Документы в неволе

«Сов. секретно»

Выводы комиссии ЦКК и ЦК РКП(б)
28 июля 1923 года

 

Нариманов сообщил Центральному Комитету заведомо неверные сведения по состоянию Азербайджанской организации. Взвел на членов ЦК РКП(б) трджоникидзе, Кирова и Микояна ряд клеветнических, позорящих, ничем неподтвержденных обвинений. Взвел ряд клеветнических обвинений на работающих в настоящее время товарищей, руководящих ЦК АКП(б) и БК АКП(б). Доклад тариманова пропитан духом совершенно не коммунистического национализма, армянофобства, юдофобства и проч. ЦКК РКП(б) считает необходимым вынести т.НАРИМАНОВУ СТРОГИЙ ВЫГОВОР за такое отношение к своим товарищам по партии и ЦК, тем более что т.Нариманов сам является кандидатом в члены ЦК. Признать поездки в ближайшее время Нариманова в Азербайджан вредными.

Члены комиссии:

Г.И.Петровский

Е.М.Ярославский

М.Ф.Шкирятов

(РГАСПИ, ф.588, оп.2, д.178, л.л.02-143).

Читателю следует знать, что в процессе подготовки выводов были предложения изгнать Наримана Нариманова из партии, но предложение не прошло, поскольку побоялись позора для всей партии. Ведь Нариманов был кандидатом в члены ЦК РКП(б).

 

В то время выводы ЦКК носили только рекомендательный характер и подлежали утверждению на Политбюро ЦК РКП(б). Неужели Политбюро ЦК РКП(б) не разберется и утвердит эту клеветническую галиматью? Ведь с таким набором ярлыков надо немедленно покидать пост первого лица в СССР, избавляться от партийного билета и прятаться от людей. Хорошо известно: Коба никогда никого не запугивал и не перевоспитывал. Свою жертву он отдавал на полную дискредитацию, и примеров тому история знает немало.

С трепетом ищу в РГАСПИ материалы Политбюро ЦК РКП(б), относящиеся к работе ЦКК по Нариманову. Относясь ко мне сочувственно, опытные работники РГАСПИ подсказывают, что номера и даты протоколов заседаний Политбюро и темы заседаний можно найти в компьютере РГАСПИ, самих же дел в этом архиве нет и никогда не было. Удивительно, рассекреченные через 80 лет материалы ЦКК в бумажном варианте, где Нариманов обливается густой грязью и награждается ярлыками «националист», «юдофоб» и пр., в РГАС3 ПИ в архиве имеются и даже с мельчайшими подробностями изложены на 200 страницах, с них можно даже снять ксерокопии, зато материалы Политбюро РКП(б) с отношением партии к итогам проверки Наримана Нариманова ЦКК и его реабилитации отсутствуют. Более чем странно, не правда ли?

Не теряя надежды добраться до истины, перелистываю в компьютере страницы материалов Политбюро и действительно нахожу несколько безликих строчек. Привожу их для читателя без сокращения полностью.

 

ПРОТОКОЛ

ПОЛИТБЮРО №43

от 10 ноября 1923 года

П.19. Заявление Нариманова (Нариманов). Решено: отложить вопрос до следующего очередного заседания Политбюро, разослав всем членам Политбюро заявление Ярославского. (КПСС, ф.17,оп.3, д.391, п.19)

Текстов заявлений Ярославского и Нариманова нет. Где их искать?

Не теряя надежды, продолжаю поиски. Нахожу строчки с краткими итогами заседаний Политбюро, но без стенограмм и каких-либо пояснительных записок. Без комментариев разобраться невозможно.

ПРОТОКОЛ ПОЛИТБЮРО №46 от 15 ноября 1923 года

 

Т.тариманов, Ярославский. Решено:

А) инцидент, вызванный заявлением Нариманова и контрзаявлением Ярославского, признать исчерпанным.

Б) констатировать, что Нариманов пользуется полным доверием ЦК, и предложить Нариманову взять его заявление об отставке обратно.

Материалы: за № 16224с, 16226с, 16228с, 16230с, 16232с, 16234с.

