Генерал из Зангезура

 

Доблесть и отвага соседствовали в нем с чисто человеческими качествами

 

Зангезур... Эта исконно азербайджанская земля, которая в начале 20-х годов прошлого столетия вопреки желанию коренных жителей-азербайджанцев была подарена Армении, дала нашей республике целый ряд известных людей – государственных и общественных деятелей, военачальников, литераторов, мастеров искусств…

Одним из них по праву считается генерал-майор Теймур Нагдали оглу Буниятов, выходец из села Гарятаг Кафанского района Зангезура.

Его имя в 60-х годах минувшего столетия уже давно было на слуху. Приветливый, улыбчивый, статный генерал пользовался доброй славой. Коллеги, друзья, да и просто знакомые говорили о нем, как об истинном профессионале, знатоке своего дела, а также как о человеке, которого отличали от многих других еще и высокие человеческие качества – отзывчивость и доброжелательность, готовность подать руку помощи, справедливость…

А еще говорили о нем, как о великом романтике – он, рассказывают, преклонялся перед красотой, любил чарующую природу родного края, знал поэзию, и не только азербайджанскую, читал наизусть много стихов, созданных русскими и персидскими поэтами, – и прошлого, и его современниками. И делал все это вдохновенно, получая колоссальное удовольствие. Как вспоминает один из его друзей и коллег Эльбрус Шахмар, однажды, отправившись с ним в командировку, он и другие спутники генерала всю дорогу от Баку до Лачина, конечной цели их поездки, буквально наслаждались, слушая в его весьма артистичной передаче творения великих поэтов. Кстати, генерал и сам пробовал себя в стихосложении. И одно из его поэтических произведений на русском языке, как пишет в посвященном Теймуру Буниятову очерке тот же Эльбрус Шахмар, он долго хранил в своем домашнем архиве.

К сожалению, мне не довелось лично знать генерала Буниятова, но я была наслышана о нем, не раз видела на различных республиканских собраниях, которые посещала в качестве журналиста, читала в старых газетах о его ратных подвигах.

С его младшей дочерью, красавицей Фирузой, общалась в школьные годы моя дочь. А со старшей, прекрасным врачом Фазилей ханым, я познакомилась позже. Всякий раз, встречая этих двух сестер с всегда излучающими свет улыбками на лицах, я думала: а ведь это, наверное, правда, что «яблоко от яблони недалеко падает».

Естественно, прежде чем быть удостоенным звания генерала, Теймур Буниятов прошел не простой путь. Совсем еще мальчишкой, в далеком 1919-м, когда ему исполнилось всего-то восемь лет, он познал много тягот: потерял умершего от холеры отца-кормильца, после чего семья оказалась в тяжелейшем положении – нужда, голод, а еще угроза стать жертвами резни, которую учинили в те годы претендовавшие на чужие территории армянские банд-

формирования, вынуждая местных азербайджанцев бежать с принадлежащих их предкам испокон века земель. В ту тяжелую пору маленького Теймура взял под свою опеку дядя, брат отца, Башир Буниятов, работавший председателем исполкома Нагорного Карабаха. Он определил мальчика в Шушинский детский дом, откуда спустя некоторое время перевел в Баку, сначала в детдом имени Мамедъярова, который находился в поселке Маштага, а затем – в интернат Педагогического техникума. В этом техникуме юный Теймур получил свое первое специальное образование, стал учителем.

…Шел 1930-й год. Молодого специалиста послали работать в Гянджу. Педагогический опыт у выпускника техникума уже был: обучаясь здесь, он занимался и преподаванием. Будучи заведующим учебной частью одной из гянджинских школ, вел физику и математику в местном Строительном техникуме.Однако жадному до знаний, неугомонному Теймуру хотелось большего, и в 1932-м году он поступил в Азербайджанский индустриальный институт, одновременно продолжая и учительскую деятельность: ведь надо было жить.

И вот Теймур Буниятов – обладатель диплома о высшем образовании. По распределению попал в трест «Азнефтеразведка», был назначен начальником отдела – в тот период люди как-то раньше взрослели, – но преподавать не прекращал. Два предвоенных года – 1939-1941 – совпали для нашего соотечественника с учебой в Москве, в Высшей партийной школе, куда его направили как активного активиста общественной жизни республики.

Ворвавшаяся в жизнь нашей большой тогда страны война внесла коррективы в планы Теймура Буниятова. Призванный в первые же дни войны на воинскую службу, он, закончив поначалу десятимесячные курсы при Военной академии в Москве, сразу оказался в зоне боевых действий, где стал главным инструктором политотдела. Чуть позже, уже в чине майора, наш земляк возглавил всю агитационную работу в политотделе 3-го Юго-Западного Украинского фронта и, что было очень важно, успешно вел ее с бойцами нерусской национальности.

Особое место в богатой событиями военной биографии Теймура Буниятова занимает битва за Сталинград. Здесь гвардии майор Буниятов продемонстрировал воинскую доблесть, отвагу и другие бойцовские качества. В домашнем архиве семьи Буниятовых сохранилась вырезка из газеты «Коммунист» от 3 октября 1943 года – в опубликованной в этом номере статье «Пламенный агитатор», посвященной героизму, проявленному Т.Буниятовым в дни сталинградской эпопеи, рассказывалось о трудных днях битвы, когда озверевшие фашисты одну за другой предпринимали попытки сломить яростное сопротивление стоявших насмерть советских войск, в рядах которой служил и мужественный сын Азербайджана. Именно в те дни майор Буниятов проявил героизм и бесстрашие.

