Очевидное - невероятное

Лейла Алтунай - художница, окруженная парадоксами

 

Мастерская художника - это всегда практически отдельная планета. Здесь царит своя особая атмосфера, свои законы и порядки. И «планета» эта способна рассказать о хозяине и обитателе даже больше, чем его квартира, потому что именно здесь он максимально проваляется себя. Разумеется, этот фактор делает каждую художественную мастерскую уникальной в своем роде. Но мастерская художницы Лейлы Алтунай выделяется даже на столь пестром фоне своих «собратьев». Она вдвойне своеобразна, причем, по довольно парадоксальной причине…

Дело в том, что она меньше всего похожа на мастерскую. Тут царит домашний уют и порядок, все чисто и лежит на своих местах, а гостей на пороге встречает маленькая девочка с забавными хвостиками - дочка Лейлы. Этот ребенок чуть ли не с самого рождения проводит здесь дни напролет, уже давно привыкла к запахам красок и растворителя, да и сама тоже рисует. У нее даже есть свой детский мольберт, также замечательно вписывающийся в общий облик мастерской и добавляющий ей специфичности.

Соседнюю мастерскую, расположенную чуть дальше по коридору, занимает супруг Лейлы - Фархад Алтунай. Так что, можно сказать, вся семья живет именно тут… Кстати, раньше супруги работали в общей комнате. Но потом стало ясно, что, возможно, с милым рай и в шалаше, но вот в одной мастерской даже с милым ужиться довольно трудно... Иными словами, Лейла и Фархад стали ужасно мешать друг другу в творческом плане, у них начались споры и ссоры. Так что решено было, от греха подальше, разбрестись по разным мастерским, сохранив тем самым мир в семье, собственные нервы и вдохновение.

- Судя по всему, для вас мастерская это даже не второй, а первый дом…

- Да, можно сказать так. Признаться, я уже и не представляю себе «обычного» дома с диваном и телевизором. Я не смогла бы жить вне всего этого, этой ауры, вне этих стен, исписанных знаменитыми азербайджанскими художниками, некогда здесь работавшими и бывавшими.

- Вот вы упомянули знаменитых художников, но сами отнюдь не создаете впечатление амбициозного человека. Вам действительно чужды амбиции?

 

- Живописью я занимаюсь больше «для души». То есть, не стремлюсь, во что бы то ни стало, продавать свои картины, да и вообще не особо думает об успехе и популярности. Я просто получаю удовольствие от того, что делаю. И, кажется, довольно строго сужу саму себя. Во всяком случае, друзья считают, что я часто бываю к себе слишком строга.

- Кажется, поначалу вы «специализировались» преимущественно на коллажах?

- Да, на протяжении долгого времени я занималась в основном коллажами. Но потом они мне порядком поднадоели. Хотя бы потому, что подбор сочетающихся между собой элементов для коллажа - очень муторный процесс. К тому же, мне захотелось «серьезной работы», то есть - живописи.

Свои картины Лейла Алтунай создает в этаком экспрессивно-абстрактном стиле. Впрочем, характеристика эта весьма условна… Ведь настоящее искусство - это всегда эксперимент и изобретение чего-то нового. А значит, для его обозначения с трудом можно подобрать новый термин. Проще придумать что-то новое и понадеяться, что это сможет хоть отчасти передать суть стиля и манеры автора…

Но, рассматривая произведения Лейлы, мы вновь сталкиваемся с парадоксом. Судя по всему, художница прямо-таки окружена ими.

- Лейла, вы молодая, общительная, веселая и жизнерадостная женщина. А вот картины ваши выглядят довольно мрачно. Только изредко в них проскальзывают бледно-розовый или желтый оттенки, основная же гамма - темная и какая-то давящая. Как и общее настроение картин: от них веет тоской, тревогой, страхом или, в лучшем случае, - пугающей тайной и чем-то потусторонним. Объясните, пожалуйста, как это получается? Или, может, такое восприятие и вовсе неверно?

- Нет, все правильно: картины мои чаще всего действительно мрачные и пугающие. Честно говоря, я и сама удивляюсь этому, и не могу объяснить, как из-под моей кисти выходят именно такие полотна... Наверно, это все же отражение моего внутреннего мира. Чего-то, запрятанного так глубоко, что я и сама не отдаю себе в этом отчет. Ну и еще, возможно, сказывается то, что я работаю в основном по ночам. Кстати, это считается неправильным - художник должен работать при хорошем дневном освещении. Но мне лучше всего пишется ночью, когда все вокруг засыпает, наступает тишина и покой, и я остаюсь наедине с собой.

Как утверждает художница, она весьма часто удивляется собственному творчеству. Иногда ей даже кажется, что картины вообще рисуются практически без ее участия. Так, например, она может с изумлением заметить, что, оказывается, постоянно использует несочетающиеся цвета, и, вопреки всем правилам, результат получается довольно гармоничным. Что же касается сюжета и концепции картины, то они и вовсе остаются для нее загадкой вплоть до того, как полотно будет окончательно готово.

Согласитесь, звучит все это так, будто Лейле в работе помогают чуть ли не мистические силы… Да и на картинах ее часто встречаются магические знаки и древняя символика. То выплывает откуда-то лодка шамана, то вырисовывается странный узор на заднем плане. Это придает ее картинам некий сакральный, магический «привкус», но этому, как раз, есть вполне логическое объяснение.

- Когда-то я всерьез интересовалась орхоно-енисейской культурой, и это оказало определенное влияние на мою живопись, - рассказывает Лейла, - даже ставя свою подпись на картинах, я имитирую орхоно-енисейскую письменность. В результате ее никто не может прочесть, кроме меня самой…

- Вы часто рисуете с натуры?

- Почти никогда. Чаще всего я нахожу образы в собственном воображении и подсознании. Но вот, кстати, вспомнила, как рисовала «с натуры» автопортрет без лица, сама себе «позируя» в зеркальной дверце шкафа. Довольно неудобно было. Что ж, в окружающей реальности, действительно, вряд ли так легко найдется то, что существует на ее картинах - ведущие вглубь черного ночного неба лестницы, летящие звезды, странные дома, призрачные силуэты… Похоже, эта женщина и в правду еще мало знакома с миром, существующим внутри нее. Впрочем, возможно, так даже интереснее.

 

 

Нигяр РАГИМОВА

Каспiй.- 2015.- 4 января.- С.- 12