Мугам на двоих

С благодарностью к учителям

На днях в Азербайджанской национальной консерватории (АНК) торжественно отметили 77-летие известного ханенде, корифея мугамного искусства, кавалера орденов «Шохрат» и «Истиглал», народного артиста Азербайджана профессора Арифа Бабаева. Среди тех, кто пришел поздравить выдающегося артиста, были и братья Малик (тарист) и Эльшан (кяманчист) Мансуровы.

Воспользовавшись случаем, мы поговорили с братьями Мансуровыми о преемственности поколений мугамного искусства в Азербайджане, влиянии преподавателей на судьбы учеников и многом другом.

- Малик муаллим, в своем поздравительном слове вы упомянули об отце, большом любителе мугама. Он был связан с этим искусством?

- Нет, наш отец по профессии был инженером-мелиоратором, но любил мугам и часто слушал известных ханенде. В то время по республиканскому телевидению шли часовые программы, в которых рассказывалось об искусстве мугама. Среди приглашаемых на эти передачи артистов часто бывал и молодой тогда ханенде Ариф Бабаев. Отец с большим удовольствием слушал его и всегда восклицал: «Нет, ну как поет! Слушайте его чаще, дети»…

Однажды отец повел меня в филармонию. Я был еще совсем маленьким, и в памяти остались лишь ощущение праздника, яркие эмоции и лицо, склонившееся ко мне, а потом - рука, погладившая меня по голове. Сегодня я знаю, что это был великий тарист Гурбан Примов, но тогда… Было это в год смерти Мастера, за несколько месяцев до его ухода в мир иной.

- Вы родственники или просто однофамильцы известного тариста Бахрама Мансурова?

- Однофамильцы. Они родом из Баку, наш же род из Газаха. Отец приехал учиться и осел в Сумгайыте.

- Как вы решили стать таристом?

- В музыкальную школу нас привел отец. Меня он отдал учиться играть на таре, а Эльшана - на кяманче.

- Вы помните своих первых преподавателей?

- Конечно. Моим первым учителем был Самед Гасанов, очень хороший педагог. Я проучился у него первые пять лет. Затем - Агиль муаллим, фамилию которого, к сожалению, запамятовал. Отца по работе перевели в Нахчыван, где я окончил первые два курса музыкального училища.

- Эльшан муаллим, как вам понравился сегодняшний концерт? Вы сегодня были на сцене, аккомпанировали Назакет Теймуровой, народной артистке Азербайджана, яркой ученице Арифа Бабаева…

- Сегодня наша консерватория впервые чествует своего устада в родных стенах. Да, это не юбилейная дата, но, как верно заметил наш ректор Сиявуш Керими в своем вступительном слове, каждый год жизни таких мастеров мугама, как Ариф Бабаев, - это само по себе торжество. Сколько душевных сил, времени и заботы отдал он воспитанию достойных мастеров нашего мугамного искусства. Многие из них присутствовали в зале, а некоторые имели честь поздравить устада со сцены. Среди них - Назакет Теймурова, Айгюн Байрамова, Забит Набизаде, Гюлистан Алиева, народные артисты республики и все - его ученики.

- Мы здесь вспоминали первых учителей Малик муаллима, а вы помните своих учителей?

- Всех. Мы ведь с Маликом иногда их навещаем. Наши педагоги уже в преклонном возрасте, некоторые болеют. И мы с братом желаем своим педагогом держаться, крепиться и быть уверенными, что их ученики никогда не забудут, что они нам отдали часть самих себя. Моим первым педагогом был учитель по классу кяманчи в Сумгайытском ДК имени Нариманова - Гулу Гулиев. Недавно я навестил его, и мы долго беседовали, вспоминали, смотрели старые фотографии. Я вообще считаю, что нельзя забывать тех, кто обучал тебя ремеслу. У нас с братом был и общий педагог по мугаму - Рамиз Нуриев, который многому нас научил.

- Малик муаллим, два года вы жили в Нахчыване, там же учились играть на таре… Но вы снова вернулись в Сумгайыт, а как же учеба?

- Это был знаменательный для нас обоих 1981 год. Мои педагоги Рамиз Нуриев и проректор музучилища Малик Гулиев подготовили меня, и я впервые выступил на республиканском конкурсе, который проходил в Гяндже. Я стал лауреатом, получил почетный диплом. После этой победы я впервые почувствовал уверенность в том, что точно хочу посвятить этому искусству свою жизнь. В том же году подал документы в Бакинскую музыкальную консерваторию, где проучился до 1986 года.

