Голос Лачина

Этирам Гусейнов: Мы еще услышим новые великие имена…

С молодым известным ханенде Этирамом Гусейновым мы встретились на прослушивании участников первого тура IV Республиканского конкурса мугама. Завязалась беседа, из которой впоследствии и родилось это интервью. Сам он не участвует в конкурсе, но специально пришел, чтобы послушать конкурсантов, со многими из которых знаком лично.

- Этирам, вы здесь всех знаете, даже новичков?

- Почти. Я окончил Национальную консерваторию, но связей с аlma mater не прерываю. Сейчас я - солист Азербайджанской государственной филармонии и только что завершил репетицию предстоящего концерта; вечером состоится еще и генеральная репетиция, а завтра уже концерт. В паузе между репетициями я и зашел послушать тех, с кем долгие годы учился или участвовал в республиканских и международных конкурсах мугама и других проектах, а то и просто знаком. Это наше поколение молодых исполнителей мугама. Конечно, я знаю не всех, некоторых вижу впервые, поэтому еще интереснее, чем порадуют участники престижного конкурса. Появятся ли новые имена…

Свои конкурсы я уже прошел, нужно давать шансы и другим перспективным голосам. Мугам сегодня молодеет, появляется все больше юных талантливых исполнителей. Это радует. Древнее мугамное искусство наших предков востребовано среди молодежи, они с удовольствием идут учиться в музыкальный колледж при Консерватории и если позволяет возраст и талант, после экзаменов становятся студентами Азербайджанской национальной консерватории. Мы учились совсем в других условиях, в старом здании, где даже аудиторий для занятий порой не хватало. Нынешней молодежи благодаря заботе Фонда Гейдара Алиева и первой леди нашей страны Мехрибан Алиевой повезло гораздо больше. Новому поколению будет значительно легче учиться. Уверен, что мы еще услышим великие голоса…

- А кто был вашим педагогом по мугаму?

- Я попал в класс к народному артисту, профессору Арифу Бабаеву. С детства мечтал учиться у этого выдающегося ханенде. Скажу больше, у Ариф муаллима стоит поучиться не только мугаму, но и лучшим человеческим качествам. Общение с ним само по себе - большая школа. Недавно был его день рождения, и мы, его ученики, устроили торжественный вечер и тепло поздравили его в этом же зале. Сегодня он - один из членов жюри, состоящего сплошь из народных артистов и очень уважаемых мастеров мугама, таких как Алибаба Мамедов, Агахан Абдуллаев, Мансум Ибрагимов, Сакина Исмаилова… Из более 40 участников конкурса им предстоит отобрать лучших. Победители представят наш мугам на IV международном конкурсе «Мир мугама», открытие которого состоится в ближайшие дни в Баку.

- Вы - победитель II международного конкурса «Мир мугама» в Баку…

- Да, это было в марте 2011 года. А до этого, в 2007-м, я участвовал в телевизионном конкурсе молодых мугаматистов. Конкурс был организован Государственным телевидением с целью популяризации мугама среди молодежи и развития нового поколения исполнителей. Мы, участники того конкурса, считаем своим долгом подчеркнуть, что именно благодаря усилиям Фонда Гейдара Алиева и лично Мехрибан ханым Алиевой мугам приобрел такую популярность среди молодежи, а творчество исполнителей - соответствующую оценку. Конечно, выступать перед такими выдающимися представителями азербайджанского мугама, как Ариф Бабаев, Сакина Исмаилова, Мансум Ибрагимов, Алибаба Мамедов, было очень трудно. На нас лежала большая ответственность. Нелегко было занять второе место, но я собрался с силами и добился успеха. Хочу напомнить, что на том конкурсе победа зависела непосредственно от самих участников. В отличие от других подобных проектов, тут победителя определяют не по sms-голосованию. Поэтому с профессиональной точки зрения организаторы конкурса заслуживают особой благодарности.

- Не могу не спросить: а как начиналась ваша творческая судьба?

- Родом я из Лачина, вернее сказать, родился в селе Гаджисамлы Лачинского района. Наше село в народе называли «Завод» - в советские времена здесь функционировал завод по переработке редких видов дуба. Однажды я прочел, что армяне беспощадно эксплуатируют леса на оккупированных территориях, и очень расстроился. Я помню каждый уголок Лачинского района, иногда мне кажется, что я только вчера уехал оттуда. Некоторые уголки Азербайджана своим ландшафтом напоминают мне Лачин. «Как же это похоже на наши края!», - говорю я друзьям, не скрывая эмоций. Меня постоянно тянет в родные места. Так и хочется снова, как в детстве, пробежаться по знакомым улицам и окрестностям, встретиться с друзьями, родными, соседями… Увы, это пока невозможно.

- В вашей жизни были тяжелые времена, они были трудными для всех. А как же ваш талант, вы же попали в совершенно иную среду?

