Синяя вечность

 

Джамаля Рахманлы: Главное - вовремя остановиться…

 

ВЕРНИСАЖ

 

Она довольно активна в творчестве, идеи просто ключом бьют. Не так давно вернулась из Парижа, где принимала участие в очередной выставке. О своем искусстве и поездке во Францию молодая художница Джамаля Рахманлы с удовольствием рассказывает читателям газеты «Каспiй».

- Как и многие, в детстве я любила рисовать. В школе мои работы постоянно участвовали в выставках и вернисажах, но все было на любительском уровне, до тех пор, пока не пришло время выбирать профессию. Моя одноклассница занималась у художника, и я, сделав пару рисунков, попросила ее показать их своему педагогу. Увидев мои работы, он передал, чтобы я пришла. Так началась моя подготовка к университету, и спустя год я стала студенткой Азербайджанской государственной академии художеств.

- Как родные восприняли ваше решение?

- Дело в том, что стать художником я решила в 9-м классе, но поскольку в семье у нас все врачи, папа не воспринял мое желание всерьез. Так и надеялись они до 11-го класса, что я все же пойду по их стопам, но решения своего я не изменила. Мама меня поддерживала, а папа, когда окончательно понял серьезность моего намерения, спросил: «Как же ты будешь зарабатывать на жизнь?!». А я ответила: «Не переживай, я свой хлеб заработаю!».

- И как, сдержали свое слово?

- Да! Кстати, это очень сильно меня мотивировало.

- Никогда не сожалели о своем выборе?

- Были моменты, когда опускались руки, но я вспоминала свои слова и считала должным оправдать их. Никогда не жалела! Я свою профессию люблю, она - часть меня.

- А вы помните свой первый заработок в искусстве?

- Конечно. Я только окончила вуз, и меня попросили написать дипломную работу за определенную плату. Это были две небольшие картины.

- И с того времени появились и ценители вашего таланта, и клиенты?

- По окончании вуза меня пригласили в Турцию, в только что открывшуюся галерею. Я согласилась поработать там: писала картины на заказ и преподавала одновременно. Это был культурный центр «Sonsuz işiq sənət atelyesi».

- Как долго вы там проработали и почему вернулись, если не секрет?

- Первоначальный контракт был годичный. Последующий предполагался на три года, но я не вернулась - захотелось чего-то нового, свежих ощущений и перспектив. Возможно, город был для меня скучным…

- Давайте поговорим о вашем стиле.

 

- Я изображаю свои ощущения, переживания, то, что меня волнует, восхищает, все то, что вызывает эмоции. Очень люблю природу, она всплывает у меня практически во всех работах. Бывают, творю и на промышленные темы. Люблю большие макеты, где все в движении… В качестве техники выбираю акрил или масло.

Меня очень вдохновляет музыка, на все любимые произведения я уже давно написала картины. Что касается стиля, то он у меня смешанный: экспрессионизм, футуризм и кубизм.

- Вам ближе классика или современность?

- Меня всегда привлекала современная живопись, где зритель свободен, как и художник. При всем уважении к классике это мне ближе.

- Ваш стиль сформировался в Турции или уже по возвращении?

- Скорее, по возвращении. Хотя я все еще в поиске…

- Говорят, спрос рождает предложение. Что сегодня востребовано в живописи?

- Не знаю, как другие, но я пишу по собственным ощущениям. Мой вкус и чувства диктуют мне, как воплотить тот или иной замысел.

- А как рождаются идеи для будущих картин?

- По-разному. Услышу музыку, и в голове уже что-то рисуется, иногда вдохновляюсь творениями других художников. Но чаще всего это - новые впечатления, особенно от путешествий. Недавно, например, была в Испании, впечатлений - масса. Новые идеи не дают мне покоя, и я уже приступила к новой серии работ.

- А каков процесс создания картины?

- По-разному бывает: иногда делаю эскизы, а потом переношу их, но порой начинаю с холста. Бывает, возникает мысль, и сразу делаю зарисовки, чтобы не забыть. Не люблю, когда идея приходит ночью...