Секретарь ЦК И.Сталин. (КПСС, ф. 17, оп. 3, д. 394, п. 22)

О каком все же инциденте идет речь и с кем он произошел? Материалы о нем скрыты. Какие дискуссии и между кем происходили в Политбюро до выхода пункта Б? Формулировка о полном доверии ЦК Н.Н.Нариманову хотя и успокаивает, что ложь не нашла поддержки в Политбюро, но вновь сталкиваемся со сплошными информационными «дырами». Протоколов Политбюро по указанным выше заседаниям нет, и работники РГАСПИ разводят руками.

Вновь, нее теряя надежды, 15 октября 2014 года пишу письмо руководителю Росархива г3ну А.Н.Артизову с просьбой помочь найти недостающие материалы по Нариманову и закрыть наконец «дыру».

Дорогому читателю с радостью сообщаю, что на мой зов Росархив откликнулся. Милый и сочувственный голос ответственного сотрудника Росархива (не будем называть ее имя и фамилию, ибо ее вины в нашей проблеме нет) разъяснил мне, что искомый материал является засекреченным и находится на рассмотрении в так называемой Межведомственной комиссии (с таким длиннющим названием, что запомнить трудно). Комиссия, дескать, строго по очереди рассматривает материалы и, когда дойдет очередь до интересующих нас материалов (а их оказалось не две-три страницы, как мне показалось ранее, а несколько десятков страниц) и если рассекретит их, мы вам сообщим. Преодолевая шок, я с возмущением заявляю, дескать, побойтесь бога, господа! Нариманов, соратник В.И.Ленина, скончавшийся 19 марта 1925 года и похороненный у Кремлевской стены, при жизни уже был личностью с мировой известностью и ни о какой секретности этапов его жизни быть не может, тем более после его смерти прошло уже 90 лет. Ныне же история оценила значимость его личности, и Нариман Нариманов по заслугам именуется великим. Засекречивать его показательную жизнедеятельность - это явное преступление.

Жаль, что сегодня такое преступление не значится в перечне нарушения законодательных норм, хотя последствия такого преступления велики и весь мир сегодня их наблюдает. Речь идет о последствиях пересмотра фактов и итогов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Их искажение на наших глазах уже привело к возрождению в мире страшной болезни общества - нацизма, смертельная борьба с которым унесла только в нашей стране в период ВОВ более 20 млн. жизней. Поскольку таинственная

Межведомственная комиссия размещается где-то вдали от наших очей и, видимо, глубже, чем преисподняя с накаленными докрасна печами, то мы вместе с читателями нашей газеты вооружаем г-на А.Н.Артизова доводами, которые помогают немедленно изъять из очереди засекреченные материалы о Наримане Нариманове. Вот краткий перечень таких доводов.

Память о Н.Н. Нариманове живет в сердцах многих миллионов людей мирового сообщества, о нем написано и издано около 100 книг и крупных очерков.

В столице Азербайджана, Баку, и на родине Ленина, в Ульяновске, Нариману Нариманову воздвигнуты памятники, его именем названы город в Астраханской губернии, улицы и районы в ряде городов и поселков. Во всем мире действует почтовая связь, и на почтовых конвертах красуются марки с портретом Наримана Нариманова.

Завершая наше открытое письмо прокурору РФ, хочется верить, что руководитель Росархива г-н А.Н.Артизов и его соратники по Росархиву, не ожидая вмешательства прокурорского надзора, найдут в себе силы отказаться от летаргической дремоты и отдать обществу «тайны» о Наримане Нариманове, чтобы обеспечить торжество исторической справедливости.

Хочется верить, что таинственная Межведомственная комиссия, которую Росархив всемерно маскирует, услышав наш гневный голос возмущения, немедленно сорвет с них клеймо секретности. Следует немедленно выпустить из заточения на свободу эти, по глупости или по недоразумению, засекреченные материалы для всеобщего познания и пополнения фонда документов о жизни и деятельности великого гражданина Азербайджанской Республики и Российской Федерации Наримана Нариманова.

Рудольф Николаевич ИВАНОВ,

профессор, ветеран ВОВ, инвалид I группы, академик Международной академии информатизации, почетный гражданин Хунзаха (Дагестан), кавалер азербайджанского ордена «Достлуг» («Дружба»), почетный профессор Института истории АН АР, почетный доктор Нахчыванского государственного университета, лауреат Международного конкурса ООН «Элита информациологов мира», автор 38 монографий, 250 статей и очерков.

Рудольф  Николаевич  Иванов

Каспiй.- 2015.- 17 апреля.- С.- 11