления покрывалась орнаментом, который был подчинен форме изделия и хорошо выделял его форму, концентрические круги, внутри которых размещался орнамент, придающий изделию объемный характер. Для определенного вида посуды существовал уже утвердившийся орнамент и популярные в народе художественные изображения.

Первоначально эти орнаменты выглядели довольно просто, в виде точек, палочек, сеток. Со временем они усложнились, появились более замысловатые композиции – лирические сцены, изображения человека и животных. Важное место отводилось эпиграфике арабеск, которыми покрывались поверхности изделий, что очень походил на орнамент, и поэтому несведущий не мог различить их. Чаще всего на изделиях использовались отрывки из поэзии Саади и Хафиза. Эти стихи по своему написанию были наиболее доступны широким слоям населения, их хорошо знали и любили в народе, как богатая прослойка, так и простолюдины. Любопытно, что отрывки из трудов Низами на изделиях почти что не встречаются. Возможно, благодаря сложному языку и глубокому философскому смыслу в то время они многим были не доступны.

Надо отметить, что надписи, которыми покрывались поверхности изделий, также соответствовали их назначению. В экспозиции Государственного музея искусств имени Рустама Мустафаева представлены редкие образцы средневековых металлических изделий с художественной рельефной обработкой. Привлекает внимание, к примеру, «Hamam sandığı» («Банный сундук»), разукрашенный строками из произведения Саади Ширази «Гюлистан», которые повествуют о моющей глине «гилаби», считавшейся никчемной до тех пор, пока человек не применил ее в бане для мытья волос. Высота изделия 30 дм, диаметр – 36 х 1,27 х 1 см. Сундук предназначался для хранения драгоценностей, женщины надевали эти украшения специально перед походом в баню, чтобы показать, насколько богаты. Другой такой возможности не было, так как они постоянно ходили, облаченные в чадру. Или, скажем, изящно исполненный архаичной формы подсвечник из бронзы высотой 37 см: внизу он девятигранный, выше – в виде цилиндра, по верхнему краю, шрифтом «насталик» на фарси сделана надпись следующего содержания: «Однажды ночью мне не спалось, и я услышал, как мотылек говорит свече: «Я влюблен, за что сгораю, знаю – от любви, зачем же таешь, проливаешь слезы ты?».

Изображения на медных сосудах удивляют тематическим разнообразием. Здесь можно встретить лирические сцены, сцены отдыха, музыкальные меджлисы, старинные музыкальные инструменты. С этой точки зрения интересен декоративный бронзовый кувшин с широким в верхней части туловом (высота 39 см). Вдоль горлышка сделана лентообразная надпись шрифтом «сульс»: «Весна без красавицы не весна, без застолья весна не весна, без трели соловья, цветов и танцев весна не весна, полянки и цветники без мотыльков тоже не весна». Строки взяты из газелей Хафиза. Поверхность сосуда покрыта фигурными рамочками, внутри которых изображены мужчины, играющие на различных музыкальных инструментах – гымро, рубаб, уд.

Своей формой и орнаментальным богатством отличается «Şərbət qabı» («Шербетница»). На ней высечена надпись религиозного содержания: «Без воды сыны и дочери пророка иссохли от жажды. Каменное сердце и то бы растаяло. Реу, государство Табасаран. Реу – город, по заказу правителя Табасарана» – это приветствие последователям пророка. Чуть ниже, внутри, – 15 орнаментированных бута, в которых шрифтом «несх» на арабском языке написаны имена пророков. Далее следует изречение, типичное для шиитов: «Будь проклят Йезид» Сахиб Абдулали». Помимо изящных изображений, которыми разукрашен сосуд, удивительна его форма, напоминающая цветочный венчик, посаженный на высокую ножку.