Своим педагогом в консерватории считаю Огтая Абасгулиева, проректора по учебной части Музыкальной академии. Говорят, сегодня он болен, и я хочу пожелать ему скорейшего выздоровления. Огтай муаллим стал для меня наставником, учителем в самом широком понимании этого слова. Я многим ему обязан. Он научил меня служить музыке, понимать и чувствовать ее, быть преданным своему делу. Я мог по 12, а то и 20 часов играть на своем инструменте и не уставать. Я полюбил тар всей душой.

- Эльшан муаллим, а чем были заняты вы - принимали участие в республиканских конкурсах молодых исполнителей?

- Первый мой опыт участия в республиканском конкурсе в Гяндже оказался неудачным - я не преодолел первый же тур и на всю жизнь запомнил те слезы боли и обиды, которые пролил тогда. Меня не приняли всерьез, решили, что все еще впереди. А я знал, что умею играть. Много работал над собой, мог часами слушать Давида Ойстраха, любил Габиля Алиева, но больше всех мне нравилось, как играл на кяманче мой педагог Агаджабраил Абасалиев, народный артист республики. Он мне преподавал в консерватории, куда я поступил следом за братом в 1985 году. Но на последнем курсе музучилища я успел завоевать первое место во втором республиканском конкурсе, который проходил уже в Сумгайыте.

- А ведь был и такой конкурс, на котором вы с братом завоевали первые места. Расскажите о нем.

- Давайте я расскажу, потому что для Малика все было очень просто: пришел, сыграл, победил. А у меня - опять недопуск к участию из-за того, что я студент только I курса, в то время как среди конкурсантов были наши педагоги, учителя музыкальных школ и училищ. Мне сказали, мол, еще успеешь выиграть. Конкурс был межреспубликанский, в нем принимало участие семь республик бывшего Союза. Атмосфера была представительной.

 

В составе жюри - известные ханенде, Шовкет Алекперова, Ариф Бабаев, почетные артисты из Таджикистана, Узбекистана, России, Казахстана. В консерватории гостили делегации из союзных республик. Шла усиленная подготовка к конкурсу, а я, опечаленный, брел по коридору, когда мне навстречу вышел учитель Малика - Огтай муаллим. Поинтересовавшись, готов ли я, он вдруг узнал, что я вообще не участвую в конкурсе. Именно заступничество Октая Абасгулиева позволило нам занять два первых места. Я - по смычковым инструментам, а Малик - по щипковым. Спасло меня то, что отсутствовал возрастной ценз.

- Вы оба преподаете в АНК, являетесь заслуженными артистами республики, руководите студенческими коллективами молодых исполнителей. Примут ли ваши ученики участие в предстоящем в марте Международном конкурсе исполнителей на народных музыкальных инструментах?

- Сейчас проходят отборочные туры. Репетиции в полном разгаре. От моего класса в отборочном туре участвует Айгюн Хасанова (канон), Нурлан Джабизаде (тар) и Бахыш Иньятов (балабан). Эльшан, а кто из твоих студентов выступит?

- Я выставил двоих исполнителей, оба играют на кяманче. Это Марьям Гусейнова (II курс магистратуры) и Новрузов Эльвин (IV курс бакалавриата). Оба очень перспективные исполнители. Но посмотрим, как они выступят.

- Вы долгое время работали с Алимом Гасымовым. Что можете рассказать об этом сотрудничестве?

- Эльшан, расскажи ты. Ты же первым стал с ним выступать, я тогда служил в армии в Казахстане.

- Хорошо. Малик действительно был в армии, когда Алим муаллим предложил мне работать с ним. Мы давали концерты, играли на свадьбах, гастролировали. Когда вернулся Малик, Алим Гасымов и его пригласил. Сложилось трио, которое просуществовало с 1986-го по 1997 год - 11 с лишним лет. Сегодня по записям нашего трио студенты консерватории учатся мугамному искусству. Мы много гастролировали по всему миру, были в Северной Америке, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Австралии Турции, Иране, Марокко… Мы работали очень плодотворно. Алим Гасымов - большой мастер, сотрудничество с ним стало для нас хорошей школой. Но на каком-то этапе участникам становится тесно в рамках одного проекта, артисты хотят чего-то свежего, нового, более перспективного, что ли… Так часто происходит в творческой среде.

- Вы пытаетесь что-то писать сами, сочинять музыку?

- У Малика уже есть кое-какие заготовки. Он сочинил несколько мелодий, но их еще надо доработать.

- Да, к лету я их завершу - пусть только наступят каникулы, а то пока очень много работы.

 

Нелли АТЕШГЯХ

Каспiй.- 2015.- 7 марта.- С.- 18