 

- С детства я очень любил слушать народную музыку. Считал своими идеалами Хана Шушинского, Ягуба Мамедова и других маститых представителей нашего мугама. Мечтал стать ханенде. По материнской линии у меня много родственников с хорошим голосом. Потому, наверное, моя тяга к мугаму носит еще и наследственный характер. А что касается моего прихода в искусство, то это совпало со временем вынужденного переселения нашей семьи в Баку после оккупации Лачина.

Это был 1992 год. Мои родители случайно узнали, что на Государственном телевидении проходит музыкальный конкурс «Sübh Şəfəqləri» («Утренняя заря»). Когда я подал документы для участия, оказалось, что одного таланта мало - необходимо быть учеником какой-либо музыкальной школы. В то время у меня не было музыкального образования, я учился в обычной школе. И хотя, по признанию односельчан, мой голос заметили рано, меня долго приходилось уговаривать спеть что-нибудь. В Баку мне несказанно повезло, что членом жюри моего первого в жизни конкурса оказался композитор Афсар Джаванширов. Он принял меня солистом в свой детский хор «Bənövşə». Самое интересное, что до меня в его репертуаре мугама не было. Заметив, что я больше тяготею к народной музыке, нежели к детским песням, Афсар Джаванширов разрешил мне вкраплять в песню пару куплетов мугама. Так началась моя сценическая жизнь. Параллельно я учился в Агдамской музыкальной школе, которая «переселилась» в Баку после оккупации Арменией Агдамского района. В 1997 году я продолжил учебу в музыкальном колледже имени Асафа Зейналлы в классе народного артиста Джанали Акперова, где и начал постепенно постигать тайны мугама.

- Потом вы окончили музыкальное училище и стали солистом Театра мугама под руководством Арифа Газиева

 

- Это тоже хороший период моего творческого пути. Меня пригласили в школу-студию «Fərhad», функционирующую при Театре мугама. Здесь молодые ханенде могли глубже изучить мугам и становились настоящими ханенде. Многие молодые исполнители после училища подрабатывают на свадьбах, в ресторанах, кафе, развлекательных центрах. Это, конечно, улучшает финансовое положение, но, как правило, мешает профессиональному росту. Мне повезло больше - я стал солистом театра. Здесь я получил свои первые навыки сценического мастерства. Умение общаться со зрителем так же необходимо мугаматисту, как и умение петь.

- Вы участвовали во многих международных проектах, расскажите о наиболее запомнившихся.

- Помню, принимал участие в международном фестивале «Ниагара». Фестиваль проводился третий год подряд. До меня в этом фестивале от Азербайджана участвовали Бейимханым Мирзоева, Гюллю Мурадова, Гочаг Аскеров и другие ханенде. Традиционно 26 августа в рамках фестиваля проходит День азербайджанского мугама. Помимо меня выступали Рамиз Гулиев и Сахиб Пашазаде, а также Джефри Вербах - американец, играющий на таре и кяманче. Как известно, Джефри прилагает немало сил для пропаганды азербайджанских музыкальных инструментов и нашей музыки не только в США, но и Европе. Джефри с присущим ему мастерством играет на многих наших национальных музыкальных инструментах. Это стало для меня приятной неожиданностью и запомнилось надолго.

- А какой еще интересный проект вы бы сейчас вспомнили?

- Наверное, проект проживающего в Турции известного исполнителя на балабане Алихана Самедова. Он также реализовывался при поддержке Фонда Гейдара Алиева. Главная цель проекта заключалась в том, чтобы представить азербайджанский мугам европейскому слушателю в более понятной для него форме в сопровождении балабана, тара и кяманчи. Проект учитывал вкус современной европейской молодежи. Одна из композиций представляла собой синтез мугамов «Азербайджан джангиси», «Карабах шикястяси» и «Ширван шикястяси» в исполнении Алима Гасымова, Эльнары Абдуллаевой, Гюллю Мурадовой, Сабухи Ибаева, Асифа Керимова, а также моем. Композиция записана на диск, оформленный на азербайджанском, русском, английском, немецком и других языках для реализации в других странах.

- Почему же вы не упоминаете о проектах минувшего года?

- Вы имеете в виду мой соло-концерт «Axşamüstü Qarabağdan» («Под вечер из Гарабаха»)?

- Именно!

- Мой первый сольный концерт прошел 7 декабря прошлого года в Международном центре мугама. Собрался весь цвет почитателей мугамного искусства. Пришли мои учителя - Ариф Бабаев и Джанали Акперов, присутствовали почти все народные артисты республики. Зрительный зал был заполнен до отказа. Мне аккомпанировали братья Мансуровы - Малик и Эльшан, оба заслуженные артисты. Незадолго до того я побывал с ними в Тебризе, где мы в качестве гостей выступили на конкурсе молодых талантов «Восточные сказки Тебриза». А летом вместе ездили на гастроли в Неаполь. Из этих творческих поездок и родилась программа сольного концерта. Он имел большой резонанс и был очень тепло принят в профессиональной среде. Это ставит передо мной новую планку в творческом развитии.

- Желаем вам дальнейших успехов и новых замечательных проектов.

 

Нелли АТЕШГЯХ

Каспй.- 2015.- 14 марта.- С.- 18