В старину для совершения религиозных ритуалов и обрядов существовали специальные предметы и посуда, среди которых привлекает внимание «40 Açar cəm» («40-ключница»). Молитвы, которые здесь помещены, предохраняли от злых духов и потусторонних сил. Здесь же шрифтом «несх» приводятся строки из сур Корана: из рассветной молитвы «Ал Фалак», «Айатуль Кюрси», сура о человеке – «Ан нас» и др. Этот ритуальный сосуд использовался для совершения омовения при рождении ребенка, совершения свадебного омовения жениха и невесты и других церемониях.

Чаще всех на медных изделиях встречаются стихи Хафиза. К примеру, на изящно гравированном бронзовом столе с изображением царственных особ также приводятся строки из газелей Хафиза, выполненные шрифтом «сульс». Внутри растительного орнамента 61 х 20 х 44 стоит надпись следующего содержания: «Обладатели сердец, ради Всевышнего, поймите меня, мое сердце изнывает. У меня в сердце столько боли, боюсь, что все тайное станет явным, выйдя наружу».

В быту медная посуда находила самое, что называется, широкое применение. Она отличалась как по форме, так и по технике исполнения. Средневековые миниатюры разнообразны по своей тематике. К примеру, конусообразные медные крышки «Sarpuş» («Сарпуш») с изящным орнаментом, выполненные методом термической обработки, использовались для покрытия тарелки с пловом, дабы не дать ему остыть. Один из таких образцов представлен в экспозиции Музея искусств. При внимательном знакомстве с экспонатом заметно смещение различных видов техники: черчение, гравировка, ковка. Поверхность изделия покрыта фигурными рамочками, внутри которых выбиты бейты (двустишия) из газелей Хафиза: «Нет в нашей жизни ничего вечного, чтобы осталось памятью после нас», «Убери сарпуш с тарелки, чтобы любимая насладилась едой» и «Обнялись сарпуш с тарелкой, и на какие-то минуты забылись печаль и грусть».

На званных обедах, пиршествах и меджлисах, свадьбах и поминальных церемониях не обходились без подносов. Они были округлой, реже квадратной формы. Поучительны слова с глубоким смыслом на одном из них, выполненные шрифтом «несх»: «Господи, освети наше будущее, неблагодарное дитя отдали от себя. Благодари Бога за то, что твой гость может вкусить различную пищу с твоего стола. Тому, кто вечно благодарен на посланный ему кусок, господь прибавит вдвое, но тот, кто всегда недоволен, господь лишит его и того, что он имеет. Все знают и одобряют это. На этом столе все в изобилии, пусть поспешит еще один гость, и на него хватит». Подобные строки встречаются в бейтах «Сад и весна» выдающегося индийского поэта и музыканта Амир Хосрова Дехлеви.

Солнце – большое, огнедышащее светило, несущее здоровье, силу, благополучие всему живому. Испокон веков люди сочиняли хвалебные строки, гимны, молитвы в честь этого божественного светила. Подобные хвалебные изречения чаще всего встречаются на светильниках (подсвечниках). К примеру, на одном из них есть такая надпись: «Воздадим хвалу восходящему солнцу, осветившему море и небо, всю природу, сердца влюбленных и всех, кто проснулся после сна».

Распространенная в народе резьба по дереву также восхищает своей загадочностью, оригинальностью форм и композиционным построением. Великолепно исполнены шербетные ложки с резным, словно хвост павлина, ручками, шкатулки, а также предметы обихода, в том числе широко используемые в быту фигурные многогранные, прорезные столики – миз, поверхность которых испещрена филигранной резьбой растительного характера.

Подобных экспонатов в фондах Государственного музея искусств немало. На многогранном столике, отличающемся оригинальной формой исполнения, резьбой и надписью, выложенным перламутром, стоит надпись следующего содержания: «Благополучие человека зависит от того, насколько он может держать язык за зубами».

Словом, умению средневековых азербайджанских мастеров-ремесленников, работавших в различной технике, и вправду нельзя не позавидовать.

 

 

Гюльнара АЛИЕВА

 

Каспий.  -2011.  -26 ноября. – С. 10.