Однажды, когда воспользовавшись временным затишьем гвардии майор вел в одном из подразделений беседу с бойцами, вдохновенно призывая их к борьбе за Родину, вражеские автоматчики вновь начали непрекращающийся целенаправленный обстрел. Ошалевшие пули угрожающе свистели над головами. Одна из них серьезно ранила командира подразделения. Майор Буниятов, не раздумывая, взял командование на себя и приказал перейти в наступление. Подразделение вышло из-под шквального огня, уничтожив немало фашистских солдат и офицеров. За проявленный героизм и находчивость Теймур Буниятов был награжден орденом Красной Звезды и медалью «Защитник Сталинграда».

Таких эпизодов в боевой жизни нашего отважного и мужественного соотечественника немало: фронтовые дороги его пролегли через Крым и Днепр, он участвовал в боях за освобождение Софии, Белграда и Дубровника, Констанцы и Вены, дошел до Праги. Домой Теймур Буниятов вернулся в 1946-м, отслужив еще год в Румынии. А вернувшись, снова пошел в нефтяную промышленность, став на сей раз заместителем управляющего трестом «Бузовнынефть».

Оценив по-достоинству организаторский талант, преданность делу, наконец, умение Буниятова работать с людьми, республиканское руководство поручало ему ряд ответственных должностей, в числе которых был, к примеру, пост заместителя министра пищевой промышленности. И хотя к этой отрасли Теймур Нагдали оглу прямого отношения не имел, вклад, внесенный им в организацию деятельности пищевых предприятий республики, в подготовку для этой сферы соответствующих кадров, был достаточно заметный.

Но спустя семь лет после победы над фашизмом Министерство обороны страны сочло нужным вернуть полковника Теймура Буниятова в свои ряды и назначить его начальником политотдела Четвертой армии 216-й дивизии. Приказ об этом был подписан тогдашним министром СССР маршалом Г.К.Жуковым.

А впереди Т.Буниятова ждали еще более высокие должности и звание генерал-майора.

С 1955-го до самого ухода на пенсию в 1973-м году (спустя год его не стало) судьба Т.Буниятова была связана с органами внутренних дел: он исполнял обязанности заместителя министра, был начальником Управления исправительно-трудовых учреждений. В течение семи лет, с 1960-го по 1967-й, командовал 56-м воинским соединением при Министерстве охраны общественного порядка республики – так тогда называли МВД. Именно в эти годы за высокие заслуги в военной службе ему и было присвоено армейское звание генерал-майора.

Помню, чуть более десяти лет назад в одной из выходивших в Азербайджане газет мне встретилась статья о генерале Буниятове ученого-филолога Рашида Тахмазоглу, а в ней стихи, написанные когда-то автором в честь получения героем его публикации генеральского звания. Стихи понравились мне прежде всего искренностью своей, а еще тем, что были проникнуты гордостью за земляка, так высоко поднявшегося, подобно вершине Чырагбалы родных ему Зангезурских гор, среди которых он увидел свет…

К генералу Буниятову с уважением относились все – и руководители организаций, где он служил (в МВД, в частности, он пережил нескольких министров), и подчиненные. Секрет, думается, прост: он знал свое дело, а еще – и это, наверное, не менее главное, – он и сам уважал тех, с кем работал, был скромен и прост во взаимоотношениях с людьми, никогда не позволял себе отмахнуться от чьей-то просьбы, стремился использовать все возможности, чтобы помочь человеку, нуждавшемуся в поддержке. И таким генерал был и в большом, и в малом.

К счастью, большинство из нас помнят добро, с благодарностью говорят о нем. В уже упомянутом очерке Эльбруса Шахмара есть такой эпизод: «В годы, когда Теймур муаллим возглавлял Управление исправительно-трудовых учреждений МВД, к нему с просьбой помочь в строительстве частного дома обратился начальник отдела внутренних дел одного из сельских районов республики – ему не хватило стройматериалов, в частности, дерева. Но где же его взять? Буниятову подсказали, что можно обменять валявшиеся во дворе расположенной неподалеку от этого района детской колонии предназначенные для топки зимой деревянные бруски, вполне пригодные для возведения дома, на обрезки лесной древесины, которую предлагают строители. Что ж, в качестве дров можно использовать и обрезки, решил Т.Буниятов и, оформив обмен по закону, помог коллеге. Мелочь, казалось бы, а какую благодарность испытала долгое время нуждавшаяся в жилье семья!»

Неравнодушный по природе своей человек, генерал Буниятов не мог не отреагировать на чужую беду. Впрочем, «Чужой беды не бывает, – считал он, – Все мы – люди, и обязаны поддерживать друг друга».

Словом, где бы ни служил, какой бы пост ни занимал генерал Буниятов, он был прежде всего Человеком. Никогда и никто, рассказывают, не выходил из его кабинета отчаявшимся, неудовлетворенным – даже если по той или иной причине просьба не могла быть удовлетворена, генерал всегда умел подбодрить, дать нужный совет, направить…

Все, кто по просьбе автора этих строк делился воспоминаниями о генерале Буниятове, обязательно говорили также о его склонности к юмору. Даже на самых, казалось бы, серьезных, деловых собраниях он остроумно, по-доброму комментировал выступления, будто помогая и выступавшему, и слушателям выделить то главное, о чем говорил оратор.

Стремительно бегут годы, уходят из жизни люди. И это – естественно, хотя и горько. А уходя, каждый оставляет о себе какую-то память. Как славно, когда память эта – добрая…

Именно такую добрую память и подарил всем, кто знал его, генерал-майор Теймур Буниятов.

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

 Каспий.- 2011.- 1 октября.- С.10.