- Как долго работаете над картиной?

- Обычно время для меня не имеет значения, главное - добиться того, что задумала. Длительность зависит, конечно, и от темы, и от размера холста.

- Где вы работаете, у вас своя студия?

- Да, у меня студия, куда приходят ученики, и пока они рисуют, я делаю наброски, а потом приступаю к непосредственному воплощению.

- Что вам больше по душе - преподавать или все же творить?

- Я люблю заниматься с учениками и делаю это с радостью. Порой появляюсь в студии не в духе, без настроения, а они приходят - и все забывается. Правда, в последнее время все больше тянет к творчеству.

- Выставки с вашим участием проходят довольно часто...

- Да, конечно, не без того. Жизнь не стоит на месте, нужно все время развиваться. Если нет текущих проектов, я их придумываю. Наверное, мне скучно без этого. Хотя на данный момент хочется просто запереться в студии и творить.

- Видимо, после недавней поездки. Кстати, что это за выставка, где проходила?

- В Париже, в галерее «Русский мир», где помимо меня выставлялся мой коллега Вугар Гулиев. Она называлась «Трансформасьон», то есть трансформация. Организовывать выставки молодым художникам в Париже не так легко, поэтому отдельная благодарность Эсмер Нариманбековой за поддержку. Она - очень теплый, позитивный и отзывчивый человек. Все прошло очень хорошо, присутствовали представители посольств, французские художники, с которыми интересно было познакомиться и пообщаться. Меня порадовал тот факт, что моими работами заинтересовалась французская публика, это, конечно, мотивирует.

 

- Сколько работ вы выставили и какова была реакция французских критиков и зрителей?

- У каждого из нас было по 11 работ, то есть в общей сложности выставка состояла из 22 картин. Художники и критики очень чутко прочувствовали каждого из нас, смогли оценить по достоинству наше эмоциональное состояние. Я была удивлена, но особенно привлекла их внимание картина с изображением праздничной хончи. Работа исполнена в абстрактном стиле, с ярким национальным колоритом.

- Значит, ваш стиль сейчас востребован не только в Баку, но и в Европе…

- Да, вы правы, европейцы любят абстрактные работы. Думаю, это от потребности к индивидуальному подходу и свободы мысли и слова. Самое главное тут - искренность, которая исходит от картин.

- Не устаете от запаха краски, кистей, полотен?

- Обычно я не довожу ситуацию до такого. Даже любимым делом нужно заниматься в меру. Хотя когда работаю, забываю обо всем. Главное - вовремя остановиться. Открою секрет: я чередую стили - когда много работаю цветом, перехожу на графику, и наоборот.

- У каждого художника есть любимые работы, а у вас?

- Нелюбимых у меня нет, но есть те, с которыми с легкостью расстаюсь. Есть и фавориты. Одна из них называется «Синяя вечность», ее недавно купили. С этой работой связано много чувств, и она, конечно же, о море, о котором пел Муслим Магомаев в своей одноименной песне - именно эта композиция и вдохновила меня на создание картины. Другая любимая работа - «В облаках». Картина выполнена в голубовато-желтых тонах, она отображает образ женщины, стремящейся пробиться сквозь облака, чтобы взлететь выше.

- Не себя ли изображали?

- Видимо, подсознательно так оно и есть.

- Что для вас предел мечтаний: к чему стремитесь, каких высот хотели бы достичь?

- Человек всегда чего-то хочет - добившись одного, стремится к другому. Я всегда мечтала, чтобы мои работы висели в известных музеях мира рядом с полотнами Пикассо, одного из любимых моих художников. И я, конечно, понимаю, что для этого нужно много работать и развиваться.

- В каких галереях сегодня имеются ваши картины?

- В основном в частных коллекциях. Одна из работ висит в Париже, в той же галерее, где проходила выставка, другая - в Yeni Gallery в Баку, еще несколько картин находятся в Турции.

 

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.-2015. - 29 декабря.- С. 13.