Рисунки на папирусе

Кабира Алиева: Искусством хочется делиться

 

 

Азербайджанские художники, как семена граната, рассыпаны практически по всему миру. Но где бы они ни жили, какой бы пейзаж ни видели за окном, и на каком бы языке ни здоровались с соседями, корнями своей души и своего творчества они остаются накрепко связанными с родным Азербайджаном…

Каждый из них - представитель азербайджанского искусства за рубежом, и каждым из них у страны есть повод гордиться. Например, художницей Кабирой Алиевой, с которой мы и хотим вас сегодня познакомить.

Еще в подростковом возрасте бакинка Кабира Алиева переехала вместе с родителями в Турцию, а затем оказалась в Лондоне, где и живет до сих пор. И хотя рисовать она начала с самого раннего детства, едва научившись держать карандаш в руках, профессию себе выбрала совсем иную, с искусством вообще никак не связанную - молекулярную биологию…

- Как так получилось, что вы выбрали науку, а не искусство, хотя были увлечены им чуть ли не с младенчества?

- Когда наша семья перебралась в Турцию, в тамошней школе я очень сильно увлеклась биологией и решила, что именно это - мое призвание. В итоге поступила в Лондоне на соответствующий факультет, выучилась, почти 10 лет пробовала работать то там, то тут…

- …и в итоге все равно вернулись к искусству?

 

- Да. После долгих поисков себя я все же нашла его, опять же, в изобразительном искусстве. Но это вовсе не означает, что я полностью отказалась от науки, нет. Отчасти она все еще присутствует в моей жизни.

- Кажется, вы не согласны с расхожим мнением, что наука и искусство, «физика» и «лирика» - это разные полюса, абсолютно противоположные и несовместимые сферы?

- Это всего лишь обманчивый стереотип. На самом же деле, как мне кажется, наука и искусство, наоборот, очень похожи: обе эти сферы требуют умения задавать вопросы и изобретать что-то новое. И, поверьте, творческое мышление к биологии столь же важно, как и в рисовании.

- Насколько я понимаю, академического художественного образования у вас нет?

- Да, я художник-самоучка. Несколько лет назад мы с подругой сняли себе мастерскую на пару, и там я стала самостоятельно осваивать изобразительное искусство. И по сей день продолжаю учиться чему-то новому, совершенствоваться, экспериментировать… И, кстати, помимо всего прочего мне со временем пришлось освоить еще и менеджмент - ведь и выставки свои приходится организовывать самостоятельно. Поначалу, с непривычки, это давалось мне очень тяжело, но со временем стало получаться все легче и лучше…

- Ваши работы неоднократно выставлялись в Лондоне, Берлине, в других городах Европы. Можете рассказать об этих выставках и, вообще, о том, как воспринимает ваши работы европейская публика?

- В Европе в целом, и в Лондоне в частности существует весьма жесткая конкуренция в плане искусства, и удивить местную публику очень сложно. Город кишмя кишит талантами, среди которых очень непросто выделиться. Но, тем не менее, мои выставки неизменно получали положительные отзывы.

- Как думаете, чем вам удалось «подкупить» столь искушенную публику?

- Возможно, дело в том, что в моих работах, как правило, присутствует нечто этническое, восточное, колоритное. Это проявляется в формах, сочетаниях цветов… А западного зрителя всегда привлекал восточный колорит.

- Но ведь используете вы все это не для того, чтобы привлечь публику?

- Конечно же, нет. Все это - отражение моей ностальгии по Баку. Ведь я очень люблю свой родной город, несмотря на то, что давно из него уехала. К тому же, нынче Баку так стремительно меняется… С каждым новым приездом я замечаю эти разительные перемены, и мене хочется хотя бы в памяти и в своих картинах сохранить частичку того исчезающего города, в котором я родилась и провела свое детство.

- В 2011 году состоялась ваша первая выставка в Баку…

- Скажем так: не совсем первая. У меня уже были для персональные выставки в Баку, но в далеком прошлом, в детстве. А как взрослый художник я выставлялась здесь впервые и, конечно, очень волновалась…

- Хочется спросить, в каком жанре вы работаете, но, как правило, художники не слишком любят этот вопрос…

- Действительно, очень трудно определить свой жанр… Ну, давайте назовем это графикой. Хотя, вообще-то, главное в моих работах не техника, а материал. Я рисую на разных видах бумаги, на хосте, папирусе и т.д., и естественная текстура материала становится частью рисунка. Я люблю «рельефные» рисунки и иногда даже использую для усиления этого эффекта гипс…

- Есть ли у вас какая-то пока еще невоплощенная творческая фантазия, мечта…

- Мне бы очень хотелось нарисовать иллюстрации к азербайджанским национальным сказкам. Причем, не традиционные, а современные, необычные. А может, даже самой написать что-нибудь для детей… У меня уже был опыт иллюстрирования, но не книги, а обложек музыкальных альбомов.

- Что это была за музыка?

- Джаз… И, по-моему, это довольно символично. Потому что и собственные рисунки часто напоминают мне джазовые композиции. В том смысле, что в них также много эксперимента и импровизации.

- То есть, каждая ваша работа - это чистой воды импровизация?

- Не совсем. Сперва в моем сознании рождается какой-то смутный образ, и лишь позже я начинаю понимать, что он означает… А вот как этот образ воплотится в рисунке, предположить невозможно.

- А насколько для вас важно то, как в итоге поймет ваш рисунок зритель?

- Я не пытаюсь навязывать зрителям собственное видение, мне интересно их собственное мнение и восприятие. Тем более что иногда посредством этого я узнаю что-то новое и неожиданно о себе самой. Это своего рода самопознание…

- И, наверно, результаты этого самопознания не всегда бывают позитивными…

- Разумеется. Но даже если «открытие» не слишком приятное, я стараюсь отнестись к этому спокойной, сделать выводы и, по возможности, исправить выявленный недостаток.

- Еще один довольно банальный вопрос: что является для вас источником вдохновения?

- В первую очередь, это природа. По-моему, природа сама по себе - это шедевр, гениальное произведение искусства, которым можно восхищаться бесконечно.

- А ведь принято считать, что лучший источник вдохновения для творческого человека - это разного рода горести, несчастья, депрессии… И что именно из страданий рождаются шедевры. Вы с этим не согласны?

- Даже и не знаю… Лично для меня искусство - неотъемлемая часть жизни, вне зависимости от того, плохо мне или хорошо. Оно помогает приглушить страдание или усилить счастье. Но рисую я в любом состоянии, просто не могу без этого.

- Что еще вы можете сказать о своем отношении к искусству?

 

- Искусством хочется делиться с другими.

 

Нигяр РАГИМОВА

Каспiй.- 2015.- 30 марта.- С.- 12